Обобщение опыта работы по теме: «Применение современных образовательных технологий воспитания в работе классного руководителя»


МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа»

Обобщение опыта работы
по теме:
«Применение современных образовательных технологий воспитания в работе классного руководителя»

классного руководителя
Ильясовой Лианы Фагимовны2017 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Педагогические технологии в воспитательном процессе
1.1. Сущность понятия «воспитательные технологии»
1.2. Воспитательные технологии в России в ХХ веке
Глава 2. Современные технологии воспитания.
2.1. Обоснование выбора современных образовательных технологий воспитания для внедрения в практику.
2.2. Внедрение актуальных современных образовательных технологий воспитания.
Глава 3.Результативность внедрения современных образовательных технологий воспитания.
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В настоящее время идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.
Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности учащегося в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы.
Феномен воспитательной системы в педагогической теории и практике проработан в достаточной степени. Необходимость ее создания в учебных заведениях, как правило, не вызывает сомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективным средством развития воспитательного процесса.
Актуальным в этой связи становятся определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса использования воспитательных технологий.
Цель исследования - изучение воспитательных технологий в современных учебных заведениях.
Объект исследования - воспитательные технологии в учебных заведениях.
Предмет исследования – ученический коллектив, эффективность построения системы воспитательной работы с учащимися в современных условиях.
Основные задачи:
*раскрыть сущность понятия «воспитательные технологии» и пути совершенствования воспитательной работы;
*проанализировать идеи воспитания человека педагогов XX века;
*обозначить основные причины актуализирующие проблемы воспитания учащихся в современном обществе;
*раскрыть современные методологические основы воспитательной работы с учащимися.
Гипотеза исследования - если применение воспитательных технологий в системе современных учебных заведений результативно, то повышается экономическое и политическое развитие страны.
Метод исследования - теоретико-практическое исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа» с учащимися 9 класса.
Теоретическая значимость: углубленный анализ литературы по проблеме исследования может быть использован учителями в качестве дополнительного материала по изучению данной проблемы, в качестве информационного материала в работе с классным коллективом.
Практическая значимость: теоретически обоснованные выбранные приемы исследования деятельности классного руководителя могут быть использованы педагогами с целью совершенствования работы по формированию коллектива школьников.
Глава 1. Педагогические технологии в воспитательном процессе
Сущность понятия «воспитательные технологии»
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами-практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М. Шепель, Б.Т. Лихачев, В.П. Беспалько, И.П. Волков, Ю.К. Бабанский, Н.Р. Талызина, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne - искусство, мастерство, умения и «логия» − наука. В толковом словаре технология − это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология» множество, на основании которых можно сделать вывод. Технология - это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в учебном заведении. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.
Воспитательная технология − совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» − понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология - воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.
В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.
Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.
Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.
Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств:
• Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.
• С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.
• В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет.
Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, наука будет искать разрешения противоречия между технологизацией и личностью в воспитательном процессе.
Понятие воспитательный процесс, наряду с воспитанием и воспитательной технологией, относится к числу методологических знаний, ибо в его научном анализе и практической организации объединяется знание о воспитательных системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике.Процесс в общеязыковом смысле в одном случае означает последовательную смену состояний, ход развития чего-либо, в другом - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Оба значения дают основания для понимания воспитательного процесса как организованного взаимодействия учителей и учащихся, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии. Здесь видно, что воспитание рассматриваются как совокупность последовательных педагогических действий, осуществляется в рамках педагогической технологии и представляет собой организованную деятельность, имеющую целью формирование и развитие личностной сферы человека. Такое представление позволяет определить структуру, связи и законы воспитательной деятельности педагогов в реальных условиях.
Самые главные характеристики воспитательного процесса - это его:
• целостность;
• системность;
• цикличность;
• технологичность.
Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание и поведение личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом обеспечивается целостность всего педагогического процесса, что является методологическим принципом и особенно актуально в современных условиях.
Воспитательный процесс и воспитательная система также составляют единство, поскольку процессы представляют собой свойство систем. Можно сказать, что воспитательные процессы - это последовательная смена состояний воспитательной системы.
Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Это помогает осознать специфику, сущность каждого компонента, изменение одного в результате влияния другого. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания и т.д.
Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих основным компонентам воспитательной технологии. Вследствие этого в число его структурных элементов включены:
• целевой - определение целей воспитания;
• содержательный - разработка содержания воспитания;
• операционно-деятельностный - процедуры по воспитанию и взаимодействию участников процесса;
• оценочно-результативный − оценка и анализ эффективности воспитания.
В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов. Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния воспитательного процесса, в первую очередь воспитанности людей, а также других условий процесса. Взаимосвязь и последовательность этапов воспитательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости воспитательной деятельности: диагностика - проектирование - реализация − диагностика на новом уровне воспитательного взаимодействия.
1.2. Воспитательные технологии в России в ХХ веке
Педагоги XX века разрабатывали и реализовывали на практике идеи воспитания человека в новых социально-экономических условиях, где практический опыт российской школы, достижения зарубежной педагогической мысли по воспитанию юных граждан государства служили источником развития советской воспитательной системы. Гуманистические и демократические идеи, имевшиеся в педагогическом наследии России, способствовали практической деятельности педагогов этого периода.
Анализ научной, педагогической и исторической литературы данного периода, позволяет говорить о том, что в советской педагогике сложилась своя специфическая система воспитания, организации воспитательной работы, которая имела свои направления и соответствующие им формы и методы, учитывавшие специфику и идеологические установки нового времени.
В учебно-воспитательных учреждениях С.Т. Шацкого («Бодрая жизнь», «Первая опытная станция») проходили проверку идеи самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. При этом, главные цели обучения и воспитания С.Т. Шацкий видел в соответствии социальному заказу и одновременном учете индивидуальных особенностей личности при формировании у детей умения объединять усилия для достижения общей цели; при этом важна была подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, способного оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; в учете макро- и микросоциального окружения ребенка.
