Конспект урока биологииВ школе 8 вида на тему Общие признаки бобовых, 7 класс


ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»
Открытый урок
биологии в 7 классе
на тему
«Общие признаки
семейства бобовых»
Учитель биологии: Смирнова Т.И.

2017 год
Цель урока:
Познакомить учащихся с общими признаками семейства бобовых и их представителями.
Задачи урока:
•Обучающая:
– закрепить полученные знания об особенностях строения паслёновых, умения распознавать и определять растения семейства пасленовых;
- познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых;
- прививать практические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства бобовых
•Коррекционно-развивающая:
– учить выделять главное и существенное при работе с таблицей “характерные признаки семейства бобовых ”;
- развивать быстроту переключаемости внимания при работе с дидактическим материалом;
•Воспитательная:
– формировать умения согласовано работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к растениям и окружающему нас миру.
Оборудование.
Презентация к уроку. Рисунки цветка гороха, представителей семейства бобовых, петунии, душистого табака. Дидактический материал: трафареты плодов томата, бобов, опоры для ответа о строении растений, карточки для работы парами, ключи для проверки.
Этапы урока.
I. Организационный этап.
- На столах лежат рисунки плодов томата. Если у вас хорошее настроение, то поднимите картинку помидора красного цвета, а, если у вас настроение плохое, то покажите изображение неспелого томата. Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
- Почему для рефлексии я предложила вам изображения плодов томата?
II. Повторение:
Слайд 1. - Сейчас вам предстоит прочитать, хорошо подумать и объяснить: «Растения каких семейств заблудились в этих рядах?»
Тюльпан, лилия, ландыш, петуния.
Рожь, томат, овёс, пшеница.
Чеснок, табак душистый, картофель, белена.
Чёрный слайд-заставка 2. - Назовите растения семейства паслёновых.
- Расставьте, пожалуйста, названия растений на своё место (пищевые, цветочно-декоративные, ядовитые паслёновые). Работа парами с дидактическим материалом. Проверка.
ПАСЛЁНОВЫЕ
ПИЩЕВЫЕ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ЯДОВИТЫЕ
Картофель
Томат
Баклажан
Перец Душистый табак
Петуния Белена
Табак
- Вспомнить общие признаки паслёновых (по опоре). Один ученик отвечает, а другие проверяют его.
- Доказать, что паслёновые – двудольные растения.
- Сравнить петунию и душистый табак (дети первого ряда – сходство, а второго ряда – отличие).
III. Целеполагание.
Слайд 3. - Посмотрите на формулы цветков и найдите незнакомую для вас формулу (дети называют)
Ч0Л6Т6П1 Ч5Л5Т10П1 Ч(5)Л(5)Т5П1Презентация (слайд 1).
Слайд 4. - А теперь отгадайте загадку.
Заглянула в огород поглядеть, как он растёт.
А он спрятался в стручок, вытянутый сундучок!
Я его люблю покушать, про него рассказ послушать.
В супе тоже он неплох, все зовут его ... !
- В загадке есть ошибка. Кто найдёт её? (ответы детей)
Слайд 5. - Чем отличается плод боб от плода стручка?
- По названию плода и называется семейство растений, которое мы будем сегодня изучать.
- Назовите «мать» семейства бобовых. (Бобы)
Слайд 6. - Тема урока – «Общие признаки бобовых растений». Запись темы и числа в тетради.
- О чём же вы узнаете сегодня на уроке? (задачи урока вывешиваются на доску).
IV. Новый материал.
Слайд 7. Рассказ учителя.
Семейство бобовых насчитывает более 12 тыс. видов.
Слайд 8. По хозяйственному использованию можно выделить следующие:
Слайд 9. Пищевые: горох, соя, фасоль, бобы, арахис.
Слайд 10. Декоративные: акация, душистый горошек.
Слайд 11-12. Кормовые: клевер, люпин, вика, мышиный горошек.
Слайд 13. Лекарственные: донник, солодка.
Слайды 14. Семейство бобовые, семейство удивительное. Оно обладает несколькими чудесными особенностями. Я предлагаю вам раскрыть 5 чудес этого семейства, отправившись в «Галерею чудес». Во время путешествия будьте внимательны! После посещения «галереи» вам предстоит ответить на вопросы о «чудесах».
