Урок-турнир знатоков русского языка, посвящённый Дню славянской письменности и культуры(6 класс)

Урок-турнир знатоков русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

План:
Из истории праздника (вступительное слово учителя)
Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий. Создали первый
славянский алфавит в IX веке нашей эры, а пользоваться им стали лишь в X-XI вв.).
В этот день православная церковь поминает святых Кирилла и Мефодия – апостолов славян, создателей славянской азбуки. А весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На Российскую землю этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям-просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
В этот день уместно все, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями
и традициями.

Ход мероприятия:
А) Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим турнир знатоков русского языка, посвященный окончанию учебного года. Встречаются две команды Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями (команды приглашаются на сцену).

Б) Визитная карточка команд (в ней команды должны представить следующее:
свое название;
девиз;
эмблему команды и ее рекламу;
- приветствие жюри;
приветствие соперникам;
капитана;
конкурс домашнего задания.

В) Проведение конкурсов:

1. Шарады
Первое – нота, второе - тоже,
А целое на горох похоже. (Фасоль).

Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я - материя
И на костюм гожусь. (Сукно).

Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой. (Парта)

Только два предлога,
А волос в них много. (Ус).
2. Расставим ударения
Каждой команде предлагается список слов, в которых нужно расставить ударения. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание с наименьшим числом ошибок.
Можно предложить такие слова: новорожденный, инструмент, документ, процент, коклюш, свекла, корысть, доцент, портфель, людям, крапива.

3. Шуточные вопросы
В каких словах по 100 согласных? (Стол, стог, стон, сток (воды), стой, стоп).
В каком слове 40 гласных? (Сорока).
Когда мальчика называют женским именем? (Соня (когда он любит поспать).
Чем заканчиваются как день, так и ночь? (Мягким знаком).
Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).
Какой город летает? (Орел).
Какую реку можно срезать ножом? (Прут).
Какая земля никогда не старится? (Новая земля).

4. Кто знает больше признаков предмета
Ведущий называет какой-либо предмет, а участники команд по очереди называют его признаки. Побеждает команда, которая назовет последний признак.
Например: шкаф – большой, новый, высокий, деревянный, книжный, тяжелый и т.д.

5. Кто быстрее допишет слово
Каждая команда получает листок с написанным на нем столбиком слогов. Задание: дописать еще один слог, чтобы получилось слово. Побеждает команда, быстрее всех выполнившая задание.
Возможные слоги: ка (ток), ру(ка), мар (ка), би (лет), ки (но), лож (ка), ва (гон), поч (та), и т.п.

6. Викторина для знатоков русских волшебных сказок
Из какой сказки Андрей-стрелок и Марья-Царевна? («Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»).
Какое заклинание должен был сказать Иванушка Сивке-бурке, чтобы вызвать его к себе? (Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой).
В какой сказке волк привез царевича к Жар-птице, воровавшей золотые яблоки? («Иван-царевич и серый волк»).
Чем оборачивается в сказке Серый волк? (Еленой Прекрасной, Жар-птицей, златогривым конем).
Сколько голов было у Чуда-юда из сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»? (Шесть).
Что понадобилось сделать Ивану, чтобы победить Чудо-юдо? (Отрубить огненный палец Чуда-юда, так как именно он имел волшебную силу, благодаря которой отрубленные головы прирастали снова).
Кто и как помог Ивану-царевичу в поисках живой воды и молодильных яблок? (Баба-Яга, костяная нога, и две сестры, дав ему своих волшебных коней).
Какой масти и почему именно этой масти бывают волшебные кони, побеждающие во всех трудных случаях? (Волшебной силой обладают, как правило, кони белой масти).
Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»? (Смерть на конце иглы, та игла-в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, тот ларец – на вершине старого дуба, а тот дуб в дремучем лесу растет).
Как звали трех сестер в сказке «Хаврошечка»? (Одноглазка, Двуглазка и Триглазка).
7. Наборщики (для капитанов)
Играющим предлагается какое-нибудь слово, из букв которого необходимо составить новые слова, допустим, имена существительные в форме единственного числа.

