Рабочая программа по микробиологии и основам иммунологии Лечебное дело


государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
рабочая ПРОГРАММа
ОП.09. Микробиология с основами иммунологии
Специальность 31.02.01. Лечебное дело

Сатка2016 г.
Одобрено
Председатель ЦМК
«___»_____________________2016 г. Составлена в соответствии с
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника поспециальности 31.02.01 «Лечебное дело»
Заместитель директора по УР
«___»_____________________2016 г.
Автор: преподаватель микробиологии и иммунологии ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» Воронкина В.В.
Рецензент:___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
19
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии и иммунологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина профессионального цикла, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: лабораторные работы 12
практические занятия 16
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа (всего)
в том числе: 36
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
Изучение и анализ микропрепаратов; изучение и анализ фотографий, рисунков; решение задач; изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями; составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины; подготовка реферативных сообщений; выполнение учебно-исследовательской работы; проведение бесед с разными группами населения по вопросам профилактики заболеваний. Итоговая аттестация в форме устного экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии и иммунологии

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1
Общая микробиология 36 Тема 1.1
Введение
Содержание учебного материала 2 1
1. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии. История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества. Научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии. Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. 2. Создание рефератов на темы: «История микробиологии, великие микробиологи». 3. Создание презентаций: «Научное и практическое достижение современной медицинской микробиологии». Тема 1.2
Классификация микроорганизмов. Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмовСодержание учебного материала 4 1. Прокариоты и эукариоты. Принципы классификации микроорганизмов на бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Предмет и задачи бактериологии, микологии, паразитологии, вирусологии. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой. 1
2. Характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз. Симбиотические отношения: мутуализм, комменсализм, паразитизм, характеристика каждого типа взаимоотношений, их значение для человека. 1
3. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и оснащение базовой лаборатории. 1
4. Правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом. 2
Лабораторные работы Практические занятия 2 1. Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 3 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. 2. Работа с методическим пособием. 3. Создание реферата на тему: «Строение бактериальной клетки». 4. Презентация на тему: «Правила работы микробиологической лаборатории». 5. Просмотр видеофильма « Устройство баклаборатории». Тема 1.3
Экология микроорганизмов
Содержание учебного материала 2 1
Понятие об экологии. Микробиоценоз почвы, воды, воздуха. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней. 1
2.
Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы. 1
3. Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы. 1
4.
Понятие о стерилизации. Тепловая, химическая, лучевая стерилизации. Аппараты для тепловой стерилизации (автоклав, сухожаровой шкаф, другие стерилизаторы), их устройство, правила работы, техника безопасности при эксплуатации. 2
5.
Понятие о дезинфекции. Тепловая, химическая, лучевая дезинфекция. Профилактическая и текущая дезинфекция. Средства дезинфекции, их выбор в зависимости от объекта, подлежащего обработке и микроорганизмов, на которые направлено действие дезинфицирующих средств. Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений. Использование аэрозолей для дезинфекции.
Контроль за качеством стерилизации и дезинфекции. Современные системы экспресс-контроля стерилизации и дезинфекции. 2
6. Понятие об асептике и антисептике. Методы асептики и антисептики. 2
7. Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал. 1
Лабораторная работа Практические занятия 2 1. Стерилизация. Дезинфекция Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Экология микроорганизмов. Написание рефератов на тему: «История асептики и антисептики». Работа с методическим пособием. Презентация на тему: «Влияние физических факторов на жизнедеятельность бактерий». Тема 1.4
Учение об инфекционном и эпидемическом процессах. Профилактика инфекционных болезней
Содержание учебного материала 4 1.
Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Паразитарная форма взаимоотношений микро – и макроорганизмов. Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса. Характерные особенности инфекционных болезней: зависимость от вида патогенного микроорганизма, контагиозность, цикличность. Периоды инфекционной болезни. Формы инфекционного процесса. 1
2.
Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). 1
3. Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции. 1
Лабораторные работы - Практические занятия: 2 Учение об инфекционном и эпидемическом процессах. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 3
1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях, составление текста бесед по вопросам санитарно-гигиенического просвещения разных групп населения. Составление агитплакатов по санитарно-гигиеническому просвещению. Тема 1.5
Учение об иммунитете
Содержание учебного материала 4 1.
Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Виды иммунитета. 1
2.
Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина, их механизм и применение. 1
3.
Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение. 1
4. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы. 1
5.
Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение. 1
6. Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов. 1
Лабораторные работы - Практические занятия 2 1. Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 3 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Составление рефератов на темы: «Историческое значение иммунитета в развитии общества», «Медицинские иммунологические препараты (например, вакцины), их практическое применение и значение для человека и общества». Создание презентации по теме: «Фагоцитоз». Раздел 2
Изучение бактериологии как науки. 18
Тема 2.1
Классификация бактерий.
Морфология бактерий и методы её изучения
Содержание учебного материала 2 1.
Классификация бактерий по Берджи. Принципы подразделения бактерий на группы. Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. 2
2. Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам. 2
3. Способы приготовления препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами, микроскопия в иммерсии, описание препарата. Правила техники безопасности при проведении микроскопических 2
исследований. Лабораторные работы - Практические занятия 2 1. Изучение морфологии бактерий Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Работа с тестами по теме: «Морфология бактерий». Составление презентаций по теме: «Строение бактерий». Тема 2.2
Физиология бактерий, методы её изучения Содержание учебного материала 2 1
Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий. 1
2
Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации. 2
3
Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий. 1
4 Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов. 1
Практические занятия 2 1
1. Жизнедеятельность бактерий и их культивирование. Лабораторные работы Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Составление рефератов по темам: «Значение питательных сред в жизнедеятельности бактерий», «Культивирование анаэробов». Работа с методическим пособием. Тема 2.3
Частная бактериология.
Возбудители бактериальных инфекций. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях
Содержание учебного материала 4 1.
Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. 1
2. Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. 1
Профилактика распространения инфекций. 3. Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. 1
4.
Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. 1
5. Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы). 1
6. Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам. Общая характеристика методов оценки антибиотикочувствительности. 1
7. Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом, методом серийных разведений, постановкой -лактамозного теста, экспресс-методами. 2
8. Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма. 1
9. Методы микробиологической диагностики бактериальных инфекций: микроскопическое и бактериологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина); аллергические диагностические пробы (кожные, in vitro); молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот). 1
10 Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях. 1
Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике бактериальных инфекций с разными группами населения. Подготовка рефератов по темам: «Профилактика бактериальных инфекций», «Менингококковая инфекция». Создание листовок по профилактике инфекций. Раздел 3
Микология 6 Тема 3.1
Классификация грибов.
Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения
Содержание учебного материала 2 1 Классификация грибов: низшие и высшие грибы, совершенные и несовершенные грибы. 1
2 Морфология грибов. 2
3
Особенности питания и дыхания грибов. Культивирование грибов, оптимальные условия для культивирования. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды. 1
4 Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха. 1
Практические занятия - Лабораторные работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Работа с методическим пособием. Составление рефератов по темам: «Классификация морфологии грибов», «Значение факторов окружающей среды на устойчивость грибов». Тема 3.2
Частная микология Возбудители грибковых заболеваний.
Особенности противогрибкового иммунитета
Содержание учебного материала 2 1.
Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. 1
2.
Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. 1
3.
Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций. 1
4. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы, связь с ВИЧ инфекцией. 1
5. Особенности противогрибкового иммунитета. 1
6. Методы микробиологической диагностики микозов: микроскопическое и микологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, иммуноферментный анализ, иммуноблотинг), полимеразная цепная реакция, аллергологические диагностические пробы (кожная, in vitro), биологическое, гистологическое исследования. 1
Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике микозов с разными группами населения. Составление презентаций по теме: «Профилактика микозов». Раздел 4
Изучение общей и частной паразитологии 12 Тема 4.1
Общая характеристика и классификация простейших. Методы их изучения.