Слайд 15.
1 чудо. Самое древнее культурное растение.
2 чудо. Кто быстрее всех просыпается?
3 чудо. Растительное мясо.
4 чудо. Бразильский орешек.
5 чудо. Фамильный секрет бобовых.
Слайд 16. В древнем семействе бобовых по возрасту старше всех соя. Ее выращивали в Китае 7000 лет назад. В народе говорят «Да когда это было? При царе Горохе?»- что означает давным – давно.
Слайд 17. Семена гороха прорастают из земли очень быстро: в них заложен большой запас питания для будущих проростков. Намоченный горох проклевывается уже на третий день.
Слайд 18. Горох, фасоль, сою и бобы ученые называют растительным мясом. Они рекордсмены по содержанию белка.
Слайд 19. Бобовые известны человечеству с древнейших времен. Войска Древнего Рима захватили полмира, питаясь, в основном, бобовыми растениями и ячменём. Горох и, фасоль находят в гробницах египетских фараонов.
Слайд 20. У арахиса самое удивительное созревание плодов. На одном растении бывают цветки трех типов. Одни - желтые, пустоцветы. Другие растут почти у самой земли. Цветки третьего типа расцветают и самоопыляются под землей, там же образуются и плоды.
Слайд 21. Бобовые растения называют «зелеными удобрениями», т.к. после них почву можно не удобрять. На корнях видны наросты-клубеньки, в них-то все и дело. Рассказ учителя о клубеньковых бактериях и значении бобовых растений в качестве «живых удобрений».
Чёрный слайд-заставка 22.
- О каких чудесах семейства бобовых вы узнали?
Слайд 23. - Рассмотрим общие признаки растений семейства бобовых (по слайдам презентации). Корневая система бобовых: … стержневая.

Слайд 24. Стебель: … прямостоячий и цепляющийся. Сравнить стебель гороха и бобов.
Слайд 25. Листья: … сложные, с сетчатым жилкованием.

Слайд 26. В цветке: Ч5Л5Т10П1. Рассказать о строении цветка гороха.
Слайд 27. - Посмотрите на цветок гороха и ответьте на вопрос: Как вы думаете, почему бобовые растения называют ещё вторым именем – мотыльковые? (ответы детей).
Слайд 28. Плод: … боб.
Слайд 29. В семени: … 2 семядоли.
Чёрный слайд 30.
- Какими жизненными формами представлены бобовые растения? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на стр. 141 и прочитайте 1 абзац (деревья, кустарники и травы). Бобовые могут быть как однолетними, так и многолетними.
Слайд 31. Жизненные формы бобовых растений: деревья, кустарники и травы.
Чёрный слайд 32.
Физкультминутка: Деревья, кустарники, травы. Дети поднимают вверх руки при словах, обозначающих названия деревьев, в стороны – названия кустарников, приседают – названия травянистых растений.
Берёза, малина, ромашка, шиповник, горох, сосна, клевер, смородина.
- Кто услышал среди названных растение семейства бобовых?
V. Повторение.
1. Мы получили телеграмму от наших друзей, но прочитать полностью не можем, так как телеграмма попала под дождь и часть букв смыта. Помогите восстановить текст телеграммы.
ТЕЛЕГРАММА
Просим срочно прислать семена пищевых бобовых растений:
- - я, б- - ы, ф- - - ль, -о-о -.
Ученики помогают восстановить текст телеграммы.
Слайд 33. Удали неверные признаки бобовых.
Слайд 34. ….Как сменится год, золотые засеивай злаки
Там, где с поля собрал урожай, стручками шумящий,
Или где вика росла мелкоплодная с горьким люпином (Вергилий)
Почему Вергилий советовал сеять злаки на полях, где ранее росли вика, люпин (представители бобовых)?
Чёрный слайд 35.
2. Надо доказать, что бобовые относятся к классу двудольных растений (по опоре).
3. Сравнить бобовые и паслёновые (по таблице на стр. учебника 142).
4. Самостоятельное задание на карточках. Работа парами.
Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых::
1.Листья сложные.
2.Плод стручок.
3.Четыре лепестка венчика в цветке.
4.Плод боб.
5.На корнях растении образуются клубеньки.
6.В цветке 6 тычинок.
7.В цветке 10 тычинок.
8.Корневая система мочковатая.
Самопроверка по ключу. Ответы: 1, 4, 5, 7.
Слайд 36. Домашнее задание
Стр. 141-142, читать и отвечать на вопросы. Даня Р, и Илья – 1 и 2 вопросы.
Слайд 37. Рефлексия.
На уроке я познакомился с …
Я узнал…
Мне эти знания потребуются, чтобы…
VIII.Отметки.

Итак, мы неплохо поработали на уроке. Значит, собрали большой урожай бобовых растений. Сейчас каждый подойдёт к доске и рисунки бобов поместит в то ведро, которое он выбрал.
Оценивание работы учителем.

1. Многообразие растений семейства Мотыльковые
Семейство насчитывает более 12 тыс. видов. Это многолетние и однолетние травы, деревья и кустарники. Многие из них человек выращивает для получения корма, в качестве «живого» удобрения, как источник растительного белка для человека, растительного масла (соевое, арахисовое), для получения лекарственных препаратов, украшения жилищ. 1. Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация).2. Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек (Люпин).3. Цветок – крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод (Горох).4. Даже в день укоса кустик – ниже проса. Зато семя одно – ста просинкам равно (Бобы).5. Голодный шмелик вздыхает тяжко: 
Поесть бы кашки…
Да вот же – кашка!
Попробуй, шмелик,
в ней сок медовый – 
шмелям и пчелам обед готовый (Клевер луговой).

1) Дом зеленый тесноват:            2)  В огороде хоть росла,
Узкий длинный, гладкий.                   Знает ноты « соль» и « фа».   ( фасоль)   
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.     ( Горох)
3)Мы в кастрюльке на пару
Сами делаем икру.
Нужен нам для этого овощ фиолетовый.
Прибыл к нам из южных стран, спелый, длинный ……( баклажан)
2. Общие признаки растений семейства Мотыльковые
Свое название семейство получило из-за необычного строения цветка: он похож на мотылька, присевшего отдохнуть. А второе название – Бобовые - дано из-за типа плода «боб». Запишите в тетрадях общие признаки строения.
Цветок: имеет 5 лепестков, из них 1-парус, 2-весла, (2)-лодочка, 5 сросшихся чашелистиков, 10 тычинок, из которых 9 срослись и 1 свободная, 1 пестик. Неправильной формы, похож на мотылька.
Формула: ↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 . Соцветие кисть или головка.
Плод: боб (две створки, на которых располагаются семена).
Стебель: прямой, стелющийся (клевер), цепляющийся (горох).
Листья: сложные, тройчатые, перистые, пальчатые.
Корень: стержневой с клубеньками, в которых находятся клубеньковые бактерии. Они поглощают азот из воздуха почвы и накапливают его в тканях растений.
Учитель: Ребята, как называется такое взаимоотношение между организмами? (ответ: симбиоз бактерий и высших растений).
Объяснение общих признаков строения идет с использованием таблиц, рисунков, гербарных экземпляров, а также компьютерной презентации.
3. Самостоятельная работа. Морфологическое описание растений
После того, как мы рассмотрели основные признаки строения растений семейства мотыльковых, вам, ребята, предлагается выполнить самостоятельную работу. Сейчас вы получите гербарные экземпляры растений и план работы. Ваша задача: внимательно рассмотреть и составить морфологическое описание одного из предложенных растений по данному плану. Запишите полученную характеристику в тетрадь. Потом мы обсудим ваши работы.
План морфологического описания
1.Особенности строения корневой системы
2.Внешнее строение стебля
3.Листья: жилкование, простые или сложные, расположение на стебле.
4.Цветок: одиночный или цветки собраны в соцветие, формула цветка.
5.Плод: сухой или сочный, как называется.
6.К какой жизненной форме относится: дерево, кустарник, травянистое.
