Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет Невероятное космическое приключение


Структурное подразделение ООО «Счастливое детство»
«Детский сад «Капитошка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Невероятное космическое приключение»
1419971-127000
г. Сургут, 2016
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определил систему целевых ориентиров дошкольного детства по направлениям детского развития (образовательным областям). В том числе сформулированы требования к содержанию образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников (ФГОС ДО раздел II, п. 2.6). Можно ли назвать эту задачу простой в контексте работы с детьми дошкольного возраста?
Многие свойства и отношения объектов окружающего мира абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Как показать и доступно объяснить ребенку то, что достаточно сложно для понимания даже взрослого человека? Следовательно, работа с детьми по познавательному развитию требует особой организации образовательной деятельности.
Таким образом, педагогическая задача состоит в подборе актуальных и эффективных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире.
ФГОС ДО определил основную форму реализации образовательной программы дошкольного образования (раздел I, п. 1.2., п.п. 4 ФГОС ДО). Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, и следовательно – самый эффективный способ взаимодействия педагога и ребенка. Даже самые сложные понятия, освоенные ребенком в ходе игровой деятельности, становятся понятными и доступными дошкольнику.
Итак, если использовать игровую деятельность как одну из основных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире, то это будет способствовать прочному, осмысленному усвоению детьми полученных знаний, интеллектуальному развитию, активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности использования игровых методов обучения выступает дополнение образовательной деятельности ИКТ-средствами обучения.
Использование ИКТ-средств обучения делает деятельность привлекательной для детей, а процесс получения знаний легким и интересным. Педагог в свою очередь, благодаря использованию ИКТ, переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом образовательной деятельности. Это повышает качество образовательной деятельности в разы.
Основная часть
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о космосе в процессе различных видов деятельности.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, профессии космонавта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
воспитывать интерес к космосу, любовь к планете Земля.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) – закреплять умение измерять объем жидкости при помощи условной мерки; (конструирование) развивать умение конструировать по образцу;
социально-коммуникативное развитие – развивать игровую деятельность;
речевое развитие – активизировать словарь;
художественно-эстетическое развитие – развивать умение передавать образ по памяти;
физическое развитие – совершенствовать двигательные навыки.
Предполагаемый результат: обобщение знаний детей о планетах солнечной системы, профессии космонавта.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Формы организации совместной деятельности: игровые/сюрпризные моменты, ситуативный разговор, игра-приветствие, дидактические/словесные игры, конструирование по образцу, пластический этюд, дыхательная гимнастика, психогимнастика, рисование.
Предварительная работа: Беседа «Космонавты», «Солнечная система», «Планеты»; рассматривание иллюстраций о космосе, дидактическая игра «Найди место для планеты», дидактическая игра «Найди предмет на картинке» (работа с интерактивной доской), дидактическая игра «Эмоции».Оборудование для НОД: интерактивная доска.
Материал для НОД: презентация для работы с интерактивной доской
«Невероятное космическое приключение», «сказочный кристалл» для игры - приветствия, картинки с изображением планет солнечной системы; веревка, макет солнца (для проведения д/и «Найди место для планеты»); образцы и геометрические фигуры для плоскостного конструирования; емкости для воды, мерные стаканы с нанесенными метками, большие и маленькие пластиковые стаканы; картинки-ориентиры (Солнце, Луна, звезды); листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисования; «дипломы за полет в космос».
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Встанем поскорее в круг!
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель:
В руках держу я сказочный кристалл,
Его в подарок мне волшебник дал,
За то, что я умею думать и мечтать,
За то, что все на свете я хочу узнать.
Будем передавать его друг другу, и пусть каждый скажет, кем хочет стать, когда вырастет. (Дети передают друг другу светящийся «кристалл» и называют профессии.) Когда я была маленькой – такой как вы, я хотела стать космонавтом. Вы знаете, кто такие космонавты? (Ответы детей.)
Слайд №1
На слайде появляются Белка и Стрелка.
Белка и Стрелка: Космонавты – это мы!
Воспитатель: Ребята, познакомьтесь! Это Белка и Стрелка - первые животные, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Белка и Стрелка, как поживаете?
