«Развивающие игры В.В.Воскобовича в рамках реализации идей инклюзивного воспитания через систему взаимодействия участников коррекционного процесса»


«Развивающие игры В.В.Воскобовича в рамках реализации идей инклюзивного воспитания через систему взаимодействия участников коррекционного процесса»
Эпигрофом к своему выступлению я взяла девиз нашей республики: «Вместе мы сила», так как только при систематическом взаимодействии участников коррекционно-педагогического процесса можно добиться положительной динамики личностного роста дошкольника.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Сегодня, я хочу рассказать Вам о развивающих играх Вячеслава Валерьевича Воскобовича, которые мы совместно используем в работе. Развивающие игры В.В.Воскобовича в настоящее время в рамках нашего детского сада стали наиболее приорететными, так как их можно использовать в разных областях, они помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. . Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно - или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи.
Игра-конструктор «Геоконт» вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы
ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
Также данное пособие можно использовать при постановке и автоматизации звуков.
«Теремки Воскобовича» – это прекрасное пособие для обучения чтению.
Уникальная конструкция, оптимальный набор букв, наглядность, образность, простота конструирования слогов и трансформации слов превращает обучение в увлекательную игру!
Данное пособие развивает у детей: сообразительность навыки чтения обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
Серия игр “Ромашка”, “Снеговик”, “Яблонька” научат наших детей словотворчеству, составлять новые слова и читать их.
Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов.
Для детей 2–3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.
Игра «Шнур-затейник». Шнур-затейник – это не простая шнуровка, а очень даже волшебная, ведь с помощью небольшого планшета и цветных шнурков можно «писать» графические диктанты, рисовать геометрические фигуры и орнаменты, «вышивать» буквы и несложные слова, записывать цифры и решать примеры. А еще ее удобно брать с собой, т.к. у игры небольшой формат и отсутствие мелких деталей, которые могут потеряться. В процессе игры со шнурком ребенок научиться ориентироваться в пространстве, выполнять задания со слуха и по образцу. Улучшиться память, внимание, мышление, воображение и мелкая моторика рук, идет подготовка к чтению и письму, дети осваивают моторный образ буквы, С помощью шнура на игровом поле вышиваются буквы и несложные слова, развиваются творческие способности
Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее.
И конечно же мое любимое пособие «Кораблик Плюх-Плюх», где
В процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения
Характерной особенностью дошкольников, имеющих речевую или сенсорную патологию, является несовершенство умений, связанных с использованием ручной моторики, как средства приобретения опыта практической деятельности. Методы работы по развитию функциональных возможностей рук, а также игровой дидактический материал однотипен, поэтому каждый практический логопед использует свои приёмы и пособия. А кораблик «Плюх-плюх» для меня большая помощь, а особенно в работе с детьми с диагнозом дизартрия. Вы все прекрасно знаете, что при данной речевой патологии страдает и речевая моторика, и общая моторика и конечно же мелкая моторика. В связи с оптимизацией бюджетных средств логопед ограничен во времени, т.е. на 0,65 ставки мне приходится выполнять работу в данном учебном году на полторы ставки, физического и практического времени нет для использования широкого спектра развивающих игр , даже по решению администрации нашего учреждения, чтобы все логопаты были охвачены логопедическим сопровождением, я детей выпускаю из логопункта после этапа постановки звука. А вы все прекрасно знаете, что существуют еще два этапа: автоматизация и дифференциация. Данные этапы дети должны вместе с родителями преодолеть самостоятельно. Поэтому я на этапе постановки звука активно использую Кораблик «Плюх-плюх» для развития мелкой моторики, провожу ряд игровых заданий.
Вот мы сейчас с вами окунемся в мир детства и поиграем.
«Шляпки» Перед ребенком высыпают «плюхи». Прошу выбрать на каждый пальчик шляпку – «плюх».
«Змейка» Два шнурка лежат на полу или на столе. Вокруг раскиданы «плюхи». Предлагаю «проползти» шнурками-змейками между плюхами. Задание можно усложнять в соответствии с возможностями ребенка с ОВЗ (проползти, не задевая плюхов, проползти только между красными плюхами и т.д.)
«Ягоды»
На шнурках висят плюхи – сушеные ягоды. Предлагаю «потянуть» только за красные – рябинки, за желтую облепиху и т.д.
При формировании лексики провожу игру «Времена года», или «Дни недели» и т.д., где белые плюхи -это зима, красные – лето, желтые – осень и зеленые – весна. К каждому плюху подбираются картинки с изображением времени года, чтоб поддерживать ассоциативный ряд. После работы с со соотнесением плюха и картинки формируем у ребенка порядок сезонов, работаем на контрасте (зима – лето, осень – весна).
«Короткие и длинные слова»
Предлагаю детям на занятии пары слов разные по звуконаполняемости на одну мачту нанизывать «слово» короткое на другую длинное, а затем совместно с ребенком сравниваем.
«Поиграем со звуками»
При дифференцировке звуков можно использовать цветовую методику Алуховой Н.Г., где желтый – это звук Ж, синий звук С, зеленый звук З, а белый может выступать заменителем любого звука (Ш, Л, Р).
«Мимика и пантомимика»
На занятия по формированию мимики и пантомимики кораблик используется как индикатор эмоций. За каждым цветом закрепляется определенная пиктограмма по мимике, например: желтый – радость, синий – огорчение, белый – страх, красный – гнев, зеленый – удивление. С помощью соотношения и пиктограммы ребенок усваивает эмоции и затем можно отрабатывать этюды по мимике на основании цветовой методики. С помощью такой работы у детей с ОВЗ возможны изменения в психоэмоциональной сфере (снижение тревожности, раздражительности, утомляемости).
Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
Незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму;
тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Спасибо за внимание.