Учащиеся получают гербарные экземпляры трех видов растений: фасоль обыкновенная, акация белая, клевер ползучий. После выполнения задания идет обсуждение описаний, уточнение и исправление ошибок. Оцениваются некоторые работы.
VI. Закрепление полученных знаний.
Задание 1. Ученикам раздаются карточки следующего содержания..
Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых:
Листья сложные.
Плод стручок или стручочек.
Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
Плод боб.
На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот
Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
Тычинок в цветке много.
Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
Это задание дается дифференцированно в зависимости от успеваемости учащихся (количество пунктов варьируется).
Задание 2. Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растение, которое относится к семейству бобовых. ( на карточке изображены: перец, баклажан, помидор, фасоль, пшеница)
Закрепление.
Каждому необходимо выбрать карточку с вопросом.
Жёлтые (простые вопросы)- 1 балл
Зелёные (сложные вопросы) – 2 балла
Жёлтые вопросы
1-Назовите однолетнее растение семейства бобовых
2-Из чего состоит цветок клевера и люпина
3-какой плод у люпина?
4-Какова корневая система клевера?
5-Где встречается клевер?
Зелёные вопросы:
1-Каковы условия произрастания у клевера
2-для чего необходимо бережно относиться к растениям
3- какого значение люпина
4-каково значения клевера
5-почему клевер и люпин относится к семейству бобовых
Лабораторная работа «Семейство Бобовые» Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых.1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся.3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.8. Плод – ягода или коробочка.9. Плод – боб.10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству бобовых.
1. Дурман обыкновенный 9. Пырей ползучий
2. Одуванчик лекарственный 10. Красавка белладонна
3. Белена черная 11. Физалис обыкновенный
4. Донник лекарственный 12. Донник белый
5. Чечевица пищевая6. Акация желтая7. Подсолнечник однолетний8. Люпин желтый 13. Ярутка полевая14. Горох посевной15. Клевер красный16. Перец однолетний
3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.У растений семейства бобовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок .......... , ……… из которых сросшихся, пестик ...........Плод ………4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые.
Горох посевнойФасольАрахисЛюпин желтыйАкацияЛюцерна БобКараганРобинияДушистый горошекКлеверДонник

3. Самостоятельная работа. Морфологическое описание растений
После того, как мы рассмотрели основные признаки строения растений семейства мотыльковых, вам, ребята, предлагается выполнить самостоятельную работу. Сейчас вы получите гербарные экземпляры растений и план работы. Ваша задача: внимательно рассмотреть и составить морфологическое описание одного из предложенных растений по данному плану. Запишите полученную характеристику в тетрадь. Потом мы обсудим ваши работы.
План морфологического описания
1.
Особенности строения корневой системы
2.
Внешнее строение стебля
3.
Листья: жилкование, простые или сложные, расположение на стебле.
4.
Цветок: одиночный или цветки собраны в соцветие, формула цветка.
5.
Плод: сухой или сочный, как называется.
6.
К какой жизненной форме относится: дерево, кустарник, травянистое.
Кроссворд по биологии 6 класс
семейство Бобовые

1.       Декоративный кустарник с желтыми цветками семейства бобовые.
2.       Второе название семейства бобовые.
3.       Органическое вещество, за высокое содержание которого в семенах ценятся сельскохозяйственные растения семейства.
4.       Бактерии, живущие в симбиозе с бобовыми растениями.
5.       Название верхнего, обычно самого крупного лепестка у цветка семейства.
6.       Плод растений семейства.
7.       Важное сельскохозяйственное растение семейства.
8.       Растение, плоды которого ,после цветения, созревают под землей, предварительно в нее «зарывшись».
9.    Число тычинок у цветка семейства.
10.     Важнейшее кормовое и медоносное растение семейства.

1. акация
2. мотыльковые
3. белок
4. клубеньковые
5. парус
6. боб
7. фасоль
8. арахис
9. девять
10 клевер
Вписать в клетки представителей бобовых.
Соя
Бобы, чина
Горох, люпин
Фасоль, клевер, акация, донник
Подведём итог, справились ли вы с поставленными целями?
- ребята, для чего мы изучаем о растениях семейства бобовых?
Обучающиеся анализируют выполненные задачи.
