Статья Создание ситуации успеха на уроках математики


Создание ситуации успеха на уроках математики.
Чехова Ирина Николаевна, МКОУ Поселковая СОШ Калачеевского района Воронежской области.
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А.Сухомлинский
Создание ситуации успеха на уроках математики – одна из главных задач современного образования. «Ситуация успеха» по мнению педагогов – это совокупность условий, необходимых для создания успеха как отдельной личности, так и коллектива в целом, а сам успех – результат данной ситуации. По мнению психолога А.Белкина «успех» – это переживание состояния радости, чувства удовлетворенности от того, что конечный результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, совпал с планируемыми результатами, либо превзошел их. На основе этого состояния формируются устойчивые мотивы деятельности, меняются уровни самоуважения и самооценки.
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе в процессе обучения была эффективной, должен сработать так называемый эффект «соленого огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он обязательно просолится. Но возникает вопрос: «Как же создать такой рассол»?
В результате научных исследований были определены составляющие ситуации успеха. Во - первых, для учащихся очень важна психологическая обстановка, располагающая их к деятельности. Поэтому, необходимо поощрять учеников даже за небольшие успехи. Во – вторых – снятие страха. Данный компонент создает ситуацию уверенности ребенка в себя, повышает уровень его активности. В – третьих, должна быть высокая мотивация, т.к. мотив – сильнейший механизм к достижению поставленных целей. В – четвертых, учитель должен обеспечить педагогическую поддержку в процессе выполнения работы, сопровождающуюся репликами, мимикой и жестами. В – пятых – высокая оценка детали, помогающая сделать акцент не на результате в целом, а на отдельной детали.
При создании ситуации успеха немаловажную роль играет совершенствование математических способностей учащихся. Они проявляются в том, насколько глубоко и как прочно дети усваивают изучаемый материал. Выдающийся советский математик А.Н.Колмогоров выделил три типа элементарных математических способностей:
Алгоритмическая способность
Геометрическое воображение
Логическое рассуждение
Под алгоритмическими (вычислительными) способностями понимают способности, проявляющиеся при решении уравнений, при преобразовании выражений и т.д. (действие по определенному алгоритму).
Под геометрическим воображением понимают способности к пространственному представлению как геометрических, так и стереометрических фигур. Например, при изучении тем «Понятие движения» в 9 кл., «Вписанная и описанная окружности» в 8 кл., «Перпендикулярность прямой и плоскости» в 10 кл., «Площади и объемы многогранников» в 11кл.
Под логическим рассуждением понимают способность к правильному последовательному рассуждению. Например, при решении текстовых задач, при доказательстве теорем.
На своих уроках я использую следующие методы, приемы и формы работы: создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий и проектов, доклады и т.д.
Успех в учении определяется не только его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией.
Ситуация успеха наиболее важна при работе с детьми, поведение которых осложнено рядом как внутренних, так и внешних причин, поскольку создание успеха помогает включить детей в посильную деятельность, снять у них агрессию и пассивность.
Ситуация успеха на уроках математики способствует формированию информационно - развивающей сферы. Это работа не только с учебником, но и с различными источниками сети Интернет. Учащиеся при этом обрабатывают информацию, структурируют ее, а затем уже на основе переработанной информации делают презентации и рефераты.
Победители школьного этапа олимпиады участвуют в олимпиадах муниципального уровня. Ежегодно ученики участвуют во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах: «Альбус», «Олимпус» и др.
Создание ситуации успеха продолжается и во внеурочной деятельности. Это создание творческих проектов: «Что таит в себе число », «Магические квадраты», «Удивительный мир симметрии» и т.д.
Я могу сделать выводы, что переживание учеником ситуации успеха:
развивает творческие способности учащихся, вызывает чувство удовлетворенности от учебной деятельности;
является стимулом к высоким достижениям;
способствует формированию личностных УУД, таких как самооценка и самоопределение.
Но наиболее важным и главным для любого учителя является то, что все дети включены в активную деятельность, на уроке нет скучающих лиц, а это уже не мало!