Белка и Стрелка: Хорошо. Хотите полететь в космос? (Ответы детей.)
Воспитатель: И я хочу! Сбудется мечта моего детства!
Белка и Стрелка: Тогда начинаем обучение! Итак, первое задание.
Чтобы космонавтом стать –
Все планеты надо знать!
Воспитатель: По порядку все планеты назовет любой из нас. Раз – Меркурий (дети), два – Венера (дети), три – Земля (дети), четыре – Марс (дети), пять – Юпитер (дети), шесть – Сатурн (дети), семь – Уран, восьмой – Нептун, девять – дальше всех – Плутон (дети), поспешим на космодром. (После каждой названной планеты воспитатель выкладывает на стол картинку с ее изображением.)
Слайд №2:
Белка и Стрелка: Куда это вы собрались! Без карты в космос никак нельзя. Заблудитесь!
Воспитатель (на полу при помощи веревки схематически изображена солнечная система, в середине солнце, планет нет): Ребята, срочно нужна карта. Пусть каждый возьмет картинку с изображением планеты. Раз, два, три, четыре, пять – нужно всем на место встать. (Проводится дидактическая игра «Найди место для планеты».) Проверим. Посмотрите на экран. (Если допущены ошибки, воспитатель вместе с детьми исправляет их.)
Слайд №3
Белка и Стрелка: Молодцы! Карта есть!
Чтобы в космосе летать!
Надо очень много знать!
Белка и Стрелка: Проверим! Отгадайте космические загадки.
Воспитатель: Ребята, а отгадку нужно найти на экране.
Работа с интерактивной доской. На картинке «спрятаны» отгадки.
Слайд №4
Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется…
Дети: Земля.
Воспитатель: Лена, найди отгадку на экране. (Ребенок находит отгадку на экране. Звук «Аплодисменты») Лена, скажи, кто будет искать отгадку на следующую загадку? (Лена называет имя.)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
Дети: Комета.
Воспитатель: Костя, найди отгадку. (Ребенок находит отгадку на экране. Звук «Фанфары») Следующим искать отгадку на экране будет тот, кто первым угадает.Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический…
Дети: Метеорит.
Воспитатель: Алеша, ищи! (Ребенок находит отгадку на экране. Звук «Ура!») Следующую загадку отгадает Катя, она же и отгадку будет искать.
На корабле воздушном –
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
Катя: Ракете.
Воспитатель: Катя, найди отгадку. (Ребенок находит отгадку, но звука не раздается.) Ребята, похвалим Катю вместе. Пусть каждый скажет по слову. Катя – молодец. (Дети хвалят Катю.)
Слайд №5
Белка и Стрелка: Да, без ракеты в космос не полетишь. Надо строить ракету.
Слайд №6
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вот чертеж ракеты. Проходите в «конструкторское бюро». Начинайте строить ракету. (Дети выполняют конструирование по образцу из геометрических фигур.)
Слайд №5
Белка и Стрелка: Скажем волшебные слова и она полетит! Раз, два, три – лети! Летит?
Дети: Не летит!
Белка и Стрелка: Ничего не понимаем! Почему?
Дети: Потому что нет топлива.
Белка и Стрелка: Верно. Наполним топливом «топливные отсеки».
Воспитатель: (на столах стоят одинаковые емкости с одинаковым количеством воды и пустые мерные стаканы («топливные отсеки») с нанесенными на них метками): Посмотрите, можете ли вы сказать, сколько нужно топлива?
Дети: Нет. Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать?
Дети: Измерить.
Воспитатель: Среди лежащих на столе предметов выберете те, которые будете использовать в качестве условной мерки (на столе лежат пластиковые стаканы разного размера). Наполним «топливные отсеки» до отметки. Каждый раз отмечайте количество перелитых стаканчиков звездочкой. Сколько звездочек – столько перелитых стаканчиков. (Дети наполняют мерные стаканы водой до отметки при помощи разных условных мерок.) Сколько «топлива» поместилось в ваших «топливных отсеках» (Дети при помощи выбранной условной мерки наливают воду в мерные стаканы.) Посмотрите, у всех «топливные отсеки» наполнены одинаково? (Дети делают вывод, что «топливные отсеки» наполнены одинаково.) А сколько перелитых стаканчиков? (Ответы детей.) Подумайте, почему результаты разные? (Дети делают вывод, чем меньше стакан (условная мерка), тем больше количество стаканов (число измерений) и наоборот.) Молодцы, можно отправляться в полет.