Содержание учебного материала
2 1. Общая характеристика и классификация простейших: саркодовых (дизентирийная амёба), жгутиковых (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровиков(малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизнедеятельности. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды. 1
2. Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. 1
3. Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. 1
4. Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления. 1
5. Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов 1
6. Микроскопический метод обнаружения простейших в биологическом материале (кровь, моча, кал) и объектах окружающей среды (почва, вода), как основной метод лабораторной диагностики протозоозов. 2
7. Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования. 1
Лабораторные работы - Практические занятия 2 Характеристика и классификация простейших Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике протозоозов с разными группами населения. Создание презентации по классификации и морфологии простейших. Реферат по теме: «Значение простейших в развитии инфекционных заболеваний». Тема 4.2
Общая и частная гельминтология. Общая характеристика и классификация гельминтов. Методы их изучения.
Содержание учебного материала 4 1. Общая характеристика и классификация гельминтов. 1
2.
Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале (кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва, вода) и промежуточных хозяевах (например, рыбе, мясе). 2
3. Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и микроскопическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, прямой гемагглютинации, кольцепреципитации, латексной агглютинации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), аллергическое исследование (кожные пробы). 1
Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике гельминтозов с разными группами населения. Подготовка презентаций по профилактике гельминтозов. Создание листовок по профилактике гельминтозов. Раздел 5
Изучение общей и частной вирусологии 6 Тема 5.1
Классификация и структура вирусов.
Культивирование и репродукция вирусов.
Методы изучения вирусов.
Особенности противовирусного иммунитета
Содержание учебного материала 2 1.
Особенности классификации вирусов, таксономия. Структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы вирионов. Изучение морфологии вирусов. 1
2.
Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных паразитов. Методы культивирования и индикации вирусов. Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды. Репродукция вируса: продуктивный тип репродукции и его стадии, понятие об абортивном и интегративном типах. Генетика вирусов и её значение для современной медицины. 1
3.
Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней. Бактериофаги как санитарно-показательные микроорганизмы фекального загрязнения окружающей среды. 1
4.
Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций: вирусологическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплимента, непрямой гемагглютинации, торможения гемагглютинации, радиального гемолиза, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот), экспресс-диагностика (реакция иммунофлюоресценции, иммунная электронная микроскопия, молекулярно-биологические методы и др.). 1
5. Возбудители вирусных инфекций. 1
6. Особенности противовирусного иммунитета, обусловленные двумя формами существования вирусов: внеклеточной и внутриклеточной. 1
Лабораторные работы - Практические занятия 2 Методы изучения вирусов. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 2 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Работа с методическим пособием. Создание презентации по теме: «Особенности строения вирусов». Рефераты по теме: «Экспресс-диагностика ВИЧ-инфекции». Раздел 6
Изучение вопросов клинической микробиологии 33 Тема 6.1
Микрофлора организма человека
Содержание учебного материала 2 1. Микробиоценоз в условиях физиологической нормы организма человека. Понятие «нормальная микрофлора человека». Резидентная и транзиторная микрофлора. Формирование микробиоценоза и его изменения в процессе жизнедеятельности человека. Нормальная микрофлора различных биотопов: кожи, слизистых оболочек рта, верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы. Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека: защита организма от патогенных микробов, стимуляция иммунной системы, участие в метаболических процессах и поддержании их баланса. Дисбактериоз, причины, симптомы, методы исследования, корреляция.
1
Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 1 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Создание презентации по теме: «Роль нормальной микрофлоры для здоровья и жизнедеятельности человека». Составление агитплакатов по теме: «Здоровый образ жизни». Тема 6.2
Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований
Содержание учебного материала 4 1.
Значение своевременного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Предохранение от контаминации исследуемого материала нормальной микрофлорой. Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований, поддерживающие жизнедеятельность возбудителя, предотвращающие избыточный рост сопутствующий микрофлоры и обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. Количество отбираемого материала. 2
2.
Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. 2
3. Оформление сопровождающих документов. 2
Практические занятия - Лабораторные работы 4 1 Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований. Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 4 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Работа с методическим пособием. Составление рефератов по теме: «Правила взятия биологического материала больного, его транспортировка». Тема 6.3
Современные технологии, применяемые в клинической микробиологии
Содержание учебного материала 2 1.