Кроме того, С.Т. Шацкий считал, что главное влияние на развитие ребёнка оказывает социально-экономическая среда, где школа, являясь основным центром воспитательной работы детей, должна выступать в качестве координатора формирующего воздействия. При этом главными факторами в процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления, воспитании ума,
В основе педагогической системы А.С. Макаренко заложена идея всестороннего развития личности, где особое место занимает воспитательное воздействие коллектива. Основная мысль идеи состоит в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит развитию личности и индивидуальности. Веря в творческие силы и возможности человека, А.С. Макаренко считал, что воспитанием можно их пробудить и развить, а отношения между педагогами и детьми должны строиться на уважении и требовательности. В период Великой Отечественной войны произошел прилив патриотических сил, способствовавший духовному раскрепощению человека, Среди источников духовных и нравственных сил народа особого внимания, на наш взгляд, заслуживали исторически сформировавшийся духовный, который не удалось уничтожить до конца и накопленный в 20-ые годы демократический идейно-нравственный потенциалы,
В послевоенный период наиболее яркой является идея В.А. Сухомлинского. Идея В.А. Сухомлинского, построенная на прочных нравственных основах, ориентированная на стремлении максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции 1уманистических традиций дореволюционной русской школы, опыта демократизации в 20-е годы и духовно- нравственного потенциала, полученного русским народом в годы Великой Отечественной войны, Результат такой интеграции выразился в цели воспитания, направленного на формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, активной жизненной позицией, которая реализовывалась В.А. Сухомлинским в Павлышской школе. Кроме того, педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского была направлена на практическую разработку содержания, средств и форм воспитания личности, восприятие его целостности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального, к «полной духовной жизни».
Гуманистические идеи В.А, Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили, И.Д. Демаковой и др., которые убеждены в том, что основным звеном во взаимодействии с ребенком является его гуманистическая сущность.
Практические основы педагогической поддержки как выражение педагогики свободы были заложены О.С. Газманом, который подчеркивал, что учащийся в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных действиях, а вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми, При этом, педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с учащимся определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также как преодоление препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания.
Уважение личности учащегося, понимание его чувств и мыслей, сопереживание, внутренняя ориентация на развитие ребенка и помощь ему в процессе развития характеризуют идеологию педагога-фасилитатора (термин, введён К. Роджерсом), помогающего и облегчающего учащемуся процесс развития через сотрудничество, поддержку, реализацию его потребности в принятии и любви взрослого.
В концепции воспитания, разработанной И.Д. Демаковой, нашли отражение идеи гуманизации процесса воспитания, где основной характеристикой выступает «пространство детства», рассматриваемая, как «сфера полноценной жизни ребёнка, а не только подготовки к взрослому бытию». Пространство детства включает природный мир, семейную атмосферу, социальную, культурную, образовательную, информационную среду, в каждой из которых дети должны чувствовать себя свободно и достаточно автономно. При этом в качестве одного из условий гуманизации пространства детства рассматривается то, что дети «пускают» взрослых в свой мир, т.е. принимают взрослого, а ребенок (его личность и индивидуальность), процесс его развития, его права и, в первую очередь, право на свободу в воспитательном процессе являются для педагога значимыми.
Социокультурологический подход (Н.Е. Щуркова и другие) характеризуют воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение учащегося в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с педагогом вхождение в культуру, где человек рассматривается как продукт и дитя природы, выступающий одновременно как продукт, так и творец природы.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современном процессе воспитания синтезируются многие педагогические подходы, предложенные педагогами-мыслителями и практиками в разные культурные периоды жизни общества.
С учетом того, что воспитание является ключевой категорией нашею исследования, рассмотрим его сущность, первоначальный смысл, который означал «вытягивать», «выращивать». Осмысление данного понятия предполагает широкий спектр трактовок: в обыденном понимании характеризующих «нравоучение», «морализирование», а в научном включающий в себя такие категории как «образование», «обучение», «становление», «самовоспитание», «формирование», «развитие» т.д.В социально-философском аспекте воспитание рассматривается как важная функция по целенаправленной подготовке молодого поколения к жизни в обществе, которая осуществляется в специально создаваемых государственных и общественных структурах, При этом основой такой подготовки выступает передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизводство новыми поколениями. Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и другой литературы показывает, что современные трактовки сущности воспитания разнообразны и характеризуют воспитание, как:
Социализацию, посредством которой индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства (И.С. Кон);
Процесс сознательного, целенаправленного формирования чело века или социальной группы, ведущего к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гиецинский);
«Восхождение к субъектности» (М.С. Каган);
«Непрерывное становление целостности предоставление человека возможности самоопределиться» (Г.С. Батищев).
В традиционном понимании воспитание расценивается как «механизм удержания» в системе этнических и родовых отношений; способ требований и правил жизни с законами Вечности (Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский); путь овладения на Земле этикой космического существования (Д. Андреев, Н.К. и СЛ. Рерихи, К.Э. Циолковский). Историко-иедагогический анализ категории «воспитание» указывает на преобладание тенденции понимания данного феномена как целенаправленного и двустороннего процесса воздействия на ребенка, учитывающего его активность в самоизменении.
Для исследования важной является точка зрения Л.A. Беляевой, рассматривающей «воспитание» как исторически определенный способ социкультурного воспроизводства человека.
Следует отметить, что, характеризуя воспитание, современные исследователи рассматривают его:
В широком смысле определяемое как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Включая воздействие общества на личность в целом (т.е. отождествление воспитания с социализацией).
