Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» (шахматы)


Согласовано
Руководитель МО
естественных наук, ФК и ОБЖ
______________З.Э. ГайфулинаУтверждено:
Директор ГБОУ СОШ с. Надеждино.
« 02» сентября 2015
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Надеждино муниципального района КошкинскийСамарской областиРабочая программа курса
«Белая ладья»
Общеинтеллектуальное направление
Класс 2-7
Срок реализации 4года
Программу разработал: учитель физической культуры
А.И. Романов
2015 г.
Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма(далее–Программа)внеурочнойдеятельности
«Белая ладья» общеинтеллектуального направления разработанадля обучающихся 2- 5 классов на основе авторской программыА.А.Тимофеева курса «Шахматная школа» (Примерные программывнеурочной деятельности).Начальное и основное образование; под ред. В.А.Горского– М.:Просвещение, 2011 год) и кружка «Шахматы» (Сборникпрограмм внеурочнойдеятельности.1-4классы/подред.Н.Ф.Виноградовой–М.:«Вентана-Граф»,2013).
Назначение программы.
Введение шахмат в образовательный процесс школы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Отличительныеособенности:
Определение видоворганизации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебногокурса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентирыи воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельностипредполагают уровневую оценку в достижении планируемыхрезультатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом,администрацией.
Ценностные ориентиры содержания ведущей деятельности.
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника.
В данном случае развитию внимания школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину.
Обучение школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счет комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами,
составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей.
Образующих линию, ил как множество, являющееся пересечением других множеств – вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».
Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» - одной из важнейших в школьном курсе информатики.
Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуется функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход – это аргумент в споре двух конфликтующих структур.
Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.12. №273-Ф
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России№03-296 от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. –М.: «Просвещение», 2010. – 24с.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Послание Губернатора Самарской области Губернской Думе. – Самара, 2013.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; раздел 2.9.;(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
Актуальность программы обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый планвыдвигается развивающая функция обучения, в значительной степениспособствующая становлению личности школьников и наиболее полномураскрытию их творческихспособностей.
Программа рассчитана:на 204 часов, со 2- 7 класс, 34 часа в год,1 час в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализацииПрограммы.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» рассчитана на детей школьного возраста 8 - 13 лет.Продолжительность занятий - 40 минут.
Срок реализации программы: 6 лет.
Цель:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитиеинтеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий длямногогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
развитие мышления школьника во всех его проявлениях— от нагляднообразного мышления до комбинаторного, тактическогои творческого.
развитие внимания и мотивации школьника;
развитие наглядно-образного мышления;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижениирезультата.
Формызанятий:
Практическаяигра.
Решение шахматных задач, комбинаций иэтюдов.
Дидактические игры и задания, игровыеупражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматныедидактические игрушки.
Участие в турнирах исоревнованиях.
Приѐмы и методы организации учебно–воспитательногопроцесса:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этаповотрепродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях,до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую,отказ от общепринятыхстереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядныйирепродуктивный методы. Ониприменяется:
При знакомстве с шахматнымифигурами.
Приизучениишахматнойдоски.
Приобученииправиламигры;
Приреализацииматериальногоперевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различныхэтапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Длятого чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладеваеттактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующийалгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивныйметод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов иоснов позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиляи эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методомявляетсячастично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляетсяв том случае, когда большую часть работы ребенок проделываетсамостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельногоизучения обучающимися (домашние задания для каждого годаобучения,специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов идр.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод,для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,мат в определенное количество ходов ит.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разныхнаправлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свойсобственный подход кигре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразныхзадач.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют,миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Ожидаемыерезультаты:
овладение навыками игры вшахматы;
интеллектуальноеразвитиедетей;
результативное участие в соревнованиях различныхуровней.
Учебный план программы.
№ п/п РазделыпрограммыКоличествочасов1год 2
год 3год 4год
1 Шахматная доска и фигуры3ч 2 Ходы и взятия фигур11ч 3 Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат10ч 4 Запись шахматных ходов2ч 5 Ценность шахматных фигур. Нападениеи защита, размен 2ч 6 Общие принципы разыгрывания дебюта5ч 7 Повторение6ч 3ч 8 Защита6ч 9 Реализация большого материального перевеса. 10ч 10 Эндшпиль9ч 11 Практическая игра3ч 2ч 6ч
12 Тактика в шахматах иопределение комбинации 29ч 15 Атака в шахматной партии3ч
16 Оценка позиции3ч
17 Игра в середине партии22ч
Итого: 33 34 34 34
Тематический план первого года обучения.
