Конспект урока Класс двудольные. Семейство паслёновые, семейство розоцветные. (6 класс)


Тема урока: Класс Двудольные растения. Семейство паслёновые, семейство бобовые.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями семейств растений класса двудольных растений; рассмотреть представителей семейств, значение растений данных семейств для человека.
Тип урока: усвоения новых знаний, урок-исследование.
Планируемые результаты:
Предметные: - закрепить понятие о систематике растений;
- умение распознавать и относить растения к определённым семействам;
- закрепление понятий «формула цветка».
Личностные: - умение формулировать личное мнение.
Метапредметные:
- умение работать с таблицей
- умение работать с текстом
ФормируемыеУУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.
ΙV. Открытие нового знания.
V. Первичная проверка понимания.
VΙ. Применение новых знаний.
VII.Рефлексия.
VΙΙI. Домашнее задание.
Ход урокаОргмомент.
Актуализация опорных знаний и умений (рассказ по ОСК о семействе крестоцветные и розоцветные)
а) Игра «Узнай растение» слайд № 2-5
- В умеренном климате этот представитель семейства розовых - самое главное плодовое дерево. В его плодах содержится много веществ, необходимых людям. В них есть сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. Яблоня - Многолетний полукустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета. Их традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях. Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен. Малина оыкновенная - Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус. Редис
- двулетнее растение семейства крестоцветных, для многих людей любимый растительный продукт, употребляемый в пищу в сыром или вареном виде. Её издревле солили, квасили, мариновали, блюда из нее были хорошим подспорьем к скудному рациону в зимние месяцы. Огородный овощ, произрастающий на большей территории России ценится за свои великолепные вкусовые качества и за большое содержания самых необходимых для организма микроэлементов и витаминов. Капуста
б) ) Упражнение «Выбери цифру» (Слайд № 6)
Из предложенного перечня выпишите признаки, характерные для семейства Крестоцветные и Розоцветные
1. Цветок имеет 4 лепестка.
2. Тычинок может быть много.
3. Чашелистиков 5.
4. Пестик один, тычинок 6.
5. Околоцветник цветка двойной.
6. Соцветие - кисть.
7. Плод - яблоко, костянка, многокостянка.
8. Представитель – малина.
9. Плод - стручечок, стручок.
10. Чашелистиков 4.
(Ответы: семейство Крестоцветные : 1, 4, 5, 6, 9, 10. семейство Розоцветные: 2, З, 5, 6, 7, 8.)
Постановка учебной проблемы.
Учитель разгадывают загадки о растениях семейства паслёновые и бобовые.. ученики называют эти растения.. учитель показывает картинки этих растений.
- В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (помидор, пасленовые)
- Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки. Горох( Бобовые)
- Закопали в землю в мае, И 100 дней не вынимали. А копать под осень стали, Не одну нашли, а 10 Как ее названье, дети? (картофель, пасленовые)
Слайд 8
Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные знакомые и незнакомые: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, баклажаны, перец, табак, петуния и др. Другая группа: акация, горох, люпин, клевер и др (слайд 10-21)
А какие семейства мы будем сегодня изучать?
Почему столь разные растения объединены в одну группу? (они родственны)
В чем заключается их родство? (предположения: возможно у них…). Записать на доске проблему и гипотезы. Гипотезы выдвигаются самими учащимися
Мы выдвинули ряд предположений, это – гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? Нужно провести исследование.
Открытие нового знания.
Ребята, сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы будет название (расставляет таблички с названием семейств – Паслёновые, Бобовые).
У каждой группы на столе лежит схема исследования, по которой вы будете работать.
Удачи вам! (работа в течении 10 минут)
РЕЛАКСАЦИЯ «презентация цветотерапия».
Первичная проверка понимания.
-От каждой группы выступает один ученик, рассказывает о семействе, защищает опорную схему, остальные дополняют.
- сообщения учащихся.
Просмотр презентации с комментарием..Применение новых знаний.
- систематическое положение растений.
- Составляют синквейн по одному из семейств.
Рефлексия.
Заполните лист рефлексии
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно
8. Домашнее задание. Обязательно прочесть параграф, ответить на вопросы, по желанию составить кроссворд или составить сказку про картофель (другое растение)
Приложение 1
Схема исследования по теме «Семейство паслёновые (бобовые (мотыльковые)»Цель: доказать, в чём состоит родство растений вашего семейства.
Проверка домашнего задания.