В узком педагогическом смысле, представляющем собой воспитательную работу, целью которой является формирование у учащихся системы качеств личности, взглядов и убеждений.
С этих позиций предметом нашего исследования выступает воспитание в узком смысле, а потому, говоря о проблеме формирования готовности учителя к воспитательной деятельности, важно рассмотреть сущность понятия «воспитательная работа». При этом необходимо учитывать актуальность сущности и содержания воспитательной работы и дальнейшего определения путей повышения ее эффективности в школах России; преемственность в изучении и использовании имеющегося российского опыта, которая дает возможность выбрать то, что может быть использовано в системе воспитательной работы в современных условиях, обеспечивая сохранение связи с прошлым, со всеми ценностями, которые накоплены в системе образования и воспитания; практическую эффективность и реальную перспективу, подтверждаемую глубоким анализом форм, методов и приёмов в воспитательной «.практике; целостность, так как определение данной позиции вызвано законом диалектики целого и части.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что у большинства исследователей отсутствует строгое разделение понятий «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «воспитательный процесс», «воспитательная система» и т.д., несмотря на то, что некоторые показывают соотношение данных категорий (И.А. Колесникова, Л.И. Маленкова, В.А. Сластенин, М.М. Поташник, Н.Е. Щуркова и др.).
Сопоставляя понятия «воспитательный процесс» и «воспитательная работа» М.М. Поташник определяет интересующую нас категорию как «сложную динамическую систему, существующую объективно, ибо она задаётся целью, принципами воспитания, уставом общеобразовательной школы, другими документами, на основе которых функционирует школа, и которые являются системными по самой своей сути». При этом воспитательная работа рассматривается как более широкое понятие, чем процесс, так как она включает и подготовку, и создание условий, и анализ результатов и т.д.
По мнению И.А. Колесниковой воспитательная работа представляет собой «индивидуальный способ реализации учителем своей педагогической концепции в конкретной социокультурной ситуации воспитания».
Л.И. Маленкова, определяя сущность категории «воспитательная работа», характеризует ее как целенаправленную деятельность субъекта воспитания, то есть любого педагога: учителя − если речь идёт о внеклассной работе по предмету; классного руководителя - воспитателя определенного класса; куратора - педагога, курирующего несколько классов, воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования и т.д.
Н.Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на познание себя и другого человека, на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения. При этом важная роль отводится готовности учителя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности,
В.А. Сластенин считает, что «воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности».
На основе сравнительного анализа, в рамках диссертационного исследования в качестве рабочего понятия «воспитательная работа» будем понимать целенаправленную деятельность педагога по созданию благоприятных условий организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Анализ теории и практики организации воспитательной работы в школе показывает, что она осуществляется по разным направлениям: в рамках процесса обучения; при организации внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности педагогов и учащихся, с привлечением родителей и всех заинтересованных людей; в системе дополнительного образования и т.д.
Большое влияние на эффективность организации воспитательной работы в образовательном учреждении и имеет морально- психологический климат школьного коллектива. При этом содержание, формы, средства и технология реализации в образовательном учреждении определяются её воспитательной системой, представляющей собой целостный социальный организм, включающий взаимосвязанные компоненты воспитания (субъекты, цели, способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д.Современные условия и процесс формирования личности требуют переосмысления роли воспитательной работы в воспитательно-образовательном процессе, направлений самосовершенствования, перестройки технологии воспитания, форм и методов работы с детьми и т.д.
Анализ исследований и практики социализации личности показывает, что сегодня известны несколько вариантов организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, среди которых:
Традиционный, при котором педагог имеет полную учебную на грузку и классное руководство в одном классе;«Освобождённый», при котором классный руководитель может быть на параллели классов и вести уроки только в своём классе, а может и не являться учителем-предметником, и при этом организовывает воспитательную работу;
«Клубный», при котором школьная жизнь делится на учебную и воспитательную (клубную) работы, где классный наставник не является предметником, занимается только воспитательной работой в одном или нескольких классах;«Социальный», при котором воспитательной работой занимается классный организатор, изучающий учащихся, работающий с педагогами- предметниками, организовывающий коллектив и его деятельность через совет класса социальный педагог, изучающий учащихся во внеурочное время, работающий с родителями и занимающийся организацией досуга;
Педагог-психолог-координатор как воспитатель нового типа, ведущими задачами которого являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности ученика;
Коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ученика;
Помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Не отрицая возможности вышеприведенных вариантов, мы придерживаемся традиционной точки зрения и считаем, что опыт организации воспитательной работы в ученическом коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией. При этом отсутствие жесткой регламентации, предписаний свыше дает возможность классному руководителю для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы, а эффективность данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных действий. Кроме того, эффективная деятельность педагога-воспитателя предполагает создание условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через его участие в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой и т. д., а также координацию и корректировку воздействия среды на личность ребенка.
Внеклассная работа, обладая широкими воспитательными возможностями, способствует развитию личности ребенка, при организации которой педагогу следует учитывать: традиции и особенности образовательного учреждения и классного коллектива; возрастные и индивидуальные особенности учащихся: интересы, склонности и увлечения личности воспитанника. Кроме того, в воспитательной работе актуальны условия, способствующие разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка; обогащению личного опыта путем пополнения знаний о различных видах деятельности, развитию и проявлению интереса к этим видам деятельности, желания участвовать в них; учит готовности ребенка к общению' в коллективе, выслушивать различные точки зрения, т.е. сотрудничать друг с другом и взрослыми.Воспитание − это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитательные технологии - это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Проведенный сравнительный анализ практики организации воспитательной работы с начала 80-90-ых по настоящее время показывает, что современная система образования дает возможность учителю самому выбирать воспитательную траекторию, определять позиции, устанавливать стиль и тон отношений с учащимися. Кроме того, в процессе совместной деятельности между взрослыми и детьми возможно установление отношений сотрудничества, направленных на саморазвитие и самореализацию личности ученика.
