Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии для отделения Лечебное дело


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 8
Департамента здравоохранения города Москвы»












Рабочая ПРОГРАММа


ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии и иммунологии





Для специальности: 31.02.01 «Лечебное дело»

















2014 г.



Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждено Методическим советом
ЦМК «Общепрофессиональный цикл» ГБОУ СПО «МК № 8 ДЗМ»
Председатель ЦМК №3 протокол № __ от ____________
____________ Пономарева Т.В. Председатель Методического совета
«___»_____________________2014 г. _____________ Косенко Е.А.





Автор
Пономарева Т.В. преподаватель высшей квалификационной категории микробиологии и иммунологии
ГБОУ СПО «МК №8 ДЗМ»

Рецензенты

Петрова В.Г. преподаватель инфекционных болезней
ГБОУ СПО «МК №8 ДЗМ»

Грачева И.Ю. главный специалист-эпидемиолог Зеленоградского АО,
заместитель главного врача по СЭВ «ГБ № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»



Заместитель директора по учебной работе Петрань А.Н._______________













СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 стр.



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6 стр.

условия реализации учебной дисциплины

15 стр.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17 стр.































паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ профессионального образования в части профессиональных компетенций:
-выполнять лечебные вмешательства;
-осуществлять контроль состояния пациента;
-проводить санитарно-эпидемические мероприятия;
-проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
-проводить иммунопрофилактику;
-организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Обучающиеся должны освоить следующие компетенции:
Общие:
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 – Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5 – Использовать информационно-коммуникационные технологии и профессиональной деятельности.
ОК 6 – Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 – Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 – Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9 – Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 – Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 – Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 – Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13 – Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненный и профессиональных целей.
Профессиональные:
ПК 1.2 – Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3 – Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4 – Проводить диагностику беременности.
ПК 2.1 – Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2 – Определять тактику ведения пациентов.
ПК 2.3 – Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 3.1 – Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 3.2 – Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.6 –Определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку в стационар.
ПК 4.2 – Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.
ПК 4.3 – Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.5 – Проводить иммунопрофилактику.
ПК 4.7 – Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.8 – Организовывать работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
ПК 6.4 – Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
-осуществлять профилактику распространения инфекции.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
-морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
-основные методы асептики и антисептики;
-правила забора, транспортировки и хранения материала для микробиологических исследований;
-принципы проведения микробиологических исследований;
-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
-факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

в том числе:


практические занятия
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии и иммунологии

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.Общая микробиология


9


Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
Содержание учебного материала

2
1


1.
Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в природе, жизни человека и медицине.
Принципы систематизации микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Правила бинарной номенклатуры. Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«История и развития науки микробиологии»,
«Современные достижения медицинской микробиологии и иммунологии»,
«Использование микроорганизмов в практической деятельности человека»,
«Использование микроорганизмов в медицине».
2


Тема 1.2. . Экология микроорганизмов
Организация микробиологической лабораторной службы


Содержание учебного материала

2










2



1.
Понятие об экологии микроорганизмов. Микробиоценоз как экосистема. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов.
Классификация факторов среды. Влияние абиотических факторов на микроорганизмы на примере физических (температура, давления, ионизирующей радиация, ультразвук, высушивание) и химических факторов.Характеристика биотических факторов на примере взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм, комменсализм, паразитизм, симбиоз. Значение экологических взаимоотношений для человека




Практические занятия
2



1.
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории»




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Устройство микробиологической лаборатории»
«Режим работы микробилогической лаборатории»
«Биологическая беопасность при работе в микробиологиской лаборатории»
1








Раздел 2.
Бактериология



27


Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий

Содержание учебного материала
2



1.
Принципы классификации бактерий. Ультраструктурная организация бактерий и других микроорганизмов (микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов). Основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. Формы бактериальной клетки: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся



1


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными)
1


Тема 2.2
Микроскопические методы изучения бактерий

Содержание учебного материала
2








2


1.
Микроскопические методы изучения бактерий. Виды микроскопов и правила работы с ними. Микроскопия в иммерсии, описание микропрепарата. Понятие о морфологических и тинкториальных свойствах бактерий. Классификация бактерий по Грамму.Простые и сложные методы окрашивания. Принципы приготовления мазков и способы их фиксации.. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований




Практические занятия
2



1.
Правила работы с микроскопом. Описание микробиологических препаратов.
Определение формы и размеров бактерий. Простые и сложные методы окрашивания. Определение отношения бактерий к окраске по Грамму




Самостоятельная работа обучающихся
Зарисовка основных структур микроорганизмов.
Схематическое изображение видов микроорганизмов.
2


Тема 2.3.
Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
Содержание учебного материала
2








1


1.
Химический состав бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Ферменты бактерий как основа их спецефичности.
Культуральные и биохимические свойства бактерий. Условия культивирования бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Термостат, правила эксплуатации.Методы выделение чистой культуры бактерий.
Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов




Практические занятия
2



1.
Характеристика питательных сред. Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств. Определение бактериальных культур





Самостоятельная работа обучающихся
Составление сравнительной таблицы питательных сред.
Зарисовка схем дыхания и размножения бактерий
Рецепты приготовления питательных сред.
2


Тема 2.4. Частная бактериология
Содержание учебного материала
4









1






1.
Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).
Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Подготовка рефератов по темам:
«Эшерихиозы и профилактика»,
«Возбудители бактериальных респираторных инфекций»
«Особенности культивирования кишечной палочки»
«Проведение микробиологических исследований при бактериальных инфекциях»

2


Тема 2.5. Антибактериальные средства. Определение чувствительности к антибиотикам


Содержание учебного материала
2








1.
Механизм антимикробного действия химитерапевтических средств. Общая характеристика механизмов устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Методы определения и критерии оценки чувствительности микрорганизмов к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам




Практические занятия
2



1.
Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами)


2


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы на тему: «Предупреждение распространения бактериальных инфекций»

2


Раздел 3. Микология



10






1





Тема 3.1. Общая характеристика грибов. Классификация, строение и особенности физиологии грибов

Содержание учебного материала
2



1.
Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. Классификация грибов: низшие и высшие грибы.
Процессы жизнедеятельности грибов: питания, дыхания, размножения и роста.Культивирование грибов. Условия для культивирования грибов. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды.
Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Грибы – паразиты и симбионты животных»
«Распрастранение грибов в окружающей среде»
2


Тема 3.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов

Содержание учебного материала
2






2




1.
Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы.
Противогрибковые пр