Развитие творческих способностей обучающихся через ситуацию успеха на уроках иностранного языка.


Развитие творческих способностей обучающихся через ситуацию успеха на уроках иностранного языка.
Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом , иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социальные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ученика к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». А заинтересовать ученика можно создавая на уроке и во внеурочной деятельности ситуацию успеха.
Когда мы говорим о создании ситуации успеха, то мы говорим о, казалось бы, обычных вещах – ответил ученик успешно, соответственно получил хорошую оценку, похвалу педагога, и, соответственно ученик испытал положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности. В силу того, что наш предмет является одним из самых трудных предметов, то, нам, учителям, необходимо осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью я стараюсь применять на уроках технические средства, сейчас это компьютер и интерактивная доска. Мои учащиеся активно принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. При работе учащихся с ПК я применяю следующие виды работ: аудирование диалога, текстовой информации; упражнения на овладение лексикой и грамотой, в виде игры на составление предложений, работа с Интернет – ресурсами, выполнение Онлайн тестов, перевод слов с использованием Онлайн переводчиков, создание тематических презентаций, направленных на изучение страноведческих и грамматических навыков. Периодическое использование информационных технологий вызывает огромный интерес у детей, повышает их познавательную и творческую активность и усиливает мотивацию в изучении иностранного языка. Кроме этого, я стараюсь разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбираю материал к уроку на волнующие их темы. Больше внимания стараюсь уделять нетрадиционным формам урока (урок –диалог, урок – соревнование, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – игры) и обучения (интегрированные занятия, проектные занятия). Именно на нестандартных уроках обучающиеся в большей степени показывают свою заинтересованность и творческую активность.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
увлеченное преподавание;
новизну учебного материала;
историзм;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся;
использование новых и нетрадиционных форм обучения; предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль;
проблемное обучение»
взаимообучение (в парах, микрогруппах);
создание ситуации успеха;
психологический климат, обстановка жизнерадостности;
педагогический такт и мастерство педагога;
отношение педагога к своему предмету, обучаемым и т. д.
необычное начало урока.
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.
        Известный советский психолог А.Н.Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению которой формируются  центральные психологические новообразования  и происходит подготовка к другим видам деятельности. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».
        Таким образом, об обучающих возможностях развивающих игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
Примеры:
2 класс “Meine Familie”
Учащиеся рисуют семейное дерево, подписывают членов семью, используя лексические единицы по данной теме.
3 класс “Ostern”
Учащиеся придумывают дизайн пасхальной открытки и пишут поздравление с праздником на иностранном языке.
«Визитная карточка»
Учащиеся создают свои визитные карточки, представляя свои личные характеристики по заранее оговоренным темам или произвольно.
6 класс   “Meine Schule”:
Учащиеся придумывают школу своей мечты и воплощают свои идеи в рисунках, макетах, планах, сопровождая их рассказами.
8 класс  “Wir reisen”
Учащиеся представляют себя работниками туристического агентства, создают проспекты известных немецких городов и их достопримечательностей. С помощью данного проекта совершенствуются лексические навыки речи по темам «Мы путешествуем», «Подготовка к путешествию» и хорошо отрабатывается страноведческий материал.
Наиболее часто ситуация успеха создается преподавателем в сфере коммуникативной деятельности учащихся, когда осуществляется иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и учителем. В ходе устного общения на занятиях создаются естественные условия для достижения детьми коммуникативной успешности. Реализуются данные условия путем внедрения в учебный процесс целого комплекса заданий.Вот несколько примеров заданий, направленных на развитие навыков устной речи и творческих способностей обучающихся:- Вы пришли в магазин, хотите приобрести необходимую одежду для летнего отдыха. Разыграйте в парах диалог с продавцом.- Представьте себя в роли одного из гостей вечеринки. Расспросите своего друга/подругу о человеке, которого вы не знаете.- Вы со своим другом смотрите семейный альбом. Поговорите о том, что делают в данный момент ваши родственники на фото. - Расспросите своего друга о том, чем он занимался в прошедшие выходные.
В заключение хотелось бы отметить, что описанные способы создания ситуации успеха не являются единственно возможными лдя развития творческих способностей обучающихся, и каждый педагог вправе использовать свои методы достижения высоких результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и группы в целом. Объединяет всех учителей общая цель - создать на уроке условия для успешного обучения каждого ребенка. Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни.