Урок биологии по теме Класс Двудольные. Семейство Пасленовые


Урок- портфолио.
Предмет: Биология, 7 класс
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.
Цель урока: Расширение знаний о многообразии покрытосеменных растений класса двудольные. Семейства Пасленовые.
Задачи урока:
Образовательные:1Закрепить знания об отличительных особенностях растений класса двудольных, продолжить формирование умений выявить общие признаки семейства Пасленовые.
Коррекционно- развивающие: 2. Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.
Воспитательные: Формировать интерес к изучаемому предмету. Показать значение растений семейства Пасленовые как овощных, лекарственных, декоративных культур в природе и жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Вид урока- урок – портфолио.
Методы обучения: иллюстративный, частично- поисковый, словесный, практический.
Оборудование: таблица «Паслен черный», рисунки паслена сладко-горького, модель цветка картофеля, муляжи баклажана, сладкого, горького перцев, дикой и и культурной формы томатов, клубни и плоды картофеля. Натуральные овощи (томаты, перец, картофель, цветы петунии), рассада томатов, перцев.
План урока.
Организация начала урока:
1.Доклад урока.
2. Подготовка обучающихся к работе (записывают в тетради число и тему урока).
II. Проверка домашнего задания.
4. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
1.Мотивация учебной деятельности:
Ребята мы стали с вами изучать покрытосеменные растения.
Все покрытосеменные растения имеют цветки, поэтому их называют цветковыми растениями. После процесса опыления из цветов появляются плоды, внутри которых развиваются семена.
Цветковые растения самые распространенные на нашей планете, а это значит, что их очень много. И для того, чтобы в этом множестве растений разобраться, ученые разделили цветковые растения на два класса. Класс однодольные и двудольные растения.
По каким признакам разделили на два класса?
А) строение семени,
Б) по видам корневых систем растений,
В) по видам жилкования листьев.
Ответы детей.
У однодольных растений одна семядоля в семени одна семядоля в семени, корневая система мочковатая, параллельное или дуговое жилкование листьев. Среди однодольных растений только травянистые растения, кроме бамбука.
2.С растениями каких семейств мы с вами познакомились?
Ответы детей.
Представители злаковые культуры: рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза; Лилейные: лилия, нарцисс, тюльпан, лук, чеснок.Работа с гербарным материалом. Картины.
3 Определить формулы цветка семейства злаковых (О2+2)Т3П1
Семейства лилейных.(О3+3Т3+3П(3))
4 У двудольных растений две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев.
Среди двудольных растений можно наблюдать разные формы жизни:
Травы, кустарники, деревья.
IIIСегодня мы с вами начинаем изучение многообразия покрытосеменных растений класса двудольных растений, познакомимся с семейством Пасленовые. В ходе урока мы должны научиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в это семейство, а также признаки класса двудольных, которые характерны для них.
Сегодня урок пройдет по форме «Урока – портфолио».
Что такое портфолио?
Будем собирать информацию в портфолио о семействе двудольных растений «Пасленовые»
Тема урока: Покрытосеменные растения. Класс двудольные. Семейство Пасленовые.
Запись в тетрадь(дата, тема урока)
В семейство Пасленовые входит около 3 тысяч видов растений. Растения этого семейства распространены в основном по всему земному шару, в тех районах где умеренный климат, но и в тропических лесах также встречаются растения данного семейства.
Информация учащихся о растениях пасленовых культур: Томат, перец, баклажан, табак.
IVДинамическая пауза (электронная физминутка).По каким признакам растения объединяют в семейство пасленовые?
Объяснение учителя.
Составление таблицы по ходу объяснения учителя, работа с учебником:
Часть растения Признаки
Корневая система стержневая
Стебель у большинства прямостоячийЛистья разнообразной формы, с сетчатым жилкованием
Соцветие соцветия или одиночные цветы
Цветок 5чашелистиков, 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик
Плод ягода или коробочка
Семя 2 семядоли
VЗакрепление учебного материала
1.Задание:
Перечисленные растения разделить на три группы:
1.Пищевые растения (томат, перец, баклажан, картофель)
2.Декоративные растения(петуния, душистый табак)
3.Дикорастущие (белена, дурман, паслен, мандрагора)
1.Выберите формулу цветка пасленовых растений:
А) Ч5Л5Т5П1
Б) К2+2Т3П
В) Ч0Л3+3Т3+3 П(3)
2.Жилкование листьев пасленовых растений:
А) дуговое
Б) сетчатое
В) параллельное
3.Плод пасленовых растений
А) зерновка
Б) коробочка
В) ягода
Проверка ответов, оценивание знаний детей.
VI Домашнее задание
На память об уроке дарю вам рассаду томата и перца для дальнейшего наблюдения за этими растениями и пополнения вашего портфолио.
План наблюдения и ухода составим на следующем уроке.
Работа по учебнику на стр.122-123.Ответить на вопросы на стр. 123
VII Итог урока
1Что интересного узнали на уроке?
2Что нового узнали на уроке?
3.Что полезного узнали на уроке?
Ребята вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, спасибо за работу.