Микрометоды для идентификации микроорганизмов различных групп и определения их антибиотикочувствительности. 1
2.
Автоматизация и компьютеризация при идентификации и определении антибиотикочувствительности микроорганизмов. 1
3. Регистрация и анализ данных с помощью персонального компьютера. 1
4. Преимущества современных технологий в клинической микробиологии перед классическими методами. 1
Лабораторные работы 4 Современные технологии, применяемые в клинической микробиологии Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 3 1.
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Создание презентации по микро методу идентификации микроорганизмов. Создание реферата на тему: «Автоматизация и компьютеризация в современной микробиологии».
Тема 6.4
Внутрибольничные инфекции
Содержание учебного материала 2 1. Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая), классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. 1
2. Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ: разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. 1
3. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарно-микробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. 1
4. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности. 1
Лабораторные работы - Практические занятия 4 Внутрибольничные инфекции Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся 3 1. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Работа с методическим пособием. Создание реферата по теме: «Внутрибольничная инфекция». Примерная тематика курсовой работы (проекта) - Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) - Всего: 108 Указываются соответствующие темы, по каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии, мастерских – нет, лабораторий нет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
мебель и стационарное учебное оборудование;
лекарственные препараты;
медицинская документация.
Технические средства обучения:
компьютер с программным обеспечением для пользования электронными образовательными ресурсами.
мультимедийный проектор;
телевизор;
экран.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской – нет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебник/А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, А.С. Быков.- 2-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия»,2002. – 224 с.
Интернет ресурсы:
http://fgou-vunmc.ru ГОУ «ВУНМЦ РОСЗДРАВА» — Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
http://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации
http://rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
http://www.74.rospotrebnadzor.ru Управление Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области.
http://www.consultant.ru Система «Консультант» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты.
http://www.crc.ru Информационно-методический центр "Экспертиза" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенное название - ИМЦ "Экспертиза") - федеральное государственное учреждение здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
http://www.fcgsen.ru Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.
http://www.garant.ru Система «ГАРАНТ» - компьютерная правовая система, которая содержит нормативные документы, поддерживает их в актуальном состоянии и помогает использовать правовую информацию в интересах Вашего предприятия.
http://www.mednet.ru Федеральное государственное учреждение «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»).
http://www.minobr74.ru Министерство образования и науки Челябинской области.
http://www.minzdravsoc.ru Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
http://www.zdrav74.ru Министерство здравоохранения Челябинской области.
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙДисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
При изучении дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» следует использовать следующие формы контроля знаний:
индивидуальный;
групповой;
комбинированный;
самоконтроль;
фронтальный;
Методы контроля знаний:
устный;
письменный;
практический;
знать как проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему « Транспортировка и хранение микробиологических материалов»;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки;
решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях
знать как проводить простейшие микробиологические исследования Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки;
экспертная оценка исследовательской работы;
решения ситуационных задач.
уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки;
экспертная оценка исследовательской работы;
решения ситуационных задач.
выполнения практических действий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям;
уметь осуществлять профилактику распространения инфекции; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки;
экспертная оценка исследовательской работы;
решения ситуационных задач.
выполнения практических действий по подготовке агитационных материалов, презентаций на электронном носителе;
выполнения практических действий по составлению текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения;
подготовка беседам по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др.
знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему « Предмет и задачи микробиологии, история микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии»;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки (составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними);
экспертная оценка исследовательской работы.
знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения»;
экспертной оценки на зачете;экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки студентов (подготовка рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоценоз кожи»);экспертной оценки описания морфологии микроорганизмов по фотозадачам.
знать основные методы асептики и антисептики; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий на тему « Асептика и антисептика»;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки;
экспертная оценка исследовательской работы;
Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней; Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки в проведении бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.;составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации;
экспертная оценка исследовательской работы;
знать факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике Текущий контроль в форме:
экспертной оценки на практическом занятии;
тестового контроля с применением компьютерных технологий по теме «Иммунитет»;
экспертной оценки на зачете;
экспертной оценки результатов самостоятельной подготовки рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества;
экспертная оценка исследовательской работы.