Разработка урока по биологии на тему «Бобовые. Общие признаки бобовых».

Тема: Бобовые. Общие признаки бобовых.
Цели: Обобщить, повторить знания учащихся о растениях изученных семейств, их особенностях; познакомить с представителями бобовых, изучит общие характерные признаки этого семейства на примере гороха, значение выращивания этого растения.
Развить познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность учащихся, вовлекая в анализ растения, добиваться полных обоснованных ответов.
Работать над воспитанием культуры речи, аккуратности ведения тетради.
Оборудование: таблица, плакат, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
---рассказ с помощью рисунка, таблицы.
Ответить на вопросы:
1. Для чего выращивают петунию и душистый табак?
2. Что общего в строении петунии и душистого табака?
3. Каковы биологические особенности петунии и душистого табака и как их учитывают при выращивании этих растений?
Сейчас вам предстоит прочитать, хорошо подумать и объяснить: «Растения, каких семейств заблудились в этих рядах?»
I. Тюльпан, лилия, ландыш, паслён.
II. Рожь, просо, пшеница, капуста белокочанная.
III. Томат, табак душистый, белена, картофель, капуста кольраби.
Проведём небольшой конкурс.
«Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?»
На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определённом порядке:
1. Сетчатое
2. мочковатая
3. крестоцветные паслёновые;
4. Одна семядоля
5. злаковые, лилейные;

6. две семядоли
7. параллельное или дуговое;
8. стержневая.
Ученики имеют набор цифр 1-8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают ту цифру, которой он обозначен.
Текст: «У растений класса однодольных корневая система ...2 У двудольных 8 У двудольных зародыш семени имеет 6, а у однодольных 4 У растений класса однодольных жилкование листьев 7, а у класса двудольных 1 Из изученных семейств растений к классу однодольных относятся 5, к классу двудольных 3»
Ответ: 2; 8; 6; 4; 7; 1; 5; 3.
Задание: «Кто лучше знает?» (о растениях разных семейств).
На оборотной стороне каждого лепестка есть задание.
1. Назови растение, которое изображено.
2. Укажи семейство, к какому оно относится.
3. Продолжительность жизни (многолетнее, двулетнее, однолетнее).
4. Для чего выращивают?
Обобщение ответов учащихся учителем.
3.Изучение нового материала.
---работа над рисунками.
---просмотр презентации.
В этой группе представлены все формы растений: деревья, кустарники и травы. Это однолетние или многолетние растения.
Среди бобовых есть ценные пищевые растения: горох, фасоль, соя. Хорошим кормом для скота являются клевер, люпин. Немало кормовых трав растет в дикой природе: дикий клевер, мышиный горошек.
Признаки бобовых.
Часть растения Признаки
Корневая система стержневая
Стебель чаще всего прямостоячий или цепляющиеся

Листья чаще всего сложные, с сетчатым жилкованием

Соцветие соцветие или одиночные цветки
Цветок 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, 10 тычинок, 1 пестик
Плод боб
Семя 2 семядоли

На корнях бобовых живут бактерии. Они усваивают азот из воздуха и накапливают его в своем теле, образуя утолщения- клубеньки. Эти бактерии называют клубеньковыми. Отмершие и перегнившие бобовые обогащают почву азотом. Люди специально высевают на бедных почвах бобовые растения, а потом их запахивают, улучшая плодородие почвы.
Физминутка
---работа над рисунками.
Словарная работа: бобовые, клубеньки, клубеньковыми
Работа с учебниками: чтение по цепочке.
Работа в тетрадях: запись правила
Гимнастика для глаз.
4.Закрепление.
---работа на карточках
---ответы на вопросы
1. Назовите общие признаки бобовых.
2. Какие растения относятся к бобовым?
3. Какие бобовые человек специально выращивает? Почему он это делает?
Ознакомление с интересными фактами.
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
готовиться рассказать
7. Выставление оценок.