- узнать признаки каждого растения
- узнать условия произрастания
- определить значение клевера и люпина
Учитель предлагает детям продолжить фразу, используя кубик СМАРТ
- Я узнал....
- Я смог......
- Я умею …...
- Я запомнил.....
Урок биологии
в 7 классе
Тема: Общие признаки бобовых.
Цели и задачи урока: Создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации средствами современных педагогических технологий. Способствовать усвоению новых знаний о характерных признаках семейства бобовые. Продолжить формирование умений работать с учебным текстом, решать познавательные задачи, формулировать выводы, используя систему заданий для самостоятельной работы. Продолжить формирование устойчивого интереса к приобретению знаний.
Оборудование: презентация, модель цветка, таблица, картинки бобовых растений, разноцветные кружки, корзина настроения.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний (игровой прием «Верю-не верю»)
Из предложенного перечня выберите признаки класса Двудольные:
А) В семени 2 семядоли Б) Мочковатая корневая система В) Сетчатое жилкование листьев
Г) Стержневая корневая система Д) Всегда плод ягода Е) Только простые листья
Всегда ли у всех растений класса Двудольные проявляются данные признаки? (Нет, есть исключения, например, у подорожника жилкование дуговое, а растение относится к двудольным).
III. Повторение:
- Назвать общие признаки паслёновых. Представителей этого семейства.
- На какие группы можно их разделить?
- Рассказать о выращивании петунии и душистого табака.
- Чем отличается петуния от душистого табака?
IV. Мотивация и целеполагание
- Мы продолжаем изучение класса Двудольные. Обратите внимание, я намеренно не записала тему урока. - Как вы думаете, почему? (уч-ся высказываются) Для того, чтобы вы сделали это сами.
- Сейчас вы услышите признаки некоторых растений того семейства, которое нам предстоит изучить сегодня на уроке. Как только вы догадаетесь о каком семействе идет речь, вы называете его
(используется игровой прием «Дальше…. дальше»)
«Дальше….. дальше» (примерные вопросы задаются с целью мотивации и актуализации субъектного опыта уч-ся)
Это одно из крупнейших семейств класса Двудольные
Плоды этих растений часто называют стручками, но это не стручки
Некоторые растения этого семейства - древнейшие пищевые культуры
Одно из растений этого семейства дает необычное молоко (соя)
Одно из растений этого семейства дает удивительно прозрачный светлый мед, напоминающий по цвету воду (белая акация)
Растения этого семейства являются героями детских сказок («Петушок и бобовое зернышко», «Принцесса на горошине», «Чиполино», «Джек и бобовый стебель» и др.)
- Итак, ребята, о каком семействе пойдет речь?
- Итак, тема нашего урока ……..(формулируют уч-ся)
- Мы с вами знакомимся уже не с первым семейством, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Вы можете узнать:
Характеристику семейства, его представителей
Значение растений семейства бобовые
Вы можете научиться:
Распознавать растения семейства
VI. Первичное усвоение, осознание и осмысление
Стой, путник! Взгляни, ты идешь не один, тебя окружил удивительный мир.
Здесь есть друзья и враги тоже есть, сумей их увидеть, узнать и учесть. В.А. Липатникова.
- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы среди огромного разнообразия растений узнать представителей семейства бобовые? (Познакомиться с характерными признаками семейства)
- Нам предстоит составить характеристику семейства по алгоритму, с которым вы уже знакомы (алгоритм может быть записан на доске или представлен на слайде)
- Где мы будем искать информацию? (в учебнике)
(организуется работа малых групп (пары), уч-ся должны устно составить характеристику и проговорить ее в паре друг другу; прием «Тихое говорение»)
Алгоритм характеристики:
Численность Жизненные формы растений Формула цветка Соцветия Плод Представители
(Далее по результатам самостоятельной работы учащихся организуется эвристическая беседа с целью осмысления новой информации, используется прием «Рассказ по цепочке»)
Сколько видов в семействе бобовые? (13 тысяч)
Какие жизненные формы существуют среди бобовых, приведите примеры местных видов ( деревья - белая акация; кустарники - желтая акация; травы – клевер, мышиный горошек и т.д.)