Реформирование социально-политической и экономической жизни общества способствовало существенному изменению социокультурной жизни подрастающего поколения, механизмов функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и религиозных организаций. При этом образовательная практика современного воспитания, организации воспитательной работы в образовательных учреждениях столкнулась с противоречиями - положениями, рассматриваемыми как антагонизм, расхождение (отсутствие единства, несовпадение, разногласие, разлад, инакомыслие), которые мешают дальнейшему развитию личности.
В исследованиях В.3. Вульфова, М.И. Губановой, И.Д. Демаковой, Н.Э. Касаткиной, Н.Е. Щурковой и др. указаны противоречия в процессе воспитания и образования в современных условиях, от разрешения которых зависит готовность будущего учителя к профессиональной деятельности.
Глава 2. Современные технологии воспитания.
2.1. Обоснование выбора современных образовательных технологий для внедрения в практику.
С 2013 года по 2017 год я работала с детьми среднего и старшего школьного возраста 5 – 9класс.
Основной целью воспитательной деятельности с учащимися старших классов считаю формирование социально – значимых компетенций для полноценной интеграции выпускников в общество.
Соответствие деятельности классного руководителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования
На основании «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 года» основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являлись:
- сбережение и укрепление здоровья обучающихся;
- формирование ключевых компетентностей школьников;
- формирование информационной культуры.
В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования мною внедрялись в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- проективные методы обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологию уровневой дифференциации;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология коллективной творческой деятельности;
-система инновационной оценки «портфолио».
Обоснование выбора современных образовательных технологий для внедрения в практику.
Анализ результатов психолого-педагогических диагностик в 2013 г. позволил выявить следующие проблемы:
Отсутствие навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет.
Узкий кругозор; слабо развитые коммуникативные качества.
Небольшой запас знаний, умений, навыков по укреплению и сохранению здоровья детей.
Невысокая мотивация познавательной активности учащихся на самоподготовке и внеклассных мероприятиях.
Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося.
Недостаточная сформированность навыков жизни в коллективе у некоторых детей.
Проанализировав проблемы, я сделала следующие выводы:
• необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал;
• формировать ключевые компетенции обучающихся (в том числе информационные) посредством использования педагогических технологий;
• необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии как условия самореализации обучающихся, повышения их уровня обученности и качества знаний.
Поэтому в своей педагогической деятельности использовала современные образовательные технологии (СОТ), которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей.
СОТ Задачи Ожидаемые результаты использования СОТ
Информационно-коммуникативные технологии Развивать
информационную компетентность;
обучать умению искать материал и воспроизводить его (некоторые факты, моменты) Выпускник школы-интерната овладел азами компьютерной грамотности;
умеет найти материал и преподнести другим.
Проективные методы обучения Развивать умение планировать деятельность;
способствовать формированию адекватной самооценки;
развивать компетентность социального взаимодействия. Умеет планировать свою деятельность;
готов к профессиональному самоопределению; адекватно оценивают свои возможности;
развиты коммуникативные качества.
Здоровьесберегающие технологии Развивать понимание ЗОЖ;
предоставить знания о влияние вредных привычек;
обучать умению принимать ответственность за свое здоровье;
способствовать развитию потребности к физическому совершенствованию. Осознал важность здоровья для себя, понимание ЗОЖ;
знает о влияние вредных привычек;
умеет принимать ответственность за свое здоровье;
развита потребность к физическому совершенствованию.
Игровые технологии Способствовать развитию уровня познавательной активности;
развивать умения и навыки необходимые в практической деятельности;
развивать стремление соответствовать положительному нравственному эталону. Повысился уровень познавательной активности;
развиты умения, навыки необходимые в практической деятельности;
стремится соответствовать положительному нравственному эталону.
Технологию уровневой дифференциации Использовать внутригрупповую дифференциацию при выполнении домашних заданий на самоподготовке. Повысилась мотивация к обучению;
положительная динамика качества знаний.
Личностно-ориентированные технологии Развивать индивидуальные способности учащихся;
способствовать осязанию сущности человека, как члена общества;
развивать стремление к самообразованию. Развиты индивидуальные способности учащихся;
осознает сущность человека, как члена общества;
стремится к самообразованию.
Технология коллективной творческой деятельности Обучать умению взаимодействовать с коллективом;
способствовать
осознанию и восприятию возможности собственных действий;
развивать умение понимать и приспосабливаться к действиям других. Умеет взаимодействовать с коллективом;
осознает и воспринимает возможность собственных действий;
умеет понимать и приспосабливаться к действиям других;
умеет воспринимать критику;
уважает окружающих.
Система инновационной оценки «портфолио». Развивать умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;
обучать умению ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность. Умеет работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;
Умеет ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность.
Мною составлен план по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов. Для себя я выделила основные виды деятельности.
СОТ Виды деятельности
Информационно-
коммуникационные технологии Применение ресурсов сети Интернет.
Разработка презентаций к классным часам.
Оказание помощи учащимся при подготовке презентаций проектов
Проективные методы обучения Ознакомление учащихся с проектным методом.
Оказание помощи в постановке целей.
Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.
Выявление и использование способов внеурочной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей.
Консультирование на всех этапах работы над проектом.
Здоровьесберегающиетехнологии Организация самоподготовок с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.
Осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности.
Применение воспитательной модели «Школа культуры здоровья».
Проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», «Нет наркотикам»).
Игровые технологии Оказание помощи учащимся при подготовке к деловой игре.
Осуществление организационно- координационной деятельности.
Технология уровневой дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Личностно-ориентированные технологии Признание ученика основным субъектом процесса обучения.