Прочитать материал в параграфе 28;
Составить опорно-схематический конспект по данной теме на листе бумаги (используя цветные карандаши и фломастеры);
Из предложенных гербариев, выбрать гербарии вашего семейства;
Определите систематическое положение паслёна чёрного (душистого горошка);
Вид -
Род -
Семейство -
Класс -
Отдел -
Царство -
Составьте синквейн по вашему семейству.
1.
2.
3.
4.
5.
7. Выполните тест:
1 .По какому растению паслёновые получили своё название?
а) лилия б) табак в) паслён
2.Какое растение не относится к группе паслёновых?
а) томат б) картофель в) табак г) лук д) перец
3.Какие ядовитые растения встречаются среди паслёновых?
а) перец, баклажан б) белена, табак в) картофель, томат
4.Какая корневая система у паслёновых?
а) мочковатая б) корнеплод в) стержневая
5.У какого растения плод – пустотелая ягода?
а) томат б) перец в) баклажан
6.Какое жилкование листьев у паслёновых растений?
а) дуговое б) параллельное в) сетчатое
7.Рыхление почвы и засыпка нижней части стебля называется:
а) подвязка б) окучивание в) пасынкование1. Формула цветка растений семейства бобовые выглядит так:
А) Ч (5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П∞ Б) Ч5 Л(2)+(2)+1 Т5 П1 В) Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1
2. Семейство бобовые также называют:
А) гороховые Б) мотыльковые В) фасолевые
3. Среди растений семейства бобовые встречаются жизненные формы:
А) деревья Б) кустарники и кустарнички
В) однолетние и многолетние травы Г) все перечисленные.
4. Для растений семейства бобовые встречаются характерны соцветия:
А) метелка и зонтик Б) кисть и головка В) початок и колос
5. Горох и фасоль имеют плод:
А) стручок Б) боб В) коробочку
6. Утолщения на корнях бобовых растений:
А) вызваны паразитирующим грибком Б) образованы запасающей тканью
В) вызваны симбиотическими бактериями
7. Среди перечисленных растений к семейству бобовые относят:
А) донник белый и редька дикая Б) чина луговая и черемуха обыкновенная
В) клевер ползучий и горох посевной
Заполните лист рефлексии:
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно
Приложение 2
Откуда к нам пришла картошка?
Наверное, ни одно огородное растение не обросло столькими легендами, слухами и приключениями, как картофель. Теперь его часто называют вторым хлебом. На сегодняшний день даже невозможно представить наш рацион без картошки. Помните, как спорила повариха Тося с лесорубами в фильме «Девчата» насчет того, сколько блюд можно приготовить из картошки? Так вот, по разным подсчетам, с картошкой и из картошки можно приготовит не менее 999 блюд!
Картофель - самая важная культура в каждом огороде. У себя на родине – в Перу – картофель известен еще с незапамятных времен. Ученые установили, что уже более 14 тысяч лет индейцы Южной Америки используют это растение, называя его «папа».
О том, как попала картошка в Европу, существует несколько версий. По самой распространенной, ее завезли испанские завоеватели. Возможно, это был Френсис Дрейк, на его статуе, воздвигнутой в Оффенбурге, даже выбили надпись: Сэр Френсис Дрейк, ввезший картофель в Европу в году 1580.
Земляной орех
Земляной орех, или арахис, - однолетнее растение из семейства бобовые - уроженец Бразилии, но распространен во многих странах. Это растение имеет интересную особенность - на время созревания плодов плодоножки удлиняются, и плоды закапываются в землю, чем и объясняется название растения. Из семян, богатых жиром, получают арахисовое масло, использующие в пищу и для мыловарении.
Перуанское яблокоТомат- один из самых популярных овощей. Его родина- Перу. Ацтеки называли это растение «помидель Перу», что означает «перуанское яблоко». Через океан это растение привезли в Италию, где его назвали «помидоро»- «большое яблоко». Потом во Франции этот овощ окрестили «яблоком любви». Сначала помидоры есть боялись, считая их ядовитыми. В России помидоры появились во времена правления Екатерины ΙΙ. Только в 1850 г. наши соотечественники догадались, что томаты вкусные и полезные.
Паслен черный - травянистое, покрытое волосками однолетнее
растение, что растет на пустырях, свалках, на обочинах дорог
и на опушках лесов. Широко распространен в климатических
зонах от умеренного к южному.
Листья овально-удлиненные незазубренные, бледноватые
белые цветы с желтым пыльником, собранные в небольшие
кисти, примерно, по пять цветков в каждой. Плоды похожи
на ягоды, сначала зеленые, а при созревании черные,
содержащие алкалоид соланин. При употреблении большого
количества плодов черного паслена возможно сильное
отравление, однако, при правильном применении может
использоваться в медицинских целях.