Имена существительные всех трех склонений:

СТРОИТЕЛЬСТВО
Торт, трость, соль, толь, лес, село, осел, вор, роль, весть, треть, овес, ил, тост, рис, сев, рот, сор, лист, рост, рельс, свет

ТАБУРЕТКА
Рука, театр, актер, тур, тетка, терка, рак, бур, кара, бурка, карета, катер, рука, рубка, бар, барка, раб, краб, табак, река, акр, тара


8. Примеры скороговорок:
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?
Жук жужжит над абажуром.
Бобр добр до бобрят.
Шла Саша по шоссе и жевала сушку.
У пенька опять пять опят.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Три дроворуба на трех дворах рубят.
Схватил Клим клин, и стал Клим клином клин выбивать.
Дятел дуб долбил, да не продолбил.
Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
Пекарь Петр пек пироги.
Уже и ужин в луже.
На дворе трава, на траве дрова.
Архип осип, Осип охрип.

Каждый член команды по очереди должен несколько раз произнести скороговорку громко и отчетливо.

9. Кто больше?
Участникам конкурса предлагается записать приставку, например, раз (рас). Назначается определенное время (3-5 мин.). Школьники вспоминают слова с этой приставкой и записывают их: рассказ, распоряжение, рассудок Кто больше запишет слов, тот и выиграет. Для конкурса могут быть предложены и другие приставки: пере- (пересказ, перестановка, перебрать, переборщить и др), по- (побеждать, поросль, попутчик), до – (доставка, добавка, доказательство).

10. Конкурс на лучшего отгадчика

Бьют Ермилку что есть по затылку,
А он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

Спит или купается, все не разувается:
День и ночь на ножках в красных сапожках. (Гусь)

Стоит на крыше, всех труб выше. (Антенна)

В одежке богатой, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

С земли и ребенок поднимет,
А через забор силач не перекинет. (Птичье перо)

Зубы есть, а рта нет. (Борона, пила, гребень)

Очень любят молодца, а колотят без конца. (Гвоздь)

Живет – лежит, а умрет – побежит. (Снег)

В темнице сидят девицы, вяжут узор, ни ниток, ни узлов. (Пчелы)

Заря зарница, красная девица,
По небу гуляла, слезы потеряла.
Месяц видел – не поднял,
Солнце встало, все подобрало. (Роса)


11. Загадочные круги
Для этой игры, способствующей развитию орфографической зоркости, можно предложить название «Загадочные круги» или «Чудесное колесо». По каждому кругу написано по 6 букв. Сколько различных имен существительных можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, но обязательно подряд?
(см. Организация внеклассной работы по русскому языку, стр. 44)







Сок, кол, сокол, лесок, Сок, око, коса, осадок, оса,
Лес, колесо, око. Сад, садок, ад, док, код, ода.


12. Нетематические викторины (разное:)

Прочитайте, что написано на плакатах.

Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.

К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л

Любите наш могучий язык!
У А Р Н О
К М Г З Р И М Й О О Т А А Ш Х

Хорошо знай грамматику!

Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лике не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква О).
Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (Ъ, Ь).
Разобрать по составу слова подоконник, подорожник, огурчик.
Исправьте речевую ошибку в фразе: «Таня всегда ложит свои книги на место». (Таня всегда кладет свои книги на место).
Есть ли окончание в слове весной в предложении: «Весной вся природа пробуждается ото сна». (Окончания нет; это слово является наречием).
7) Из букв каждых двух слов первой колонки составить третье (имя существительное).
Око, ромб – обморок.
Кит, рана – картина.
Боб, уста – суббота.
Карп, ива – крапива.

Из букв, входящих в состав двух слов, составить новое имя существительное. Значение образуемых слов:

А) геометрическая фигура;
Б) помещение для производства опытов.

Указание: все буквы каждого ряда должны быть использованы.

Кино, ель, гурт – треугольник.
Рота, ария, лоб – лаборатория.










@ Заголовок 1H Заголовок 2< Заголовок 3H Заголовок 4> Заголовок 5H Заголовок 6Ў: 15т6 Основной текстN Основной текст с отступомX Основной текст с отступом 2X Основной текст с отступом 3
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейhC:\Documents and Settings\Андрей\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Кто быстрее допишет слово.asd
АндрейKC:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\Кто быстрее допишет слово.doc
АндрейKC:\Documents and Settings\Андрей\Рабочий стол\Кто быстрее допишет слово.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·