Развитие индивидуальных способностей ученика.
Технология коллективной творческой деятельности Активизация у воспитанников сотрудничества в коллективной работе.
Система инновационной оценки «портфолио» Постановка проблемы.
Знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации познавательного процесса.
Вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио.
Совместное конструирование деятельности.
Отслеживание наполняемости портфолио.
Консультирование учащихся.
2.2.Внедрение актуальных современных образовательных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии.
В своей работе использовала информационные технологии как средство повышения эффективности обучения.
Современный человек не представляет свою жизнь без Интернета. А для учащихся умение работать в Интернете просто жизненно необходимо, и работу потом можно найти, и с людьми общаться. В школе разработана рабочая программа факультативных занятий «Основы компьютерной грамотности». Одно из основных практических занятий - «Интернет – мир равных возможностей». На занятиях учащиеся знакомились с теоретическими основами работы в Интернете, учились грамотно использовать поисковые системы для получения необходимой информации.
Навыки, приобретенные на занятиях учащиеся, под моим руководством использовали для сбора информации в проектной деятельности, организации праздников и различных мероприятии.
Исходя из принципа активности, сознательности и наглядности, современное образование предполагает создание наиболее оптимальных условий для развития мотивации к познавательной и творческой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого использовала специальные задания и наглядные средства обучения. ИКТ позволяло восполнить недостаток наглядного и дидактического материала.
С целью мотивации учащихся на восприятие нового материала, в качестве иллюстрации к рассказу использовала слайд-шоу. Анимации позволяли познакомиться с работами мастеров, совершить виртуальные экскурсии.
Так же во внеурочной деятельности использовала видеофрагменты. Преимущества видео по сравнению с анимацией состоит в том, что учащиеся видят реальный материал, создается впечатление сопричастности к происходящим событиям, демонстрация на большом экране делает объяснение доступным для всех категорий детей.
Таким образом, использование ИКТ в работе с учащимися делало процесс обучения более увлекательным и продуктивным, способствовало развитию информационно – познавательной компетенции.
Проективные методы обучения.
Проектный метод является приоритетным направлением в работе во внеурочной деятельности. Главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели побуждаются нереализованные возможности личности. Успешность в достижении запланированного результата создаёт условия для развития внутреннего мира растущего человека. Метод проекта имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся.
В организации проектной деятельности я использовала задания и упражнения с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением педагога-психолога, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь, связь с родителями.
Организацией проектной деятельности учащихся занималась 5 лет. С каждым годом росло количество проектов, улучшалось их качество, расширялись виды и формы.
Презентация проектов учащихся стала традиционной в классе. Лучшими проектами признаны: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие.
Виды проектов Продукты
Творческие Фотоальбом «Моя школа» (включает в себя фотографии школы)
Новогодняя композиция «Новогодняя сказка» (участие в районном конкурсе)
Кукольный спектакль «Рождественская песня»
Информационные Альбом «Моя будущая профессия»
Деловая игра «Законы, регулирующие труд»
Конкурс «Защита профессии»
Исследовательские Брошюра «За здоровый образ жизни»
Оформление уголка «Здоровье» «О пользе витаминов»
Круглый стол «Мифы о курении – как их победить?»
Практико-ориентированные Виртуальный путеводитель «Я ищу работу»
Старалась творчески подходить к организации проектной деятельности, использовала интегрированные проекты, применяла информационные технологии.
В старших классах особое внимание уделяла профессиональному самоопределению учащихся. Профессиональное самоопределение, базируется на сложившейся адекватной или не вполне адекватной самооценке ученика в учебной деятельности.
Поэтому в моей работе одним из направлений профориентационной работы подготовки являлась проектная деятельность учащихся, представляющая собой творческую работу по решению практической задачи, цель и содержание которой определялась учащимися и реализовывалась ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при моём контроле и консультации. Во время работы над проектом достигала две цели: практическую и педагогическую. Практическая - это получение модели желаемого конечного результата, педагогическая – раскрытие возможностей и способностей учащихся класса в соответствии с их склонностями и интересами в аспекте выбора области профессиональной деятельности, формирование готовности к выбору профессии.
Ребята класса с большим интересом работали над проектом «Моя будущая профессия». Продуктом, которого стал альбом «Моя будущая профессия». В альбом подростки собрали не только информацию о профессиях, востребованных на рынках труда, но и описали навыки, умения, знания необходимые для данных профессий которыми должен обладать выпускник школы. В конце альбома дети составили список профессиональных учебных заведений, где могут продолжить обучение ученики школы. Презентация альбома состоялась на родительском собрании, где и были подведены итоги проекта.
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формировались такие умения и навыки как:
выделение проблемы (в чем трудность);
умение ставить цель;
постановка вопроса;
планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
построение устного доклада (презентация продукта деятельности);
подготовка письменного отчета о проделанной работе;
умение слушать и понимать других; выражать себя;
находить информацию, используя контекстный поиск.
Метод проектов позволил успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, социально – трудовые компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, с умением учиться всю жизнь.
Здоровьесберегающие технологии.
В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья и профилактика заболеваний учащихся. В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии.
Задача Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся Соблюдение санитарно-гигиенического режима
Дифференцированный подход к детям.
Разнообразие форм и методов работы
Смена видов деятельности
Чередование видов активности (интеллектуальная – эмоциональная – двигательная)
Физкультминутки, гимнастика для глаз
Дни «Здоровья»
Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением фельдшера.
Проведение мероприятий физкультурно – спортивной направленности
Использование данных технологий позволяло равномерно во время самоподготовок распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Но как показал опыт, самих по себе системы мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся недостаточно для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением собственного здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к здоровому образу жизни.
