Открытое занятие на тему «Икебана — композиция из цветов и веток»


Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительно образования детей
«Центр внешкольной работы» г. Поворино
Открытое занятие
объединения
«Флористика»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования Н. Г. Головина
Тема занятия: «Икебана – композиция из цветов и веток».
Цели занятия:
развивающие:
развивать эстетический вкус;
развивать творческое воображение;
обучающие:
продолжать знакомить детей с техникой составления цветочных композиций;
закреплять навыки владения необходимым инструментом;
учить применять полученные теоретические знания в процессе составления композиции;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность в работе;
воспитывать аккуратность;
воспитывать усидчивость.
Возраст воспитанников:
12-13 лет
Материалы:
заготовка – контейнер для композиции;
растительный материал (ветки хвойных растений, обычные ветки, засушенные цветы);
материал для декорирования (мох);
деревянная палочка;
ножницы;
клей;
клеёнка.
Ход занятия.
1 часть. Подготовка рабочих мест.
Педагог: Расстелите перед собой клеёнки. Приготовьте растительный материал (любые три веточки, несколько веточек хвойных растений, несколько засушенных цветочных растений), заготовленный контейнер, ножницы, деревянную палочку, кусочек материала для декорирования.
2 часть. Вводная беседа: «История возникновения традиционной икебаны».
Педагог: Наше занятие сегодня мы начнём с небольшого экскурса в историю возникновения икебаны. А гидами в этом путешествии будут наши девочки.
1 ребёнок: Икебана – традиционное для Японии древнее искусство составления букетов из цветов и различных растений. В переводе с японского икебана – «вторая жизнь», означает буквально «живущие цветы», сохранение цветов во второй жизни. Философия икебаны считает, что составление букета – это продолжение жизни, но только в другой форме.
2 ребёнок: Икебана была и остаётся непременной частью интерьера в японском доме. Считалось, что готовые композиции нельзя ни дарить, ни продавать. Во многих японских домах икебаны устанавливают на самых видных местах, и гость, войдя в дом, в первую очередь приветствует растения, а потом уже хозяев, тем самым, показывая уважение к природе и к дому. Искусство икебаны является обязательным предметом в женских школах и колледжах.
3 ребёнок: У японцев очень многому можно поучиться в искусстве аранжировки цветов. Они восхищаются красотой растений, почитают их. В композициях японских мастеров всегда искусно подчёркиваются красота и гармония окрасок цветочных растений.
Педагог: А я в свою очередь хочу познакомить вас с так называемыми заповедями традиционной икебаны. Их всего пятьдесят. Вот некоторые из них.
Красивые цветы не одно и то же, что и красивая икебана. Цветы свою красоту покажут только после того, как их правильно поставят.
Приступайте к составлению с нужным настроением, спокойно, внимательно.
Надо бережно относиться к материалу букета, но не бояться отрезать лишние ветки. Листья и цветы во имя красоты букета.
Глаз, рука и сердце составителя икебаны не должны быть всецело в плену у правил.
3 часть. Практическая работа.
Показ педагога.
Педагог: А сейчас я вам покажу, как можно составить традиционную икебану.
Основу икебаны составляют три линии, имеющие символическое значение.
Самая длинная ветка или цветок «син» - олицетворяет собой небо. Средняя – «соэ» - человек.
Самая маленькая – «хикаэ» - земля.
Для «син» выбираю самую большую и красивую ветку.
Длина второй ветки – «соэ» - равна 3\4 длины «син».
Третья – «хикаэ» - самая короткая, длина – 3\4 «соэ».
Закрепляю ветки в контейнере, располагая их в определённом направлении. «Син», «соэ», «хикаэ» - основные линии в композиции, её скелет. Для усиления основных элементов добавляю ветки хвойных растений и засушенные цветы. Их можно использовать в любом количестве, но по длине они должны быть короче основных веток.
Физкультминутка.
Игра «Паутинка».
Педагог: Прежде, чем приступить к самостоятельной практической работе, я хочу вам предложить немного поиграть. Игра называется «Паутинка». У меня в руках клубок пряжи. Сейчас я намотаю его на палец и назову себя. Затем передам клубок одной из вас. Она также намотает пряжу на палец, назовёт моё имя и отчество, своё и передаст клубок другой девочке. Клубок не обязательно передавать по кругу, вы передаёте его согласно своему желанию. (Начинается игра). В конце игры педагог отмечает, что у них получилась замечательная паутинка, и все воспитанники оказались «связаны» в одно целое.
Самостоятельная работа детей. (Желательно включить тихую музыку, которая создала бы определенный настрой на творчество у воспитанниц.)
Педагог: Предлагаю вам самостоятельно составить икебану, используя приготовленный растительный материал. (Если у воспитанниц в ходе работы возникают затруднения, даются индивидуальные пояснения).
4 часть. Подведение итогов.
Рассмотреть работы.
Вопросы к воспитанникам: Что больше всего понравилось на занятии? Какие моменты в работе вызывали затруднение? Понравился ли этот вид творчества?
Педагог сообщает тему следующего занятия, рассказывает, какие материалы следует принести.
5 часть. Уборка рабочего места.
Предлагаю девочкам привести в порядок свои рабочие места.