Занятие по шахматному всеобучу на тему Шахматная фигура КОНЬ (2 класс)


Открытое занятие по шахматам,
проведённое в рамках предметной недели начальной школы
Шарапова Ирина Александровна, учитель начальных классов
Тема: Шахматная фигура - конь.
Цели: 1. Познакомить с шахматной фигурой – конь, с правилами хода коня, с правилами взятия конём. Учить ориентироваться на шахматной
доске.
2. Закрепить умения ходить ладьёй, слоном и ферзём. Способствовать
развитию логического мышления, внимания.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, настойчивость,
уверенность в своих силах.
Оборудование: демонстрационная шахматная доска, магнитные фигуры, индивидуальные шахматные доски, проектор, презентация к занятию.
Ход урока.
Актуализация знаний.
(Слайд 1)
1) -Ребята, прочитайте высказывание великого австрийского писателя Стефана Цвейга. («Единственная игра, которая принадлежит всем народам и всем эпохам…Она и древняя, и вечно новая»)
- Вы догадались, о какой игре идет речь? (шахматы) (Слайд 2)
- Как вы думаете, в чём польза этой занимательной игры? (высказывания детей)
- Ну, раз эта игра развивает ум, предлагаю вам шахматный мозговой штурм. Вы готовы быстро ответить на мои вопросы и показать, что вы уже знаете из шахматной теории?
2) (Слайд 3) Мозговой штурм
Из каких досок не строят избу? (из шахматных) Не люди, не звери, не часы, а ходят. (шахматные фигуры)
На каких полях ничего не растёт? (на шахматных) Сколько белых полей на шахматной доске? (32)
А белых фигур? (16)
Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (горизонталь)
Сколько горизонталей на шахматной доске? (8)
Какая шахматная дорожка тянется сверху вниз? (вертикаль)
Сколько вертикалей на шахматной доске? (8)
Сколько на доске больших диагоналей? (2)
Бывают ли чёрно-белые диагонали? (нет)
Чего больше на шахматной доске: носов у слонов или головёшек у пешек? (больше пешек, их 16, а слонов 4) Во сколько раз? (в 4раза)
Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, коньки, прислониться?
- Вы молодцы, ребята!
Слайд 4
-А какие правила должен соблюдать любой, кто играет в эту игру?
3) Отгадайте кроссворд, отвечая на загадки. ( отгадывая загадку, показывают фигуру и выставляют её на шахматной доске, один ученик работает на демонстрационной доске)
1 3 4
2 к о н ь
- Отгадайте загадки.
1. Маленькая, удаленькая, все
Поля прошла и фигуру нашла. (Пешка) Слайд 5
- Расскажите, что вы знаете о пешке?
2. Гладкий люблю я, расчищенный путь;
На шаг в любую сторону
Могу я шагнуть! (Король) Слайд 6
- Расскажите, как ходит Его Величество король?
3. Не живет в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом не водит. (Слон) Слайд 7
- Расскажите, а какие бывают слоны на шахматной доске?
4. Стою на самом краю,
Путь откроют – пойду,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья) Слайд 8
- Покажите и назовите, по каким дорожкам ходит ладья?
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Конь)
- Как вы думаете, какое отношение имеет выделенное слово в кроссворде к нашему занятию? (предположения детей) Слайд 9
- Какой фигуры не хватает среди выставленных на доске? (Ферзя)
-Какое правило помнит любой шахматист, расставляя ферзя в начальной позиции?
Знакомство с новым материалом.
- С шахматной фигурой КОНЬ будем знакомиться на занятии.
- Покажите эту фигуру. Шахматный конь вполне похож на настоящего, даже грива есть.
- На каких полях стоит конь на шахматной доске в начальном положении? (Слайд 10)
(Слайд 11) (читает учитель)
- Конь — удивительная фигура, единственная способна перепрыгивать через препятствия. Но не такой «быстрый», как ферзь, ладья или слон. Конь самая интересная фигура на шахматной доске. Почему?
Ход коня напоминает букву «Г». Ходит на три поля: раз, два – прямо, три - в сторону. Или так: ход ладьи + слона (Слайд 12)
Стрелочками на диаграмме показано, какие прыжки способен совершить конь, стоящий на пустой доске. Сосчитайте, сколько полей атакует конь в середине доски, а если наказан и находится в углу? (Слайд 13,14)
Для коня не существует обычных преград в виде чужих фигур и пешек, он их попросту перепрыгивает.
Существует правило, которое поможет лучше запомнить ход коня: если конь стоял на белом поле, то после правильного хода он непременно встанет на черное поле. И, наоборот, с черного поля конь должен переместиться только на белое. (Слайд 15)
-Если поле, на которое приготовился пойти конь, занято неприятельской фигурой, он её может взять, а если фигурой своего цвета, то ход ему закрыт.
III. Физкультминутка (Слайд 16)
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну-ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем Вправо – влево, а потом              (вращение головой) 3-4, приседаем, Наши ножки разомнём.               (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)
На внимание задание «Ухо-нос» (Слайд 17)
Решение дидактических задач и заданий.
- Поставьте коня в центр доски на поле е 5.На поле какого цвета он стоит? (чёрного)
- Расставьте пешки вокруг коня. Скажите, сколько ходов может сделать конь? (8 ходов) Скажите, на полях какого цвета находятся пешки? (белого)
- Поставьте коня в центр доски на поле a4. На поле какого цвета он стоит? (белого)
- Расставьте пешки вокруг коня. Скажите, сколько ходов может сделать конь? (4 хода) Скажите, на полях какого цвета находятся пешки? (чёрного)
- Поставьте коня в угловое поле а 1. Сколько ходов может сделать конь? (2 хода)
- Какие выводы можете сделать из этого упражнения?
(1-по мере приближения к краю доски количество ходов уменьшается;
2-лучше и угрожающе всего стоит конь в середине доски) 2) Игра «Кратчайший путь»
- Как белому коню быстрее всего добраться до ладьи? Посчитайте, сколько ходов вы сделали? (Слайды 18,19)
- Как белому коню Ка1 быстрее всего добраться в гости к своему другу Кh8? Посчитайте, сколько ходов вы сделали? (Слайды 20)
V. Закрепление знаний. Игра «Да – нет»
- Может ли конь попасть на белое поле? (да)
- Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
- Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)
- Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)
- Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)
- Может ли черный конь побить черного ферзя? (нет)
- Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8)
- Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2)
VI. Итог урока. Домашнее задание.
- Думается, что теперь вы достаточно хорошо научились прыгать конём по шахматной доске, но чтобы стать настоящими джигитами, выполните дома или на переменках такие задания. Попрыгайте конём по шахматной доске. Перескачите конем из одного угла доски в противоположный угол. Побывайте конем во всех углах доски.