Конспект урока по биологии для 6 класса Покрытосеменные или цветковые растения


Конспект урока по биологии для 6 класса "Покрытосеменные или цветковые растения"
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: Сформировать представление учащихся о покрытосеменных растениях, их многообразии и значении.
Задачи:
Образовательные: Дать характеристику покрытосеменных растений. Рассмотреть их многообразие. Раскрыть понятия плод, деревья, кустарники, травы как формы цветковых растений, а также понятия однолетние, двулетние и многолетние растения.
Развивающие:
Развитие внимания и памяти в процессе изучения нового материала урока.
Продолжить развитие общеучебных навыков.
Развитие культуры речи.
Продолжить формирование умения анализировать и делать выводы, работать с различными источниками информации, в том числе с Интернетом.
Воспитательные:
Воспитание культуры поведения, умения слушать и слышать других.
Воспитание патриотизма и бережного отношения к природе.
Воспитание самостоятельности через организацию самостоятельной работы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый и исследовательский.
Оборудование: учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник ), компьютеры с выходом в Интернет, проектор, комнатные растения.
Приложение: презентация к уроку "Покрытосеменные, или цветковые растения», презентация «Охраняемые растения Республики Коми.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
1 мин.
Приветствие учащихся
Здравствуйте, ребята!
Присаживаемся на места. Мы начинаем наш урок. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы узнаете много нового, полезного.
Приветствие учителя
Опрос д/з7 мин На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране
1. Почему голосеменные получили такое название?
2. Назовите основные признаки голосеменных растений
3. Назовите примеры голосеменных растений
4. Каково значение голосеменных?
Заслушивание и корректировка ответов учащихся
Отвечают на вопросы домашнего задания устно
1. потому что у них семена лежат открыто, в отличие от покрытосеменных
2. 1. Листья покрыты кутикулой. 2. Листья игловидные или чешуевидные. 3. Размножаются семенами. 4. Образовали каменный уголь. 5. Есть органы: корень, стебель, лист. 6. Семена находятся на чешуйках шишек. 7. В цикле развития преобладает спорофит.
3. ель, сосна, кедр, лиственница, можжевельник и др.
4. корм для зверей и птиц ;составляют природный ландшафт ;являются средой обитания птиц, зверей.в хозяйстве: сырье для бумажной промышленности сырье для мед. промышленности (из хвойных получают: бальзамы, смолы, лекарственные препараты и т. п. ) сырье для легкой промышленностити (вискоза, шелк) строительный и поделочный материал
Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока
2-3 мин
Сообщение темы
Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения»
Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:
Безмолвные цветы - Властители пространства, И жаждой красоты Живет цветов убранство. 
Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?
Заслушивает ответы о целеполагании учащихся и делает обобщающий вывод.
Итак, сегодня мы должны узнать:
1. Какие растения называются покрытосеменными
2. Разнообразие покрытосеменных3. Места обитания покрытосеменных4. Значение цветковых.
Записывают тему урока в тетрадь
Высказывают свои варианты целеполаганияАктуализация знаний
1 мин
А теперь давайте вспомним:
Какие растения называют цветковыми?
Признаки низших растений
Что такое споровые растения?
Заслушивание ответов учащихся, их корректировка Отвечают на вопросы учителя
Новый материал
27 мин
Закрепление материала и рефлексия
5 мин
Инструктаж д/з1 мин Сообщение нового материала
Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов.
Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Открыть параграф 17 в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых?
Заслушивание ответов учащихся, их корректировка
Фронтальная работа с классом
В тетради запишите признаки цветковых:
1. Есть орган семенного размножения – цветок
2. Образуется плод после цветения
3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)Сообщение нового материала
Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются?
Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «Многообразие покрытосеменных»
Рассмотрим самые основные отличия:
По форме – деревья, кустарники и травы
Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня)
По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение)
По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся)
По строению корневой системы и форме листьев
По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения)
Задание:
Рассмотрите рисунок 56 в учебнике и сделайте вывод о том, какие растения называют однолетние, двулетние и многолетние.
Сделайте соответствующие выводы в тетради.
Проверим ваши выводы:
Однолетнее растение — растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и  смерть, занимает один вегетационный период.
Двулетнее растение — травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев
Многолетнее растение — растение, живущее более двух лет
Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися
Значение покрытосеменных растений:
Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?
- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:
1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)
2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)
3. Корм для сельскохозяйственных животных
4. Декоративное значение
5. Лекарственное значение
Заслушивание ответа одного из учащихся, по необходимости корректировка ответа учителем или учащимися
Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают.
Заслушивание ответов учащихся о примерах лекарственных растений (фронтальная работа с классом)
А сейчас мы поработаем с Интернетом и заполним таблицу, которая у вас есть после параграфа 17 с 83 и таблица эта же перед вами на экране.
Начертите форму таблицы в тетрадь и заполните её (можно брать в качестве объекта своего исследования лекарственные растения о которых вы знаете.
4-5 примеров растений)Примечание: если нет возможности работы с Интернетом, то работу можно выполнить дома
Инструктаж по работе с ИКТ
У нас еще была назначена на прошлом уроке группа исследователей, которая выясняла какие растения Республики Коми подлежат охране. Они приготовили нам презентацию по этой теме.
Итак, сегодня мы с вами изучили общие признаки, многообразие и значение покрытосеменных растений. Всех целей, которые мы ставили в начале урока мы достигли, ну, а на сколько успешна наша работа сейчас мы проверим, выполнив небольшой тест. Вопросы на экране. Отвечать нужно «ДА» или «НЕТ»
Зачитывает вопросы теста
Вопросы:
1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)
2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
5.Какое у вас настроение в конце урока:
(хорошее, плохое, чувство тревоги)
Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок.
Мы на уроке сегодня хорошо потрудились.
Запишем д/з
§17 читать и уметь отвечать на вопросы после параграфа
Подобрать рассказы о лекарственных растениях
Урок окончен!
Работа с учебником
Работа с тетрадью
Отвечают на вопросы учителя
Запись схем в тетрадь, представленных в презентации
Самостоятельная работа с учебником
Ответы учащихся на заданный вопрос
Приводят примеры лекарственных растений
Работа в тетради с помощью Интернет-ресурсов
Просмотр презентации
Работа с тестовым заданием
Запись д/з
Литература:
Интернет- ресурсы http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-slivuЯндекс- картинки
учебник биологии 6 класс (В.В. Пасечник )