Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов.


Занятие №3 Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов
Цель занятия: Развитие внимания ребенка..
Задачи:
1.Развивать устойчивость и переключение внимания.
2.Научить сосредоточению, концентрации внимания.
3.Развивать слуховое  внимание.
4.Увеличивать объем внимания.
5.Обучать элементам саморегуляции.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие. Упражнение «Твое имя»
Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.
Основная часть.
Упражнение 1. «Найди отличия».
Психолог: рассмотри две картинки. Найди и назови все различия
между ними (стимульный материал).
(Ребенок рассматривает две пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий и называет их).
Молодец, а теперь давай с тобой поиграем в игру  «Четыре стихии».
Психолог: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Четыре стихии». Встань около меня. Когда я буду говорить слово:
Воздух – руки поднять вверх;
Вода  - руки вперед;
Земля – руки вниз;
Огонь – руки вперед и помахать кистями.
Молодец, Сережа. Давай мы с тобой выполним упражнение «Нарисуй и зачеркни».
На столе перед ребенком лежит лист бумаги и простой карандаш.
Психолог предлагает ребенку:
1). Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
2). Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;
3). Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.
Упражнение «Перепутанные линии».
Психолог: Внизу листочка изображены животные. От каждого  животного извилистая линия вверх, все линии многократно пересекаются
(стимульный материал).
(Ребенок должен проследить начало и конец линии (методика Мак-Керри)Игра с мячом "Бывает, не бывает осенью…":
Цели: расширение кругозора, повторение признаков Осени, развитие произвольности психических процессов. Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:
- Осенью идут дожди?
- Ждет весна нас впереди?
- Целый день мели метели?
-  Птицы с юга прилетели?
- Лист кленовый опадает?
- Ландыш белый расцветает?
- Яблоки в лесу поспели?
- В роще соловьи запели?
- На полях лежит туман?
- В огороде лишь бурьян?
- Дни становятся длиннее?
- Скоро будет холоднее?
- Лужи стали замерзать?
- Птицы стали улетать?
Упражнение «Человечки на зарядке»
Цель: провести развивающую самодиагностику.
Время: 5 мин.
Инструкция. Внимательно рассмотреть человечков, подчеркнуть тех, которые держат руки вниз, а ноги-на ширине плеч. В конце игры считаем количество допущенных ошибок.
Упражнение «Фокусировка»
Цель: развитие концентрации внимания.
Время: 4 мин.
Инструкция. Ученики удобно устраиваются. На команду психолога «Тело»! Ученики сосредотачиваются на своем теле. На команду «Правая рука» - на правой руке. Затем последовательно с интервалом 10-20 с. звучат команды - «Ладони!», «Пальцы!», «Ноги!", "Голова!».
Заключительная часть.
Релаксационное упражнение
Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать.
Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы ) От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно.
.Рисунок настроения. «Смайлик»
Рефлексия текущего занятия.Что больше всего понравилось на занятии? Что ты узнал нового о себе? С каким настроением ты заканчиваешь сегодняшнее занятие?(нарисуй смайлику свое настроение)Мы сегодня заслужили аплодисменты, давайте поаплодируем друг другу!