Используя модель, расскажите о строении цветка бобовых(один ученик называет по 1-й части цветка, и так характеризуется строение)
У мотыльковых – цветок-мотылек, и на кораблик походит цветок:
Лодочка, весла и парус раздут… Время придет – и бобы отрастут (Ю. Насимович)
Как вы думаете, почему цветок бобовых поэт сравнил с корабликом?
Объясните, почему семейство имеет 2 названия? Чем боб отличается от стручка?
Каково значение бобовых в природе и в жизни человека?
- Семейство бобовые, семейство удивительное. Оно обладает несколькими чудесными особенностями. Я предлагаю вам раскрыть 5 чудес этого семейства, отправившись в «Галерею чудес». Во время путешествия будьте внимательны! После посещения «галереи» вам предстоит сформулировать и задать друг другу вопросы о «чудесах» слайд№1-12
- Итак, вы побывали в «Галерее чудес», а теперь, по итогам посещения «галереи» вы должны сформулировать по 2 вопроса: 1- «простой вопрос», 1 – «Сложный вопрос»
«Простой вопрос»: Что? Какой? Сколько? Где?
«Сложный вопрос»: Сравни? Почему? Объясни… (учащиеся озвучивают свои вопросы, класс должен на них ответить)
V. Закрепление знаний
- Предлагаю вам среди перечня признаков выбрать признаки семейства бобовые слайд №13
- А теперь я предлагаю вам выполнить задания с «Древа Знаний( уч-ся выбирают любое задание с «древа») слайд №14
….Как сменится год, золотые засеивай злаки там, где с поля собрал урожай, стручками шумящий, или где вика росла мелкоплодная с горьким люпином (Вергилий)
Почему Вергилий советовал сеять злаки на полях, где ранее росли вика, люпин, представители бобовых?
Вчера в магазине на одном из ценников я увидела надпись «Свежезамороженная стручковая фасоль». Согласны ли вы с сотрудниками магазина, которые написали такой ценник? Чтобы вы им посоветовали?
Как вы объясните историческую версию, согласно которой легионерам Римской империи удалось завоевать пол мира, благодаря бобовым?
Известно, что плоды всегда образуются на месте цветка, под землей плодов не бывает. Почему же у арахиса плоды развиваются под землей? ( после ответа на этот вопрос можно прочитать стихотворение)
Цветок у арахиса, как мотылек оранжево-желтый, обычный цветок.
Цветок зарывается в землю потом, чтоб сделаться вкусным подземным бобом (Ю.Насимович)
VI. Подведение итогов и рефлексия
- Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока? Что на уроке для вас было сложным?
- Что на уроке было самым интересным? Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке!
- У вас на столах лежат горошины разного цвета (кружочки из самоклеящейся бумаги), выберите ту, которая соответствует вашему настроению и «положите» ее в «корзину настроения» (прием рефлексии «Корзина настроения») слайд №20
Красная горошина – отличное Зеленая горошина – «хорошее» Желтая горошина - «могло бы быть и лучше»
VII. Д/З: стр. 141-142, прочитать, ответить на вопросы. 3 группа – вопросы 1,2.
Урок по теме «СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ».
Цели урока:
Познакомить учащихся с семейством бобовых, особенностями его строения и развития.
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания об особенностях строения семейства паслёновые, умение распознавать и определять растения семейства пасленовых. Познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых. Развивать систематические понятия; прививать практические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства бобовых.
Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технология развития критического мышления.
Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт»,  кластеры, синквейн.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.)2. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) (7 мин.)3. Стадия осмысления (получение новой информации) (23 мин.)4. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации) (10 мин.)5. Подведение итогов урока, задание на дом. (3 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
– Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
2.Проверка Д/З
Загадка.
Что за ягода: горька, да не рябина,
Черна, да не черника, растёт в лесу, а не на огороде и не помещается во рту? ( баклажан)
- К какому семейству относится? Рассказать о семействе паслёновые. ( отвечают по готовому плану, ответ анализируется)
2. Стадия вызова
В народе говорят: « Когда это было? При царе Горохе!»
-Что это означает?