№ ТемаурокаКол-вочасовВ томчислеДатаТеорияПрактикаПлан. Факт.
Шахматнаядоска ифигуры3ч 1 Легенда о возникновении шахмат. 1 + 2 Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полейи линий. 1 + 3 Шахматные фигуры иих обозначения. 1 + Ходы и взятия фигур11ч 4 Начальнаяпозиция.
Запись шахматныхпозиций. 1 + 5 Ходы и взятия ладьи,слона, ферзя, короля ипешки. 1 + 6 Ударность иподвижность фигур в зависимости отположенияна
доске. 1 + 7 Угроза,нападение,защита. 1 + 8 Превращение и взятиена проходепешкой. 1 + 9 Значение короля. 1 + 10 Шах. Короткая идлинная рокировка. 1 + 11 Практическая игра. 1 + 12 Практическая игра. 1 + 13 Практическая игра. 1 + 14 Практическая игра. 1 + Цель и результатшахматной партии.Шах, матипат10ч 15 Правила шахматныхсоревнований.Шахматные часы. 1 + 16 Сходство и различиемежду понятиями шаха имата. 1 + 17 Способы защиты от шаха. 1 + 18 Открытый, двойной шах. 1 + 19 Мат. 1 + 20 Алгоритм решения задачна мат в одинход. 1 + 21 Пат. 1 + 22 «Бешеные»фигуры. 1 + 23 Сходство и различиемежду понятиями мата ипата. 1 + 24 Выигрыш, ничья,видыничьей. 1 + 25 Записьшахматныхходов2ч Полная и краткаянотация. Шахматныйдиктант. 1 + 26 Принципзаписи перемещенияфигуры. Условныеобозначения перемещения,взятия, рокировки. 1 + 27 Ценностьшахматныхфигур. Нападениеи защита,размен 2ч Ценность фигур.Единица измеренияценности.
Изменениеценности
в зависимости от ситуациина доске. 1 + 28 Размен. Равноценныйи неравноценныйразмен. Материальныйперевес, качество. 1 + 29 Общиепринципыразыгрываниядебюта5ч Мобилизацияфигур, безопасность короля,борьба за центр и расположениепешек вдебюте. 1 + 30 Классификациядебютов. 1 + 31 Анализучебныхпартий. 1 + 32 Раннееразвитиеферзя. 1 + 33 Дебютныеловушки. 1 + Итого: 33 9ч 24ч № ТемаурокаКол-вочасовВ томчислеДатаТеорияПрактикаПлан. Факт.
Повторение6ч 1 Ходы и взятия фигур. 1 + 2 Ходы и взятия фигур. 1 + 3 Понятия шаха, мата ипата. 1 + 4 Задачи наценность. 1 + 5 Правилазаписиходов. 1 + 6 Принципы игры вдебюте, анализ учебныхпартий. 1 + Защита6ч 7 Понятие озащите. 1 + 8 Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие
линии атаки,защита атакованной фигурысвоей фигурой,контр-
атака. 1 + 9 Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие
линии атаки,защита атакованной фигурысвоей фигурой,контр-
атака. 1 + 10 Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие
линии атаки,защита атакованной фигурысвоей фигурой,контр-
атака. 1 + 11 Уничтожение атакующей фигуры, уход из-подудара, перекрытие
линии атаки,защита атакованной фигурысвоей фигурой,контр- 1 + атака. 12 Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие
линии атаки,защита атакованной фигурысвоей фигурой,контр-
атака. 1 + Реализациябольшогоматериальногоперевеса. 10ч 13 Матованиеодинокогокороляферзѐми ладьѐй,двумяладьями,
королѐм и ферзѐм, королѐми ладьѐй как игрыс выигрышнойстратегией. 1 + 14 Матованиеодинокогокороляферзѐми ладьѐй,двумяладьями,
королѐм и ферзѐм, королѐми ладьѐй как игрыс выигрышнойстратегией. 1 + 15 Матованиеодинокогокороляферзѐми ладьѐй,двумяладьями,
королѐм и ферзѐм, королѐми ладьѐй как игрыс выигрышнойстратегией. 1 + 16 Матованиеодинокогокороляферзѐми ладьѐй,двумяладьями,
королѐм и ферзѐм, королѐми ладьѐй как игрыс выигрышнойстратегией. 1 + 17 Матованиеодинокогокороляферзѐми ладьѐй,двумяладьями, королѐм и ферзѐм,
королѐми ладьѐй как игрыс выигрышной стратегией. 1 + 18 Матованиеодинокогокороляферзѐми ладьѐй,двумяладьями, королѐм и ферзѐм,
королѐми ладьѐй как игрыс выигрышной стратегией.