На методическом объединение преподавателей педагоги нашей школы пришли к пониманию необходимости активизировать роль учащихся как творцов собственного здоровья. В школе осуществляется работа по переходу от здоровьесберегающего, охранного подхода в образовании к активному здоровьетворчеству учащихся. Внедрение воспитательной модели «Школа культуры здоровья» помогает создавать образовательную среду, благоприятствующую становлению личности учащихся, ориентированной на здоровый образ жизни.
Учащиеся моего класса включились в общую деятельность школы. Воспитанники с большим интересом принимали участие в выставках детских агитплакатов и коллажей. Участвовали в школьной самодеятельности. Все воспитанники класса занимались в секциях и кружках по интересам. Увлеченно работали над проектами «За здоровый образ жизни», «Посади дерево».
В школе существует детская организация ДОО «Человек – дитя природы». Из нашего класса членами корпорации являлись трое учащихся. Они отвечали за порядок в школе, помогали проводить работу по организации досуга. Это развивало в детях самостоятельность, им проще воздействовать друг на друга, убеждать, заинтересовывать полезным примером. Работа была поставлена так, что за отдельным ребенком стоит класс, за классом вся школа с ее порядками и традициями. Учащиеся класса принимали активное участие не только в коллективных делах школы, но и городских акциях, конкурсах.
Через систему воспитания происходит переход специально отобранных при педагогическом моделировании образцов культурных норм, мотивирующих учащихся на здоровый образ жизни. Уклад школьной среды, подчиняющихся принципам природо - и культуросообразности, не только оздоравливает учащихся, но и оптимизирует процесс их социализации.
В процессе осуществления воспитательной модели «Школа культуры здоровья» у учащихся развивалась компетенция личного самосовершенствования в той или иной степени постепенно формировались такие умения и навыки как:
понимания важности здоровья для себя, понимания ЗОЖ;
умение принимать ответственность за свое здоровье;
потребность к физическому совершенствованию.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Не менее важной считаю игровую деятельность.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости. Особенностями игры в среднем и старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить новый материал с различных позиций.
В своей работе применяла различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.
От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучали выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть культурой речи, умению принимать разные точки зрения.
Особый интерес у учащихся вызывали деловые игры по профориентации такие как: «Путешествуя по стране Законов», «Символы государства Российского», «В мир профессии по компасу».
Организуя игры во внеурочное время, я пришла к выводу, что без воспитателя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников.
Благодаря внедрению данной технологии:
повысился уровень познавательной активности;
научились слушать собеседника, стали терпимее друг к другу;
повысился уровень нравственных качеств личности.
Специфика работы постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы.
На развивающих занятиях применяла технологии Арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Развивающие технологии, применяемые на занятиях содержали в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, давали новый эффект в совершенствовании воспитательного процесса, и развивали следующие компетенции: коммуникативные и общекультурные.
Технология уровневой дифференциации.
В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение самоподготовки или занятия.
Осуществляя дифференцированный подход я, руководствовалась следующими требованиями:
- создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
- признание ученика основным субъектам процесса обучения;
- определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством процесса выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития.
В своей работе я активно общалась с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребята учились согласно своим возможностям и способностям; чтобы имели представление о том, чего от них ждут.
При использовании внутренней дифференциации я основывалась на следующих методологических положениях:
• разный уровень усвоения информации - это естественное явление, поскольку все дети разные;
• усвоение информации бывает эффективным и неэффективным;
• необходимо своевременно выявлять причины неэффективного усвоения информации;
• неэффективное усвоение порождает отставание и не успешность учащихся;
• дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные или слабые), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия);
• причины отставания следует рассматривать как основания дифференциации;
• деление на группы – это следствие дифференциации по причинам отставания.
Качество усвоения учащимися учебного материала и результативность обучения напрямую зависят от того, насколько учитывается психологические, психофизиологические особенности учащихся, при подготовке и проведении самоподготовки или занятия.
Поэтому в своей работе учитывала классификацию форм дифференциации.
Варианты дифференциации, применяемые мной на самоподготовке:
- объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);
- объединение учащихся в пары;
- индивидуальное обучение
При разработке дидактического материала я учитывала:
- возрастные психологические особенности школьников;
- индивидуальные особенности учащихся.
Виды материалов:
- карточки – информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;
- альтернативные задания для добровольного выполнения;
- задания, содержание которых найдено учеником;
- задания, помогающие в овладении рациональными способностями.
Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:
- учащиеся с удовольствием выбирали варианты заданий соответствующие своим возможностям и пытались их выполнить;
- учащиеся ощущали себя успешней и уверенней;
- возросла степень их психологического комфорта на самоподготовке.
Дифференцированное обучение позволило организовывать самоподготовки на основе учета индивидуальных особенностей учеников.
У учащихся усиливалась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым предметам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться.
Благодаря внедрению данной технологии у учащихся развивалась учебно – познавательная компетенция:
повысилась мотивация к обучению;
положительная динамика качества знаний.
Личностно-ориентированные технологии.
Одной из технологий, применяемой мною в воспитательной работе, является технология личностно-ориентированного воспитания.
Технология направлена на организацию учебно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
Сущность моей деятельности в старших классах состояла в том, чтобы ученик формировался, как член того общества, к которому он принадлежит. Профессиональное самоопределение – это определение своего будущего. Сделать подростку такой выбор самостоятельно достаточно сложно.
Эта проблема подтолкнула меня к определению главной проблемы: умение выпускниками выбрать профессию. Поэтому я разработала программу: «Профессионально-трудовой ориентации детей в школе , которая помогала мне в решении педагогических проблем.
Результатом такой работы является осознанный выбор профессии каждым выпускником. Это говорит о том, что воспитанники в той или иной степени овладели социально-трудовой компетенцией.
