Разработка урока на тему Сложные предложения. Виды сложных предложений.


Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа имени Магжана Жумабаева отдела образования акимата Мойынкумского района»
Область: Жамбылская
Номинация: преподавание русского языка и литературы
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Характеристика сложных предложений. Основные виды сложных предложений.
Дата рождения 05.07. 1976 год
Место работы средняя школа имени Магжана Жумабаева
Должность учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 17 лет
Квалификационная категория высшая
Контактный телефон 87771014054
Пояснительная записка
На своих уроках с прошлого года стала использовать метод «Прослеживание результатов обучения самими учащимися через ведение «Дневника достижений» (Форма дневника в приложении № 1 дается после разработки урока). Дневник заполняется на протяжении урока. «Дневник достижений»- заполняется методом «Телеграмма»- только ключевые моменты. Заполняется после определения цели. В начале урока каждый ученик формулирует цель на урок, соответственно уровню информированности по теме. После усвоения новой темы, ученик вновь обращается к «Дневнику достижений» и заполняет графу «Узнал». После тренировочно-практических упражнений заполняется графа «Доработка», где ученик записывает дополнительную информацию по теме. В «Дневнике достижений» , в графе «Самооценивание » ученик ставит «ДОСТИГ» или «СТРЕМИСЬ». «СТРЕМИСЬ»- дает возможность ученику исправить оценку до следующего урока, дополнив свои знания, пробелы, поработав над собой. Учитель ставит суммативную оценку после изучения всего раздела. Этот метод позволяет учащимся прослеживать и регулировать уровень своих знаний, дается возможность для открытого и справедливого оценивания знаний как учителем, так и самим учеником.
В данной разработке показано использование этого метода на протяжении всего урока.
Тема: Характеристика сложных предложений. Основные виды сложных предложений.
Цель: научиться отличать сложные предложения от простых, изучить основные виды и средства связи в сложных предложениях, ставить знаки препинания в сложном предложении;конструировать разные синтаксические конструкции;разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.
Тип:усвоение новых знаний
Критерии успеха: знаю, что такое грамматическая основа, умею определить структуру простых предложений, распознаю простое предложение.
№ Этапы урока Активные методы, формы и приемы обучения Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание Реализация модулей
1 Организационный этап. Деление на 5групп (по 4 ученика). Создает группы в зависимости от мотивации к обучению. Назначает лидеров групп. В одной группе определяется равное количество учащихся со слабой мотивацией и высокой мотивацией к обучению. Словесное поощрение. НП
ЛиУ2 Проверка
и актуализация знаний. «Тренер и игрок».
«Запиши и докажи».
«Подумай и ответь».
«Тренер и игрок»- парная работа.
1 ЗАДАНИЕ:
«Запиши и докажи»: привести пример простого предложения и доказать, что оно является простым.
2 ЗАДАНИЕ: «Подумай и ответь».
1)Что такое грамматическая основа?
2)Какое предложение называется односоставным, а какое двусоставным?
3)Какие предложения называются простыми?
4)Чем могут осложняться простые предложения? Внутри групп определяются пары. В роли «тренеров» ученики, которые показали хороший уровень знаний по пройденным темам и которые помогут учителю при проверке 1 и 2 заданий.
Каждый ученик получает в виде карточек опорные вопросы, отвечают тренерам .Учитель оценивает «тренеров», а «тренера» «игроков»:
1 задание- 1 балл;
2 задание:
1-й вопрос- 1балл;
2-й вопрос-1 балл;
3-й вопрос-1 балла.
4-й вопрос- 2балла
Все фиксируется на «Экране достижений» НП
ЛиУТиООдОВО
КМ
3 Целеполагание. 1) ПОПС – формула:
ПОПС – формула:
П – позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение (или обоснование) («Потому что …»)
П – пример («Я могу это доказать это на примере …»)
С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).
2)«Дневник достижений»
(приложение № 1)
Определение цели урока через выполнение задания по ПОПС формуле.
ЗАДАНИЕ:
Сопоставьте :-Чем один из примеров отличается от других?
А) В лесу внезапно стало темно.
В) Вокруг воцарилась холодная тишина, не предвещавшая ничего хорошего.