-Всего 300 лет прошло, как появился в Европе картофель, томат, тогда как уже 2 тыс. лет европейцы сеяли горох, а бобы – 4 тысячи лет.
- Как вы думаете, как называется семейство, о котором пойдёт речь на уроке?
- Это семейство мы ещё не изучали, но что-то вы о нём уже знаете. Я предлагаю вам выполнить задание « Верите ли вы, что…». Против утверждения , с которым вы согласны ставите –«+», нет- «-».
Не страшно. Если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помните: « Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» ( В.И. Гёте) Пусть эти слова будут эпиграфом нашего урока.
Верите ли вы, что… ( Приложение 1)
Зачитывают по 1 суждению и высказывают своё мнение.
- Кто не согласен7
- К этим утверждениям мы ещё вернемся. (Боб – из всех овощных семян самый крупный и тяжёлый (300 сем. Капусты= 1 бобу.600 сем. Репы= 1 бобу. 2000 сем. Салата=1 бобу)
Итак. В ходе обсуждения появились разногласия. Мы должны построить работу так, чтобы решить противоречия.
Объявление темы урока.
Семейство бобовые имеет второе название – мотыльковые. Как вы думаете, за что оно получило такое название? Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком
-Что вы уже знаете по этой теме?
Дети задают 4 вопроса к теме ( цели)
3. Стадия осмысления
следующий этап нашего урока – работа с текстом.(Приложение 2) Внимательно прочитайте текст и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения:
«!»  – знакомая информация.«+» – новая информация.«–» – думал иначе.«?» – непонятно.
4.Стадия рефлексии
– Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию.
Беседа по вопросам:
– Что было вам известно о семействе?– Что было новым для вас?– О чём думали иначе?– Какие у вас остались вопросы?– Вы видите, что одну  и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по-другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить ложные мнения и прийти к общему решению.– Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными.
Упражнение на понимание и запоминание (Слайд 13)
– Вернёмся к ключевому слову нашего урока – бобовые и к тем терминам, которые находятся вокруг него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить логические связи и составить структурно-логическую схему. Работаем в группах,  составляем кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По изученному материалу составляем синквейн.
– Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов.
Беседа по вопросам:
– Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?– В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?
– Скажите, специалист имеет право на ошибку? ( Агроном посадил ядовитые сорта бобов, как кормовую культуру.Цена такой ошибки может быть слишком высока.)
– Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям»Вольфганг Иоганн Гёте. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность.
– Спасибо,  сегодня вы хорошо работали.
5. Домашнее задание В рабочей тетради задания по выбору, П. 50
Приложение 1
Верите ли вы, что…
Из всех овощных семян боб самый крупный и тяжёлый
Замоченные семена гороха проклёвываются на 3 день
Горох, фасоль, бобы- растительное мясо
Бобовые живут в симбиозе с бактериями
Плод у гороха-боб
больше масла во всем мире производится из арахиса
лепестки цветка бобовых называют – парус, вёсла, лодочка.
Приложение 2
Признаки:
Травянистые растения, лианы, деревья , кустарники
Формула цветка Ч5Л5П1Т10
Плод - боб
Соцветие - кисть, головка, метелка и др.
Опыление - обычно пчелами, осами, шмелями, бабочками. У некоторых видов самоопыление (горох, фасоль, арахис)
Бобовые - одно из крупнейших семейств цветковых растений, насчитывающее около 18 тыс. видов. Распространены они почти по всей, доступной цветковым растениям суше земного шара, и представлены самыми разнообразными жизненными формами - от огромных деревьев и лиан до крошечных пустынных растений. Представители бобовых способны подниматься в горы до 5 тыс. метров высоты, обитать на Крайнем Севере и в жарких безводных пустынях.