Технология коллективной творческой деятельности.
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности.
В своей деятельности систематически принимала меры, в том числе упреждающие, корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого запланированного мною мероприятия являлось - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
Определяющими последовательность совместных моих действий и действий учащихся были такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного.
В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись в основном мною, т.к. ребята не могут самостоятельно создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, хотя я как классный руководитель старалась провести дело так, как будто все придумали сами ребята, а я их поддержал. Ребята, видя поддержку, брались за дело и старались выполнить его хорошо. Но и негативный опыт был, и мы его обязательно рассматривали, делали выводы, выявляли причины.
Ярким коллективным творческим делом стало создание классного кукольного театра.
В работу над проектом были вовлечены воспитанники класса, психолог, родители учащихся.
Дети под моим руководством выбирали сценарий будущего спектакля; распределяли виды деятельности (артисты, художники, ответственный за музыкальное сопровождение); репетировали. Для каждого ученика была создана ситуация успеха.
Результатом работы стало выступление на школьном празднике «День родной школы», перед учащимися младших классов и родителями.
Если в начале работы над проектом дети стремились к собственному комфорту, то в процессе работы над спектаклем они стали осознавать понятия: «Я как друг», «Я и другие», «Умение понимать других». Поэтому девизом моего класса стал вопрос - «Хорошо ли с тобой окружающим?» Этот девиз мы воплощали в жизнь и на воспитательных мероприятиях, и на самоподготовке, и в процессе учебных занятий, и в свободное от учебы время.
В процессе осуществления коллективной творческой деятельности у воспитанников формировалась компетенция общения и сотрудничества.
Система инновационной оценки «портфолио».
В своей практике применяла технологию портфолио.
Одна из задач обучения и воспитания является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. На мой взгляд, с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика можно зафиксировать его творческие способности. Творчество для детей – путь к самореализации и самоутверждению.
Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче.
Портфолио ученика использовала для отслеживания динамики развития каждого учащегося, оно помогало проектировать его «зону ближайшего развития».
Работая в школе, я постаралась определить возможные направления составления портфолио учащегося старших классов. Создание портфолио проходит под девизом: «Твори, развивай, помогай!».
В своей работе применяла три вида портфолио:
1. «Портфолио-копилка» - это общая папка, которая велась в течение всего года обучения. В папку вкладывались все работы учащегося. Портфолио помогало педагогам, специалистам, родителям видеть достижения ребенка, давало возможность отслеживать динамику развития ребенка, построить мониторинговую систему оценивания. В конце четверти учащиеся получали грамоты за хорошее поведение, учебу, помощь учителю, за успехи в школе, которые также вкладывались в «портфолио-копилку».
2. Портфолио электронное: «Портфолио-фото отчет». Одно на класс. В конце каждой четверти на собрание родителям демонстрировался фильм «о жизни класса», где отражались, интересные моменты.
3. «Портфолио – отчет». Оформлялся в конце учебного года совместно с родителями учеников на основе портфолио-копилок учащихся, собранных за учебный год.
Портфолио - папку роста, развития и достижений, учащиеся представляли как мини-презентацию родителям на днях именинника.
Благодаря внедрению данной технологии у воспитанников развивалась ценностно - смысловая компетенция, учащиеся научились:
работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;
ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность.
Глава 3.Результативность внедрения современных образовательных технологий
Результатами внедрения современных образовательных технологий являются:
1.Сравнительная таблица данных уровня воспитанности учащихся
Уровень проявления параметров (количество детей в числовом и % соотношении)
высокий хороший средний низкий
7 кл. 20014 – 2015 г. 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 100% (12 чел.) 0% (0 чел.)
8 кл. 2015 – 2016 г. 0% (0 чел.) 50% (6чел.) 50% (56чел.) 0% (0 чел.)
9 кл. 2016 – 2017 г. 10% (1 чел.) 50% (6 чел.) 40% (5 чел.) 0% (0 чел.)
Вывод: у всех школьников (100%) наблюдается положительная динамика уровня воспитанности. Общий уровень воспитанности учащихся класса за три года имеет положительную динамику и вырос на 0,6 балла, что составляет 12%. Уровень воспитанности учащихся 9 класса в среднем составил 4 балла (80 %) что соответствует хорошему уровню.
2.Сравнительная таблица данных уровня развития «академических» и «жизненных» компетенций
Уровень проявления параметров (количество детей в числовом и % соотношении)
высокий достаточный недостаточный
8 кл. 2015 – 2016 г. 0% (0 чел.) 50% (6 чел.) 50% (6 чел.)
9 кл. 2016 – 2017 г. 10% (1 чел.) 90% (11чел.) 0% (0 чел.)
Вывод: у всех учащихся (100%) повысился уровень «академических» и «жизненных» компетенций. Общий уровень компетенций учащихся класса за два года имеет положительную динамику и вырос на 0.5б., что составляет 25%.
3. Сравнительная таблица данных степени удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 3 4 4 4 4 4 3 4 4 3 3.7
2 3 3 3 3 3 3 2 4 3 3 3.0
3 2 3 4 4 4 3 3 4 3 3 3.3
4 3 2 4 3 4 2 3 3 3 2 2.9
5 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 2.9
6 2 3 4 4 4 4 3 2 2 2 3.0
7 3 3 3 3 3 4 3 3 3 3 3.1
8 4 3 3 3 4 2 4 3 2 4 3.2
9 3 4 3 3 4 3 3 3 3 2 3.1
10 2 2 3 3 4 3 3 4 3 2 2.9
31,1 балла: 10 : 0,04 78%
Вывод: степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе /По А.А. Андрееву/ в процентном отношении составляет 78%.
