Конспект урока биологии в 6 классе на тему Строение и значение побега


План конспект урока по биологии в 6 классе
Тема урока: «Строение и значение побега».
Цель: сформировать у учащихся знания о строении и значении побега в жизни растений.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями побега, строением и типами почек, особенностями роста и развития стебля;
Развивающие: развивать представления о строении растительного организма, развивать умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, гербарий.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент:
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний учащихся:
Тест: «Верно ли?»
Выбрать правильные утверждения
Корень - специализированный орган почвенного питания.
Существуют корневые системы: мочковатая, стержневая, придаточная.
Боковые корни отходят от главного.
Придаточные корни образуются только на боковых корнях.
Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.
Кончик корня покрыт корневым чехликом.
В корне за зоной всасывания идет зона роста.
Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.
Главный корень одуванчика похож на стержень.
У пшеницы, кукурузы, гороха – стержневая корневая система.
12.Под корневым чехликом находится зона всасывания
Слайд № 2. Внешнее и внутреннее строение корня.
Учитель:
«Ребята, рассмотрите рисунок на слайде, что на нем обозначено цифрами?» (задание выполняется устно)
Изучение нового материала:
Слайд№3 Побег – орган высшего растения.
Слайд №4 Строение цветкового растения
Учитель:
-Давайте вспомним какие главные органы имеет цветковое растение (корень и побег, а на побеге располагаются листья, почки, цветки, плоды).
-Посмотрите на рисунок и скажите, что представляет собой побег?
 (Это стебель с расположенными на нем листьями и почками)
Слайд №5 «Побег».
Слайд № 6 «Разнообразие стеблей».
Учитель:
-Стебель - составная часть побега. Стебли растений очень разнообразны.
Работа в группах:
Задание для группы №1: используя рис. в учебнике на стр.41, гербарные материалы: найдите растения, имеющие прямостоячий стебель, укажите особенности прямостоячих стеблей. Сделайте вывод.
Задание для группы №2: используя рис. в учебнике на стр41. гербарные материалы: найдите растения, имеющие вьющийся стебель, укажите особенности вьющихся стеблей. Сделайте вывод.
Задание для группы №3: используя рис. в учебнике на стр41. гербарные материалы: найдите растения, имеющие ползучий стебель, укажите особенности ползучих стеблей. Сделайте вывод.
Задание для группы №4: используя рис. в учебнике на стр41. гербарные материалы: найдите растения, имеющие цепляющийся стебель, укажите особенности цепляющихся стеблей. Сделайте вывод.
Учитель заслушивает по одному ученику из каждой группы, обобщает и добавляет особенности каждого вида стебля.
Физминутка.
Слайд №7. Внутреннее строение стебля.
Учитель:
- Не смотря на внешнее разнообразие стеблей, внутренне строение у них одинаковое, за исключением злаковых растений.
Далее учитель обращает внимание учащихся на особенности внутреннего строения стебля. Рассказывает об особенностях строения и выполняемых функциях коры, древесины, камбия и сердцевины.
Учитель:
-Рост стебля в толщину осуществляется в теплое время года за счет деления клеток камбия. (обращает внимание учащихся, что камбий располагается между лубом и древесиной). При делении клеток камбия, клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. К концу осени камбий вступает в период покоя. Весной с началом сокодвижения камбий снова начинает делиться. Из клеток появившихся весной в древесине образуются сосуды с широкими просветами и относительно тонкими оболочками. Осенью у большинства деревьев новые сосуды деревьев оказываются узко-просветными, а их оболочки - более толстыми.
Все слои клеток древесины образовавшиеся весной, летом, осенью составляют годичное кольцо.
Слайд №8. Годичные кольца.
Учитель объясняет как по годичным кольцам определить возраст спиленной ветки или дерева, в каких условиях росло дерево, а также стороны горизонта.
Учитель:
- А теперь попробуйте ответить на вопрос:
- Можно ли определить возраст дерева из тропических лесов? Почему?
-Каждый побег развивается из почки.
- А вот какие бывают почки и как они устроены вы узнаете при выполнении лабораторной работы.
Слайд №9. «Строение вегетативной и генеративной почек».
Лабораторная работы выполняется по группам.
Задание для групп №1,№3.
Лабораторная работа: «Строение листовой (вегетативной) почки»
Цель: Изучить строение листовой (вегетативной) почки.
Оборудование: побеги с набухшими почками, лупа, скальпель, препаровальная игла.
Ход работы:
1.Рассмотрите строение листовой почки с помощью лупы. Найдите почечные чешуи, которые находятся снаружи. Осторожно разрежьте почку скальпелем вдоль. Под чешуями рассмотрите зачаточный стебель с расположенными на нем зачаточными листьями. Между зачаточными листьями можно обнаружить очень мелкие зачаточные почки. Сравните натуральную почку с рисунком в учебнике на стр.42. Зарисуйте строение листовой почки, подпишите названия рассмотренных частей.
Обсудите в группе: почему листовые почки называют вегетативными?
Сделайте вывод.
Задание для групп №2, №4.
Лабораторная работа: «Строение цветочной (генеративной) почки»
Цель: Изучить строение цветочной (генеративной) почки.
Оборудование: побеги с набухшими почками, лупа, скальпель, препаровальная игла.
Ход работы:
1.Рассмотрите строение цветочной почки с помощью лупы. Найдите почечные чешуи, которые находятся снаружи. Осторожно разрежьте почку скальпелем вдоль. Под чешуями рассмотрите зачаточный бутон, зачаточный стебель, зачаточные почки и зачаточные листья. Сравните натуральную почку с рисунком в учебнике на стр.42. Зарисуйте строение цветочной почки, подпишите названия рассмотренных частей. Обсудите в группе: почему цветочные почки называют генеративными? Сделайте вывод
Слайд №10. Расположение почек на стебле.
Учитель:
- Посмотрите на слайд и скажите, почки на стебле разных растений располагаются одинаково?
Учитель показывает на слайде и на натуральных ветках поочередное расположение почек, супротивное и мутовчатое.
IV. Закрепление изученного материала:
Рассмотреть рисунок на слайде №7 Внутреннее строение стебля и указать его части.
Домашнее задание: §6, стр.40-43.
Рефлексия
Подведение итогов и выставление оценок.