1 + 19 Матовые и патовыепозиции. 1 + 20 Матовые и патовыепозиции. 1 + 21 Стратегииоттеснения одинокого короля накрай доски.Оппозиция. 1 + 22 Стратегииоттеснения одинокого короля накрай доски.Оппозиция. 1 + Эндшпиль9ч 23 Общиепринципы разыгрывания эндшпилей,их классификация. 1 + 24 Общиепринципы разыгрывания эндшпилей,их классификация. 1 + 25 Общиепринципы разыгрывания эндшпилей,их классификация. 1 + 26 Пешечные иладейныеэндшпили1 + 27 Пешечные иладейныеэндшпили1 + 28 Пешечные иладейныеэндшпили1 + 29 Пешечные иладейныеэндшпили1 + 30 Пешечные иладейныеэндшпили1 + 31 Пешечные иладейныеэндшпили1 + Практическаяигра3ч 32 Контроль засоблюдением шахматных правили качествомзаписи. 1 + 33 Контроль засоблюдением шахматных правили 1 + качествомзаписи. 34 Анализошибок. 1 + Итого: 34ч 8ч 26ч 3-й год обучения№ ТемаурокаКол-вочасовВ томчислеДатаТеорияПрактикаПлан. Факт.
Атака в шахматной партии3ч 1 Король в центре. 1 + 2 Атака позиции короткой рокировки. 1 + 3 Атака при разносторонних рокировках. 1 + Оценка позиции3ч 4 Оценка позициикак разложение позициина элементы. 1 + 5 Материальноесоотношение, положение в центре,сильные ислабые
поля, развитие фигури наличие угроз с обеихсторон какстатические
факторы,определяющиеоценкупозиции. 1 + 6 Понятие о динамикепозиции1 + Игра в серединепартии22ч 7 Чтоделатьпоследебюта. 1 + 8 Слабые поля. Временныеи постоянныеслабости. 1 + 9 Расположение фигур.Плохие и хорошиефигуры. 1 + 10 Ограничениеподвижности фигур.Блокада.
Централизация. Откры-тые линии.Полуоткрытыелинии. Концентрация силдля атакиважного
пункта. 1 + 11 Ограничениеподвижности фигур.Блокада.
Централизация. Открытые линии.Полуоткрытые атаки
линии. Концентрациясилдля1 + важногопункта. 12 Ограничениеподвижности фигур.Блокада.
Централизация. Откры-тые линии.Полуоткрытыелинии. Концентрация силдля атакиважного пункта.
1 + 13 Ограничениеподвижности фигур.Блокада.
Централизация. Откры-тые линии.Полуоткрытыелинии. Концентрация силдля атакиважного пункта.
1 + 14 Ограничениеподвижности фигур.Блокада.
Централизация. Откры-тые линии.Полуоткрытыелинии. Концентрация силдля атакиважного пункта.
1 + 15 Открытие и закрытиелиний. 1 + 16 Дваслона. 7 и8 горизонтали. 1 + 17 Дваслона. 7 и8 горизонтали. 1 + 18 Форпост. Форпост нае5. Форпост наd5. 1 + 19 Форпост. Форпост нае5. Форпост наd5. 1 + 20 Форпост. Форпост нае5. Форпост наd5. 1 + 21 Слабостькомплексаполей. 1 + 22 Слабостькомплексаполей. 1 + 23 Фигуры и пешки вцентре. Висячиепешки.
Изолированныепешки. 1 + 24 Фигуры и пешки вцентре. Висячиепешки.
