Урок биологии Экологические факторы: абиотические

Урок (Экологические факторы: абиотические(

Задачи: формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы; выявить экологические группы организмов по отношению к действию абиотических экологических факторов; продолжить активизацию мыслительной деятельности учащихся; продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к природе.

Ход урока

1. орг. момент
2. проверка домашнего задания (фронтальный опрос, дидактические карточки)
какие организмы называются паразитами?
какие паразитические организмы вам известны?
какими особенностями характеризуется организменная среда обитания?
каковы особенности строения тел паразитических червей?
чем паразиты отличаются от симбионтов?


















3. изучение нового материала

Вопросы для беседы:
какие условия среды необходимы для нормального роста и развития живых организмов?
можно ли по внешнему виду растения определить, в каких местах, засушливых или увлажненных, оно произрастает? по каким особенностям это можно сделать?
можно ли по особенностям внешнего строения животного определить условия его обитания? по каким особенностям это можно сделать?




Вывод: обитатели нашей планеты живут в сложном, меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь.

а. экологические факторы (объяснение учителя с элементами беседы)

Экологические факторы – условия, под воздействием которых находятся живые организмы, заселяющие ту или иную среду обитания.

Экологические факторы

абиотические
биотические
антропогенные


б. абиотические факторы среды (объяснение учителя с элементами беседы; заполнение таблицы с использованием текста §25 и интерактивного учебного пособия)

Абиотические факторы – факторы неживой природы: солнечный свет, температура, влажность, рельеф местности, свойства почвы, состав воздуха, соленость воды и др.

Работа в группах: используя текст §25, охарактеризуйте основные абиотические факторы.
1 группа – солнечный свет







2 группа – температура





3 группа – вода





По отношению к каждому из названных абиотических факторов у растений и животных выделяют экологические группы.

Экологические группы растений и животных
по отношению к абиотическим факторам окружающей среды

Абиотический фактор
Экологические группы растений
Экологические группы животных

Солнечный свет
светолюбивые: земляника, одуванчик, иван-чай и др.
теневыносливые: ландыш, майник, вероника дубравная и др.
дневные животные: лев, медведь, цапля и др.
животные, ведущие ночной образ жизни: сова, летучая мышь и др.

Температура
теплолюбивые: рис, огурец, хлопчатник и др.
холодостойкие: ячмень, лен и др.
теплокровные: птицы, звери
холоднокровные: ящерицы, змеи и др.

Вода
засухоустойчивые: кактус и др.
влаголюбивые: кувшинка, осока и др.
водные: дельфины, рыбы и др.
полуводные: черепахи, тюлени и др.
наземные: слон, орел и др.


4. дом. задание: §25, задания с грифом "Подумайте!"






Задание: закончи фразу. (3 балла)
1. Организм, являющийся средой обитания для другого организма, называется ________________.
2. Организм, поселяющийся в теле другого организма и приносящий ему вред, называется ______.
3. Взаимовыгодное сосуществование двух разных организмов, называется ____________________.

Задание: в приведенном ниже списке выберите приспособления, характерные для животных-паразитов. (4 балла)
1. наличие прицепок, крючков и присосок 5. хорошо развивая пищеварительная система
2. слабо развитые органы чувств 6. высокая плодовитость
3. хорошо развитые конечности 7. хорошо развитые органы чувств
4. отсутствие пищеварительной системы 8. низкая плодовитость

Задание: подумайте и ответьте на вопрос. (5 баллов)
1. чем отличаются взаимоотношения дерева с грибом трутовиком и белым грибом?

Около 60% от массы клетки приходится на долю _________. Только вместе с _________ в организм в растворенном виде могут поступать ____________________________ и _________
______________________. Без ______________ невозможны процессы обмена.

Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от ___________________, которая определяет границы его среды обитания. Оптимальные ___________________ границы для большинства животных и растений колеблются между ________________.

Зеленым растениям для образования органических веществ необходимы вода, углекислый газ и ________________. Для большинства животных _____________ тоже имеет значение, особенно для тех, кто активно двигается.
Сигналом для птиц собираться в стаи и улетать в теплые края служит ________________
_________________________________________.