Урок по теме: «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам»


Учитель биологии МКОУ «Розгребельская СОШ»
Большесолдатского района Енютина Лариса Михайловна
Технологическая карта занятия кружка «Экологи – исследователи»
Тема занятия:
«Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам»

Тип занятия: комбинированный.
Цель: создать условие для развития познавательной активности, развивать умения оценивать и корректировать экологическую обстановку, воспитывать любовь к малой родине и заботливое отношение к окружающей среде, формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий
Предметные:
1.Дать знания об экологическом многообразии живой природы.
2.Научить проводить наблюдения за экологическими объектами.
3.Закрепить умения применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
Коммуникативные:
1.Развивать коммуникативные навыки обучающихся владения монологической и диалогической речью, высказывание и аргументация мнения, умение работать в группе, делать совместные выводы.
Регулятивные:
1. Развивать умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференциальной оценки собственной деятельности
Научить работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием.
Личностные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе, необходимости относится к ней как к живому существу.
2.Работать над формированием нравственных качеств личности
Формы внеурочного занятия: групповая, фронтальная..
Методы: практический, словесный, наглядный.
Приемы: беседа, рассказ, показ, демонстрация





Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный момент.
Проверка отсутствующих;
Проверка подготовленности учащихся к занятию;
Организация внимания и внутренней готовности учащихся;



Л. Визуальный контакт с учителем

2.Актуализация, мотивация
Ребята, посмотрите на экран, прочитайте определения, закончите его и объедините их в один термин
Биотический, антропогенный и абиотический факторы. Все это экологические факторы.

Л.самоопределение, установление связей м/д деятельностью и ее значением, оценивание событий с точки зрения моральный норм

Тема занятия «Экологические факторы»
На сегодняшнем занятии мы с вами подробнее разберем и рассмотрим абиотический фактор. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства знакомо: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!”. Можно сюда добавить концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс, кислород – для животного мира, и углекислый газ – для растений.
Каково же влияние каждого из них на живые организмы?
Как вы думаете, ребята, оказывают ли эти лучи какое ли бы влияние на растения?
По отношению к свету существуют различные растения и животные, давайте вспомним, какие же живые организмы к ним относятся.
Подгруппы работают в течение 8–10 мин, зачитывают результат работы
А сейчас мы с вами вспомним небольшой опыт “Влияние освещенности на развитие растений”.
Опыт. “Влияние освещенности на развитие растений”.
В 2-х горшках растут комнатные растения “Хлорофитум хохолковый”.
Одно растение держали в обычных условиях кабинета, второй в шкафу в темном месте, где недостаток освещенности. Растения держали не менее 10 дней при таком режиме. Растения отличаются интенсивностью окраски.
Чем они отличаются? Что может быть причиной?

Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.
Предположите как происходит адаптация растений к различным неблагоприятным температурам?



Молодцы ребята, а сейчас вспомним, какие существуют растения по отношению к температур Познакомтесь с текстом (Приложение1) и вставьте пропущенные слова в предложенное в предложенное задание (Приложение 2)

Молодцы ребята. А теперь давайте посмотрим небольшой видеоролик, как растения и животные приспособляются к низким температурам. О каком абиотическом факторе идет речь в ролике?


Для этого посмотрим небольшой видеоролик о значении воды для живых организмов. (Видеоролик “Значение воды в жизни организмов” 1мин.).





1. Выступления учащихся сопровождающиеся подготовленными ими презентациями
Свет и его воздействие на живую природу.












Работают в группах. Каждой группе дается задание. На экране вы видите животные и растения. Назовите растение и животное, к какой экологической группе они относятся, определите характерные признаки организмов

Делают вывод по проделанной работе









Обсуждают, составляют план ответа, делают записи, обсуждают полученные результаты, применяют полученные знания для объяснения .












Отвечают на вопрос, определяют затруднения, слушают, корректируют ответы

Обсуждают, составляют план ответа, делают записи








Выполняют задание




Ответы учащихся: Влага в жизни организмов





П анализ, синтез, сравнение,обобщение, осознание и построение высказывания, умение работать с текстом, определение основной информации; установление причинно – следственных связей, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.
К аргументация своего мнения с позиции коммуникации, сотрудничество учитель - ученик, ученик –учитель, согласование общего решения
Р.саморегуляция в ситуации затруднения, контроль,

П рефлексия способов деятельности, оценка результатов деятельности
К умение слушать других, обоснование суждения.
Р коррекция,
Л адекватное понимание причин успеха, неуспеха в деятельности,




К
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, согласование общего решения, учет мнений других
П выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации , работа с символами, умение обобщать и делать вывод
Р. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)



П выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации , , умение обобщать и делать вывод



К
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, согласование общего решения, учет мнений других









П понимание задания, анализ,обобщение, аналогия,
Р контроль, оценка
Л следование моральным нормам поведения



П выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации

3.Подведение итогов конференции
Оценивает значимость работы, предлагает написать статью в местную газету по результатам работы

Рефлексия, обмен мнениями, значимость проведенной работы в целом
П рефлексия способов деятельности, оценка результатов деятельности
К умение слушать других
Р коррекция,
Л адекватное понимание причин успеха,