Педсовет по теме Мотивация учения — основное условие успешного обучения


Мотивация учения и формирование мотивационной сферы учения
Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы.
Педагогический совет
«МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ» (слайд 1)
Слайд 2
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учения» и получению представлений о формировании мотивационной сферы учения.
  Задачи:
1.Проанализировать и определить теоретические аспекты проблемы формирования формирование учебной мотивации учащихся.
2.Используя практический опыт учителей, включить всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования учебной мотивации учащихся.
  Обоснование выбора темы педсовета.
Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.
  Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» (слайд 3)
Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин этого множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. А также существуют причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).
Причины снижения мотивации, зависящие от учащегося:
низкий уровень знаний;
несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
реже – не сложившиеся отношения с классом;
в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.
При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует мотивацию? Эта проблема является актуальной не только для школы, но и для различных возрастных периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?
Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.
Важно понять три важных обстоятельства:
мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;
то, чему учат, можно выучить,
профессионализм и мастерство педагога- это путь развития мотивации.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями учащегося. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Обратите внимание на выставку новинок методической литературы по теме педсовета.
Краткие теоретические сведения по проблеме (глоссарий темы).
  Вспомним основные понятия, которые относятся к данной теме. На ваших столах есть раздаточный материал, который вам пригодится для работы в группах.
Работа в группах:
Задание: написать, как вы понимаете что такое:
Мотивация – …
Мотив - …
Виды мотивов:
- социальные: …
- познавательные: …
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Виды мотивов:
- социальные:долг, ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями,понимание социальной значимости учения,..
- познавательные: новые факты, знания, явления, интересы, потребности, …
 
Мотивационная сфера ученияшкольников определяется следующими понятиями: 
 Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
осознание ребенком объективной значимости учения;
понимание ребенком субъективной значимости учения. 
  Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. 
  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
  Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка. 
 Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций. 
!Мотивы учения (На слайд):