Изолированныепешки. 1 + 25 Фигуры и пешки вцентре. Висячиепешки. 1 + Изолированныепешки. 26 Центр и операции нафланге. 1 + 27 Центр и операции нафланге. 1 + 28 Центр и операции нафланге. 1 + Практическаяигра6ч 29 Практическаяигра1 + 30 Практическаяигра1 + 31 Практическаяигра1 + 32 Практическаяигра1 + 33 Практическаяигра1 + 34 Практическаяигра1 + Итого: 34ч 10ч 24ч 4-й годобучения№ ТемаурокаКол-вочасовВ томчислеДатаТеорияПрактикаПлан. Факт.
Повторение3ч 1 Способы защиты от нападения. 1 + 2 Матование одинокого короля. 1 + 3 Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. 1 + Тактика в шахматах и определение
комбинации 29ч 4 Тактические приѐмыи комбинации. 1 + 5 Тактические приѐмыи комбинации. 1 + 6 Вариант, форсированный вариант, жертва. 1 + 7 Вариант, форсированный вариант, жертва. 1 + 8 Вариант, форсированный вариант, жертва. 1 + 9 Двойной удар,связка, открытоенападение, слабость последнейгоризонтали. 1 + 10 Двойной удар,связка, открытоенападение, слабость последнейгоризонтали. 1 + 11 Двойной удар,связка, открытоенападение, слабость последнейгоризонтали. 1 + 12 Двойной удар,связка, открытоенападение, слабость последнейгоризонтали. 1 + 13 Двойной удар,связка, открытоенападение, 1 + Слабость последней горизонтали. 14 Двойной удар,связка, открытоенападение, слабость последнейгоризонтали. 1 + 15 Двойной удар,связка, открытоенападение, слабость последнейгоризонтали. 1 + 16 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушение пешечногоприкрытия короля — основные идеикомбинаций. 1 + 17 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушение пешечногоприкрытия короля — основные идеикомбинаций. 1 + 18 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушение пешечногоприкрытия короля — основные идеикомбинаций. 1 + 19 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушениепешечного 1 + прикрытия короля — основные идеикомбинаций. 20 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушение пешечногоприкрытия короля — основные идеикомбинаций. 1 + 21 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушение пешечногоприкрытия короля — основные идеикомбинаций. 1 + 22 Устранение защиты,отвлечение,завлечение, блокировка,освобождение пространства,перекрытие,
«мельница»,«рентген», перегрузка,
разрушение пешечногоприкрытия короля — основные идеикомбинаций. 1 + 23 Комбинации на сочетание идей. 1 + 24 Комбинации на сочетание идей. 1 + 25 Комбинации на сочетание идей. 1 + 26 Комбинации на сочетание идей. 1 + 27 Комбинации на сочетание идей. 1 + 28 Комбинациинасочетаниеидей. 1 + 29 Комбинации на сочетание идей. 1 + 30 Комбинации на сочетание1 + идей. 31 Комбинации на сочетание идей. 1 + 32 Комбинации на сочетание идей. 1 + Практическаяигра2ч 33 Практическая игра1 + 34 Практическая игра1 + Итого: 34ч 5ч 29ч Характеристика основных результатов курса.
Для отслеживания результатовпредусматриваются в следующие формы контроля:
Текущий:
оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом вформе наблюдения;
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебногодействия до начала его реальноговыполнения;
пооперационный,тоестьконтрользаправильностью,полнотойи последовательностью выполнения операций, входящих в составдействия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,«план» действия и опирающийся на понимание принципов егопостроения.
Итоговый контроль вформах
тестирование;
практические работы;
творческие работы обучающихся.
Для оценки эффективности занятийможно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимсяпри выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, темвыше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающийэффект занятий;
поведение обучающихся на занятиях: живость,активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результатывыполнениятестовыхзаданий,привыполнениикоторых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиямисамостоятельно.
Ресурсноеобеспечение1 Учебно-методическоеобеспечениеСухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.
Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.
Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Книжка – раскраска «Шахматные герои».
Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
ЭнциклопедииМетодическоепособиедляучителя2 НаглядныепособияКоробки с деревяннымишахматамиКоробки с магнитнымишахматамиПлакаты: Различные позиции в шахматах
3 Игры и игрушкиИгры настольно-печатные
«Чудесный мешочек»
4 УчебноеоборудованиеКлассная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитнаядоска.
5 ТехническиесредстваКомпьютер
Мультимедийный проектор
СписоклитературыПримерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М.,ФиС, 1972 г.
Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

Приложение 1.
Дидактические игры и игровые задания.
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Приложение 2.
Дидактические задания.
“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.
“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.
“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.
“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.