Корни многих бобовых несут небольшие клубеньки, образованные разрастающейся тканью при внедрении в корень азотфиксирующих бактерий. Эти бактерии способны фиксировать атмосферный азот, которым они не только снабжают растение, но и обогащают им почву. У некоторых травянистых бобовых, например у гороха, верхние доли листа превращаются в цепляющиеся усики. Соцветия бобовых очень разнообразны, чаще они кистевидные, метельчатые, головчатые. Цветки бобовых похожи на парусные лодочки или мотыльков: два боковых лепестка называют крыльями или веслами, третий, самый крупный,- парусом или флагом, а два нижних, сросшихся вместе,- лодочкой. Тычинок чаще всего 10, причем они нередко различным образом срастаются, иногда образуя желобок или трубку в которой скапливается нектар. Опыляются цветки чаще насекомыми, реже, у тропических видов, птицами и летучими мышами. Плод бобовых называется бобом, обычно вскрывается двумя створками.
Бобовые составляют весомую часть нашей флоры, представляя почти 10% видов цветковых растений России. Среди бобовых много пищевых культур мирового значения. К их числу относятся соя, фасоль, маш, арахис, горох, чечевица, конские бобы и многие другие. Все эти полезные растения человек выращивает уже много веков, и в диком виде они часто неизвестны. Пищевая ценность бобовых определяется очень высоким содержанием в их семенах белка, крахмала и жиров. Много белка в семенах гороха - до 27%, а у чечевицы - до 32%. Они могут восполнить недостаток мясной пищи. Древние египтяне и греки уже возделывали эти растения. В отличие от них фасоль родом из Нового Света, где ее разводили еще 7 тыс. лет назад. Из Америки родом и арахис, который зовут еще земляным орехом. В семенах арахиса до 60% масла и до 37% белка. Мы привыкли считать основными масличными культурами подсолнечник и коноплю, но гораздо больше масла во всем мире производится из арахиса. Он уступает в этом только хлопчатнику. Мясистые бобы отдельных видов, содержащие большое количество кислот и сахаров, употребляют в качестве фруктов, например плоды средиземноморского рожкового дерева. Многие тропические деревья дают ценнейшую древесину, окрашенную в розовые, красные, темно-коричневые и почти черные тона. Некоторые бобовые содержат камедь, из натеков стволов ряда африканских акаций получают гуммиарабик, употребляемый в качестве натурального клея.
Ряд красивоцветущих деревьев из семейства бобовых служат украшением городов. Как декоративные вьющиеся однолетники очень часто выращиваются многие формы фасоли и душистый горошек. Среди бобовых есть и ценные красильные растения. Одно из них - индигофера дает индиго- стойкий природный краситель синего цвета. Некоторые виды донников с высоким содержанием кумаринов используют для ароматизации пищевых продуктов и табака.
Давнюю историю имеет и применение бобовых в медецине. Ряд растений, например, Кассия и Софора японская в качестве лекарствееных имеют мировое значение. Упоминания заслуживают Калабарские бобы, дикорастущие в лесах тропической Африки. Калабарские бобы очень ядовиты, на родине их используют как "судилищные бобы". Человеку, заподозренному в преступлении, давали выпить отвар трав, куда входили и Калабарские бобы; смерть означала подтверждение обвинения, в противном случае обвиняемый считался оправданным. Сейчас вещества, получаемые из Калабарских бобов, применяют в офтальмологии. Мировое значение имеют заросли среднеазиатских солодки голой и солодки уральской. Экстракт корня используют в лекарственной пищевой промышленности. Некоторые бобовые используются для приготовления бальзамов, ароматических веществ.
Огромно значение как кормовых растений. Клевер, люцерна - основные пастбищные растения, опыляются насекомыми. Но в Австралии основными пастбищным клевером еще с 20-х годов XX стал клевер подземный, самоопыляющийся вид, хорошо переносящий засуху, причем бобы созревают под землей. Так же культивируются как посевные эспарцет посевной и лютик желтый. Во многих странах культивируется донник белый. Весьма важным пастбищным растением пустынь и полупустынь Средней Азии являются верблюжья колючка, богатая сахарами, которые в жаркую погоду выделяются на стеблях и листьях в виде белого налета.
Соя
Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта - семян бобового растения сои. В них рекордно много белка - до 45%, немало и жиров - около 20%. Потребление коровьего молока в Китае не превышает 1 литра в год на душу населения, зато в большом ходу молоко из сои. Возделывать сою стали более 6 тыс. лет назад в Юго - Восточной Азии. Сейчас 60% мирового урожая сои выращивается в США.