внешние (мотивы обучения) внутренние (мотивы учения)
осознанные (умения школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию) неосознанные (существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях)
реальные (осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения) мнимые (которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах)
Результаты анкетирования по определению уровня мотивации деятельности учащихся.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Чтобы правильно применять способы стимулирования школьников, необходимо сначала провести диагностику с целью выявления причин, почему некоторые дети хотят учиться, а некоторые не хотят, что им мешает, что побудило бы у них интерес к учебе, т.е. явилось бы самым важным стимулом. Такую диагностическую работу провела педагог – психологСвидерская Анна Антоновна (результаты анкетирования).
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.
В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.
В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
В рамках тематического контроля было выяснено, что наши педагоги используют для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания (все педагоги);2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя (все педагоги);3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.) (все педагоги);4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки (Иванец К.А., Яцкевич М.С., Багель О.А., Козлова Ю.А., Шерякова Е.К, Петюль Т.В., Фролова Е.В,, Пугачева О.А.,Тавкина О.П.)
Важно решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
1) через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности (Тавкина О.П.,Петюль Т.В.);2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости (Фомина Н.Ф., Бычкова И.Н., Пиртань Н.В., Тавкина О.П., Клопова Л.К., Гиль А.А., Романовская Т.Н.)3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий (Тавкина О.П., ИзмерА.М., Романовская Т.Н.,Пиртань Н.В., Фомина Н.Ф., Бычкова И.Н., Гиль А.А.)4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала (Романовская Т.Н., Измер А.М., Зенькова О.А., Андреева А.О., Амбросенок В.Л., Тавкина О.П., Пашковская А.П., Пугачева О.А., Шерякова Е.К., Русова Е.С.);
Важно формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, оказание учащимися помощи друг другу (все педагоги);2) необычная форма преподнесения материала (Петюль Т.В.,Шнитко О.Н.);3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, установление противоречий; (Шнитко О.Н., Иванец К.А.,Пиртань Н.В., Фомина Н.Ф., Клопова Л.К., Бычкова И.Н., Амбросенок В.Л., учителя начальных классов);4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование (многие педагоги);5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, оценка промежуточных достижений (все педагоги), использование рефлексивных линеек (Пугачева О.А., Катушонок О.В., Забелло Д.Н.)6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий (все педагоги).
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. И каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы.
Результаты диагностики мотивационной сферы педагогов.
Цель диагностики: изучение уровня владения учителем основными методами
мотивации и стимулирования деятельности.
применяю регулярно применяю иногда не применяю.
Эмоциональные методы мотивации: 1 – поощрение 28 2 -
2 – порицание 2 24 4
3 – учебно-познавательная игра 8 15 7
4 – создание ярких наглядно-образных представлений 17 10 3
5 – создание ситуации успеха 23 6 1
6 – стимулирующее оценивание 19 9 2
7 – свободный выбор задания 7 21 2
8 – удовлетворение желания быть значимой
личностью 5 20 5
9 – другое (записать) Познавательные методы мотивации: 1 – опора на жизненный опыт 20 10 -
2 – познавательный интерес 26 3 1
3 – создание проблемной ситуации 21 8 1
4 – побуждение к поиску альтернативных решений 9 18 3
5 – выполнение творческих заданий 23 5 2
6 – «мозговая атака» 4 20 6
7 – другое (записать) Волевые методы мотивации: 1 – предъявление учебных требований 26 2 2
2– информирование об обязательных результатах обучения 26 3 1
3 – формирование ответственного отношения кучению 28 1 1
4 – самооценка и взаимооценка деятельности 18 11 1
5– рефлексия учебной деятельности 24 4 2
6 – прогнозирование будущей деятельности 11 17 2
7 – другое (записать) Социальные методы мотивации: 1 – развитие желания быть полезным 21 9 -
2 – побуждение подражать сильной личности 6 17 7
3 – создание ситуаций взаимопомощи 18 10 2
4 – заинтересованность в результатах коллективной работы 15 13 2
5 – другое (записать) АНАЛИЗ АНКЕТ УЧИТЕЛЕЙ
Соотношение методов внутри группы
Эмоциональные методы мотивации: 46%-
низкий уровень
поощрение 93%
создание ситуации успеха 77%
создание ярких наглядно-образных представлений 57%
стимулирующее оценивание 63%
удовлетворение желания быть значимой личностью 17%
учебно-познавательная игра 27%
свободный выбор задания 23%
порицание 7%
Познавательные методы мотивации: 57%-низкий уровень
познавательный интерес 87%
выполнение творческих заданий 77%
опора на жизненный опыт 67%
создание проблемной ситуации 70%
побуждение к поиску альтернативных решений 30%
«мозговая атака» 13%
Волевые методы мотивации: 74%- достаточный уровень
формирование ответственного отношения к учению 93%
рефлексия учебной деятельности 80%
самооценка и взаимооценка деятельности 60%
предъявление учебных требований 87%
прогнозирование будущей деятельности 37%
информирование об обязательных результатах обучения 87%
Социальные методы мотивации: 50% -низкий уровень
развитие желания быть полезным 70%
создание ситуаций взаимопомощи 60%
заинтересованность в результатах коллективной работы 50%
побуждение подражать сильной личности 20%
Степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85 % и выше – оптимальный уровень, 65–84 % – достаточный уровень, 40–64 % – низкий уровень.
    Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера вшколе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения
сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих
самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того,
формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (заниматель-ныепримеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподавания материала,вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя;
познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций,
разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование
школьных знаний в будущейжизни; умелое применение учителя поощрения и
порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения
школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение вновых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля,
самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение
учащихся в совместную учебнуюдеятельность.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ
Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.
Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:
задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий;
деятельность должна предоставлять возможность для выбора;
должны присутствовать задачи разной степени сложности;
слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.
Вторым условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность школьников.
Третьим условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.
Выделим еще одно условие – противоречивость материала. Когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.
В связи с этим можно дать несколько рекомендаций:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьни-
ков;
процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности дляпринятия и исполнения самостоятельных решений;
методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткийхарактер;
учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и, по ка
ким показателям будет оцениваться их деятельность;
система контроля должна обеспечивать объективное выявление резуль-
татов деятельности;
учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учени-
ков;
методы поощрения должны превалировать над методами наказания.
Практикум «Формирование мотивационной сферы»
Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов сферы учения.
Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист (ватман).После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.
Задание для I группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.
В задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
осознание ребенком объективной значимости учения;
понимание ребенком субъективной значимости учения.
Задание для II группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.
В задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении
Задание для III группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.
В задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Задание для IV группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.
В задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование эмоционального настроя. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Задание для V группы:
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению.
В задачу Вашей группы входит:
1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.
2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.
3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).
Установки и действия педагога:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание ситуации успеха;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
После выступления всех групп получается макет проекта "Формирование мотивации учения"
Проверка самостоятельной работы групп.
Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения
Мотив учения
Смысл учения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
Учет возрастных особенностей школьников
Создание ситуации успеха
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
Формирование адекватной самооценки учащихся
Выбор действий в соответствии с возможностями ученика
Постановка целей Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
Выбор средств, адекватных цели
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
Создание ситуации успеха
Эмоции, интерес Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности
Эмоциональная речь учителя
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
Применение поощрения и порицания
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
Нестандартные форма проведения уроков
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
Вывод:
Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.
Вывод по итогам педсовета:
Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни (слайд – выпускник начальной и основной школы). Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя и учащихся. Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы ицели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другимчеловеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертыванияактивности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Морозова Н.Н.,
зам.директора по УР
8. Решение педсовета:
   Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:
1.Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.
Срок исполнения: постоянно
Ответственные: педагоги
2.  Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации.
Срок исполнения: постоянно
Ответственные: педагоги3. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников.
Срок исполнения: постоянно
Ответственные: педагоги
4. Рассмотреть на заседаниях ШМО учителей инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения, такие как «технология учебного проектирования», «технология деятельностного метода», «технология портфолио ученика» и т.д.
Срок исполнения: март, 2016г.
Ответственные: руководители МО
5. Педагогам школы учитывать в педагогической деятельности результаты диагностического скрининга «Мотивация учебной деятельности учащихся».
Срок исполнения: постоянно
Ответственные: педагоги
6.Ввести в практику работы психологические тренинги личностного роста для учащихся.
Срок исполнения: 2016/2017 уч.годОтветственные: педагог-психолог