С) Мы набрели на лесную сторожку, в ней никого не оказалось.
Корректировка темы и целей урока.
Индивидуальная работа.
«Дневник достижений»- заполняется методом «Телеграмма»-коротко и только самое главное
Заполняется после определения цели. Индивидуальная работа.
Учащиеся доказывают «ПОПС»-формулу.
Предполагают тему и цели урока, устно разобрав все примеры.
В «Дневнике достижений»-каждый ученик может сформулировать цель на урок, соответственно уровню информированности по теме. (Заполняются1,2 графы)-индивидуальная работа. КМ
НП
КМ
4 Усвоение новых знаний. Поисково- проектный метод.
1) Поиск ответов на проблемные вопросы:
-Какие предложения называются сложными?
-В чем сходство и различие простых и сложных предложений?
-Какие средства связи являются основными?
2)Подготовка проекта. Индивидуальная работа.
Ученики находят конкретные ответы на вопросы в учебниках.
Групповая работа. Полное знакомство с темой урока. Полученную ранее информацию дополняют из разных источников (книг, Интернета, справочников) НП
ВО
ИКТ
КМ
5 Проверка усвоения новых знаний. «Дневник достижений».
«Снежный ком»
Обмен групп постерами. Учащиеся по памяти записывают правило в3 графе «Дневника достижений».
Знакомство с содержанием постеров. Оценка постеров: на стикерах, комментирование содержания. НП
ОдОВО
6 Закрепление новых знаний. Уровневые задания.
«Дневник достижений».
1.Обязательный уровень.
Упр. 59
2. Базовый уровень.
Упр. 61
3. Творческий уровень.Написать текст на тему: «Экология» с использованием разных видов СП, составить схемы. «Дневник достижений»
(4 графа).
Оценивает-
ся на 1 балл
Оценивается на 1 балл
Оценивает
ся на 1 балл НП
ТиООдОКМ
7 Оценивание. Экран достижений (приложение № 2)
Работа над «Дневником достижений»
(5 графа). «Стремись» или «достиг» Лидеры заполняют «Экран достижений», знакомят членов группы.
Ученики в графе «Самооценивание », если ученик получил оценку «5» или «4»-запоняет: «ДОСТИГ», если оценку «3» или «2», то: «СТРЕМИСЬ». Взаимооценивание. НП
ЛиУОдОВО
КМ
8 Рефлексия. «Одноминутное эссе» Достиг ли я цели?
Если «да», благодаря чему? Если «нет», почему? ОдОПриложение № 1
Форма «Дневника достижений»
№ Тема Цель Узнал (-а) Доработка СамооцениваниеОценка учителя
Записывается тема нового урока Каждый, на основе общей цели, определяет конкретно свою цель Заполняется после изучения новой темы и записываются только ключевые моменты. Заполняется после выполнения тренировочно-практических заданий, если есть дополнение к ранее полученным знаниям «Д»- достиг, если ученик считает, что все понял по новой теме;
«С»стремись, если еще необходимо поработать над темой. При этом имеется возможность исправить оценку на следующий урок. Выставляется в конце раздела или подраздела в виде суммативного оценивания, после проведения контрольно-проверочных работ
Приложение № 1
Экран достижений ученика _________ класса ________________________________________ Тема:_____________________________________________________________Дата:__________________
Фамилии «Запиши и докажи».
1балл «Поду-май и ответь».
5балл 1.Обяза-тельный уровень.
(упр 59)
1балл
2. Базовый уровень.
(упр 61) 1балл 3. Творческий уровень.
(Текст на тему «Экология») 2 балла Общее количество баллов. Оценка
Критерии оценивания:Оценка «5» - 9-10 балллов;
Оценка «4»- 7-8 баллов
Оценка «3» -4-6 баллов
Оценка «2» -1-3 балла
В «Дневнике достижений» , в графе «Самооценивание », если ученик получил оценку «5» или «4»-запоняет: «ДОСТИГ», если оценку «3» или «2», то: «СТРЕМИСЬ». «СТРЕМИСЬ»- дает возможность ученику исправить оценку до следующего урока, дополнив свои знания , поработав над собой.