Статья«Мотивация учения – основное условие успешного обучения на уроках математики и физики».


«Мотивация учения – основное условие успешного обучения на уроках математики и физики».
Учитель физики и математики Малючева Е.В.
МБОУ Зелено-Рощинская ООО
Бугульминского муниципального района РТ
Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя и учащихся.
Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал.
Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». В.А.Сухомлинский
Что такое мотивация?
Мотив - приводить в движение, толкать. Мотивация - это побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.
Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.
На эти вопросы искали ответ не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес ребёнка к познанию, а учебное заведение стать школой радости.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
* содержание учебного материала;
* организация учебной деятельности;
* коллективные формы учебной деятельности;
* оценка учебной деятельности;
* стиль педагогической деятельности учителя.
Значительное влияние на мотивацию учения и её развитие может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы.
1.Создание ситуации успеха.
Предлагаю учащимся свой ответ во время фронтального опроса начать словами:
«Я знаю, что…»
«Я считаю…»
«С моей точки зрения…»
«Я думаю…»
2. Прием "Линия времени".
Используется в начале изучения темы. Выделяются:
этапы изучения темы, формы контроля, сложный материал, требующий стопроцентной самоотдачи, «конечный продукт» изучения темы.
3.Прием «Карта урока».
Например:
1.Устный счет.
2.Упражнение «Тренировка памяти».
3.Проверка домашнего задания.
4.Открытие новых знаний.
5.Решение упражнений.
6.Самостоятельная работа.
7.Итог. Рефлексия.
4.Прием «Автор».
Как бы вы изложили материал, данный темы вместо автора учебника?
5.Уроки в нестандартной форме.
1.Урок-путешествие в сказку по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
2. Урок-путешествие в сказку по теме «Инерция. Масса. Плотность».
3.КВН по теме: «Атмосферное давление. Архимедова сила».
4. КВН по теме «Работа. Мощность. Энергия».
5. Урок – физическая игра «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».
6.Урок-физическая игра «Электрические явления».
7. Урок-путешествие по электромагнитному морю на необитаемый остров «Магнетизма».
8.Урок-КВН «Законы Ньютона».
9. Урок-игра «Путешествие в страну «Кинематика».
10. Урок-соревнование «Эффекты взаимодействия».
11.Урок - решения задач с историческим содержанием и военной тематики.
12.Урок-путешествие в сказку «Сложение и вычитание натуральных чисел».
6.Уроки с применением поурочной карты.
Достоинством таких уроков является то, что каждый ученик работает в зоне своего ближайшего развития. Он добывает знания самостоятельно, работая на своем уровне усвоения знаний. Учитель выступает в роли консультанта.
Например:
Поурочная карта 8класс Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».Цель: научиться пользоваться амперметром для измерения силы тока в цепи.
1задание Повторение «Выберите правильный ответ»
2задание «Выполните тренировочные вопросы и задания лабораторной работы»
3задание «Познакомьтесь с лабораторным амперметром»
4задание «Отгадайте слова»
5задание «Согласно описанию лабораторной работы, начертить схемы, собрать цепи, измерить силу тока и записать показания амперметра»
6задание «Нарисовать схему цепей последовательного и параллельного соединения лампочек, измерить силу тока и записать показания амперметра».
7. Уроки-соревнования.
Используется дидактический материал. Ученики выполнят задания. Кто решит больше и быстрее?
8.Интересные задания.
Например:
В песне мы слышим про горы и реки Африки. А какая самая высокая гора в Африке? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо совершить мозговой штурм. Для этого решим примеры.
23•27= Н
108•9 = К
1313:13 = Р1224:12 = И
315•24 = Л
80•78 = О
28220:83 =Д
46200:42 = А
807•63 = Ж
595200:2400 = М
972 102 7560 102 248 1100 621 340 50841 1100 101 6240
К И Л И М А Н Д Ж А РО

Голубая гора с шапкой снега на верхушке высится над полупустынями Северной Танзании. Высотой горы гордится вся Африка: 5899 метров. Влажные ветры Индийского океана, натыкаясь на Килиманджаро, оставляют здесь принесенную воду в виде дождя и снега. У подножия горы можно выращивать кофе и кукурузу, а до высоты 3000 м произрастает тропический лес. До 4000 м гору украшают прекрасные альпийские луга, а еще выше (от 4400 м) они сменяются высокогорными лишайниками и мхами.
2.На острове Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах.
-42+18= 0-Е
-3,91+3,91= -5-Л
15,3+(-2,3)= 19-0
12-(-2)= -24-Д
31-12= -102,08-С
-48-23= 14-М
-6,1+6,1+0= -71-Х
15-20= 13-Р
-25-(-5)= -20-И
-102,08-0=
9. Необычные опыты.
Например:
Опыт со стеклянной бутылкой и вареным яйцом при изучении темы «Атмосферное давление».
10.Экспериментальные задания.
Например:
1.Определить массу тела деревянного бруска, используя только линейку.
2.Определить скорость движения при ходьбе и скорость бега.
3.Используя линейку, гирю 20г, карандаш, определить массу линейки.
Приведённые выше примеры, позволят:
•обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке;
•разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке;
•осуществить индивидуальный подход к учащимся;
•сформировать мотивацию к учению;
•развивать навыки рефлексии и самоанализа;
•наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.
Немаловажную роль в мотивации учения играет педагогическое общение.
Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?
“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися”. А.А. Леонтьев
Критерии продуктивного педагогического общения – это:
•Создание благоприятного психологического климата.
•Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.
•Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.
Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни.
Памятка педагогам.
-Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
-Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
-Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
-Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
-Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.
-Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
-Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, для формирования мотивационной сферы учащегося каждому учителю рекомендую взять за основу следующую группу положений:
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание ситуации успеха;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.