4.Анализ анкетирования учащихся
для изучения ориентации на здоровый образ жизни
Баллы Кол–во человек Уровни ориентации личности на ЗОЖ
(автор тест – анкеты Андреев В.И.)
22 - 24 - 1 – очень низкий
25 - 28 - 2 – низкий
29 - 32 - 3 – ниже среднего
33 - 36 - 4 – чуть ниже среднего
37 - 40 1 чел. 5 – средний
41 - 44 2 чел. 6 – чуть выше среднего
45 - 48 6 чел. 7 – выше среднего
49 - 52 2 чел. 8 – высокий
53 - 56 1 чел. 9 – очень высокий
57 - 60 - 10 - наивысший
всего 12 чел. Вывод: ориентация на здоровый образ жизни по результатам анкетирования в основном соответствует уровню выше среднего. Следовательно, работа по пропаганде ЗОЖ велась на хорошем уровне.
5.Сравнительная таблица уровня развития самооценки
Уровни развития самооценки (количество детей в числовом и % соотношении)
высокая адекватная (положительная) заниженная низкая
7 кл. 2014-2015 г. 0% (0 чел.) 50% (6 чел.) 50% (6чел.) 0% (0 чел.)
8 кл. 2015-2016 г. 0% (0 чел.) 60% (8 чел.) 40% (4чел.) 0% (0 чел.)
9 кл. 2016-2017 г. 0% (0 чел.) 80% (10 чел.) 20% (2 чел.) 0% (0 чел.)
Вывод: в период с 2015 – 2017 уч. года четко прослеживается устойчивая положительная динамика в развитии уровня самооценки учащихся. Оценивание себя и своих возможностей улучшилось (стало адекватно – реальным) у 30% школьников.
6.Сравнительная таблица уровней тревожности учащихся
Уровни тревожности
7кл 2014-2015 г. 8кл 2015-2016 г. 9кл 2016-2017 г.
Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ. Выс. Сред. Низ.
20% 50% 30% 10% 60% 30% 0% 40% 60%
Вывод: сравнительный анализ показал, что уровень повышенной тревожности снизился у 20% учащихся.
7. Сравнительная таблица результатов исследования
Уровня школьной мотивации
Уровень проявления параметров (количество детей в числовом и % соотношении)
высокий средний Полож. отношение низкий Негативное отношение
7 кл 2014-2015 г. 0% (0 чел.) 10% (1 чел.) 30% (4 чел.) 40% (5 чел.) 20% (2 чел.)
8 кл. 2015-2016 г. 0% (0 чел.) 0% (0 чел.) 60% (6 чел.) 50% (5 чел.) 10% (1 чел.)
9 кл. 2016-2017 г. 0% (0 чел.) 10% (1 чел.) 80% (9 чел.) 20% (2 чел.) 0% (0 чел.)
Вывод: уровень низкой школьной мотивации и уровень школьной дезадаптации в процентном соотношении заметно сократились. Следовательно, в целом, учебная мотивация улучшилась у 40% школьников
8. Диагностическая таблица, определяющая уровень
социализированностикласс Социальная адаптированностьАвтономность Социальная активность Нравственность
уровни, человек
уровни, человек уровни, человек уровни, человек
9 высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий
9 2 10 0 1 10 1 4 7 1 5 7 0
% соотношение (из 10 человек) 20% 80% 0% 10% 80% 10% 40% 70% 10% 50% 70% 0%
Вывод: из результатов данной методики видно, что все учащиеся социально-адаптированы.
Учащиеся 9 класса успешно социализировались: могут продолжить обучение в школе, колледже, лицее – 11 человек, 1 учащихся не может продолжить обучение по медицинским показаниям.
Таким образом, использование современных образовательных технологий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии и коррекции потенциала, способствовало формированию ключевых компетентностей; позволило добиться положительной динамики в обучении и воспитании учащихся.
Заключение
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту.
Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” учащегося к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:
− развитие учащегося происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
− характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
− педагогическое влияние должно ориентировать учащегося на определённое отношение к социальным ценностям;
− взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с учащимся должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания. Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “педагог - учащийся” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия педагога с учащимся. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе учащегося на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.
Таким образом, формирование учащегося как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы.
Учеными проводились социально-психологическое исследование ценностных ориентаций учащихся. Исходя из результатов исследования, у большинства учащихся конструктивная гражданская позиция с отчетливо выраженной патриотической ориентацией, т.е. стремятся самореализоваться в своем государстве. Воспитание гражданско-патриотического характера вкладывает в учащихся любовь к родине, гордость за свою страну и предполагает формирование у учащихся знания и представления о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры.
Таким образом, наша гипотеза подтверждена. Применение воспитательных технологий в системе современных учебных заведений результативно и повышается экономическое и политическое развитие страны.
Эффективность воспитания учащихся зависит от выбранных методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они, со временем, отразят будущее нашей страны.
воспитание образование молодежь
Список использованных источников
1.Библиотека психолога / Воспитательная технология <http://www.libpsyx.ru/?Article=103>. - Москва, 2010.
.Библиофонд / Современные педагогические технологии. - Москва, 2009.
.Воспитание в современных условиях: сб. науч. ст. / науч. ред. О. П. Котикова. - Минск: НИО, 1999. - 199 с.
.Образовательная поддержка / Воспитательные системы XX века. - Москва, 2012.
.Проблемы воспитания в национальной школе: сб. науч. ст. / науч. ред. Н. Н. Яковлева. - Минск: НИО, 1996. - 116 с.
.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. - М.: Аст, 1998. - 226 с.
.Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
.Социальная сеть работников образования / Современные воспитательные технологии. - Москва, 2012.
.Шумская Л.И. Миссия воспитания в реализации молодежной политики Республики Беларусь на современном этапе // Философия и социальные науки. - Минск: Белорусский дом печати, 2011. - С. 57 - 63.