Слайд №6
Белка и Стрелка: Не спешите. В космос берут только сильных и ловких!
Воспитатель: Ну-ка, дети! Не ленитесь! На зарядку становитесь! (проводится «космическая» физкульминутка).
Слайд №6
Белка и Стрелка:
Мы идем на космодром (ходьба)
И посмотрим мы кругом (повороты туловища).
Видим белую ракету (поднести руку к бровям)
Высотой с огромный дом (руки поднять вверх). Вышел из неѐ пилот (ходьба).
Посмотрел на звездолѐт (поднести руку к бровям).
И сказал: «Привет ребята! (помахать рукой влево, вправо)
Вот и смена нам растѐт!» Вы скорее подрастайте (руки вверх, подняться на носках) Тренируйтесь, закаляйтесь (руки в стороны, к плечам)
Космонавтов наш отряд. Будет вас увидеть рад!
Воспитатель: Вы готовы полететь в космос?
Дети: Да.
Воспитатель: Занимайте места в космической ракете. (Дети садятся «по-турецки».) Пристегнуть ремни!
Слайд №7
Дыхательная гимнастика «Кислородная маска»
Кислорода в космосе Может не хватать, Надеваем маскиПальцы обеих рук образуют полусферу и накладываются на рот и нос как «маска»
Будем мы дышать. 1-2 выдох3-4-5-6 выдохВоспитатель: К полету готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Обратный отсчет. Давайте дружно отсчитаем цифры в обратном порядке от 10 до 1. (Дети считают вместе с воспитателем.) Старт!
Слайд №7
Пластический этюд «Космонавты летят в космос»
Воспитатель: Наша ракета оторвалась от Земли, мы с вами взлетаем все выше и выше. Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все быстрее набирает скорость, нам нужно преодолеть земное напряжение. Представьте и покажите, как ведут себя в этот момент космонавты. Но вот мы добрались до космического пространства и попали в невесомость. Отстегнуть ремни! (Под «космическую» музыку дети плавно двигаются по группе.)
Психогимнастика (эмоции) «Планеты» (картинки-ориентиры)
Воспитатель: Какая красота! Посмотрите (вправо) на Солнце и зажмурьтесь. Посмотрите (влево) на Луну и удивитесь. Посмотрите (вверх) на звезды и нахмурьтесь. Посмотрите на экран.
Слайд №8
Воспитатель: Что это?
Дети: Наша планета Земля.
Воспитатель: Скажите, какая она?
Дети: Красивая, большая, голубая и т.д.
Воспитатель: Теперь возвращаемся домой. Занимайте места в космическом корабле (Дети садятся «по-турецки».) Пристегнуть ремни! Обратный отсчет.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель:
Мы летали, мы летали!
В космосе мы побывали!
А теперь пришла пора –
Вот и дома мы! Ура!
Ребята, что вы расскажете вечером дома о нашем путешествии? (Дети делятся впечатлениями.) Я предлагаю не только рассказать о нашем путешествии, но и показать. Садитесь за столы. Перед вами листы с изображением нашей планеты Земли. Сделайте ее такой, какой вы видели ее из космоса. (Дети «раскрашивают» Землю.)
Воспитатель (по окончании работы): Встанем в круг, покажем друг другу то, что у нас получилось.
Слайд №8
Белка и Стрелка: Теперь вы настоящие космонавты. Получите дипломы за полет в космос. До свидания! (Воспитатель вручает детям «дипломы за полет в космос».)
Список источников
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]
/ Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf [Дата обращения: 21.03.2016 г.]
Официальный сайт МБДОУ №48 «Росток» [Электронный ресурс]
/ Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №48
«Росток» на 2015 – 2016 учебный год - Режим доступа: http://ds48.detkin- club.ru/about/78972 [Дата обращения: 21.03.2016 г.]
Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5 - 6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Скоролупова О.А. Покорение космоса – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 57 с.