Бинарный урок-игра по дисциплинам «Химия» и «Математика» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов энциклопедист


635317500Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО
ПЦК общеобразовательного цикла
Протокол № __ от ______2016г.
СОГЛАСОВАНО
Методист ГАПОУ МОК
им. В. Талалихина
___________5542915268795500ФИО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Бинарный урок-игра по дисциплинам «Химия» и «Математика»
Тема:
Михаил Васильевич Ломоносов энциклопедист
Авторы-составители:
Левина Валентина Борисовна,
Должность: преподаватель химии
Черняева Светлана Владимировна
Должность: преподаватель математики
Москва
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка направлена на содержательные и результативные взаимодействия между обучающимися и преподавателем в процессе проведения урока с применением ИКТ. Опираясь на интерес обучающихся в процессе данного урока в игровой форме они получают, обобщают и систематизируют знания о Ломоносове как о величайшем русском ученом. Также во время проведения этого урока у обучающихся пробуждается чувство гордости, восхищения и уважения к своей Родине и к ее истории. На уроке показана связь между двумя науками: химия и математика, доказываемая деятельностью и цитатами М.В. Ломоносова.
Цели и задачи урока:
Расширить кругозор учащихся о Великом русском ученом энциклопедисте – Ломоносове М.В.
Показать роль М.В. Ломоносова в становлении наук химия и математика.
Показать взаимосвязь двух наук химия и математика.
Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.
Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к науке.
Форма занятия: с применением игровых технологий, элементов викторины и ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Целевая группа:
Студенты 1 курса колледжа, ученики 9-11 классов школы.
Продолжительность урока: 90 минут.
Требования к материальному и техническому обеспечению урока:
Мультимедиа-проектор, ПК, экран.
Ход мероприятия
Урок с элементами викторины проходит с использованием ИКТ в виде игры.
За две-три недели до проведения мероприятия учащимся дается задание найти и прочитать все о Ломоносове. (Детство. Обучение в Москве. Обучение за границей. Открытия. Памятники Ломоносову. Географические объекты, носящие имя Ломоносова.) Слабым ученикам можно распределить, эти разделы для каждого. Кто-то готовит только детство, кто-то только открытия, кто-то только памятники и т.д.
1. Организационный момент.
Группа делится на 3 подгруппы группы.
Организуется жюри из 2 человек и экспертное жюри из 2 человек, оценивающие результаты и систематизирующие ответы.
2. Вводное слово учителя.
Здравствуйте ребята, наш урок- игра посвящен великому русскому ученому энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он был настоящим ученым энциклопедистом, т.е.  человеком, обладающего широким охватом, универсализмом ума и способностями, имеющими применение во многих областях знаний и практической деятельности;
Нашу викторину я хочу начать со слов А.С. Пушкина «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, ибо он все испытал и все проник».
Я представляю Вам наше жюри и эксперное жюри.
Проведем жеребьевку.
Прочитайте, пожалуйста, правила нашей викторины и начнем играть. На обдумывание вопроса 1 минута, после 1 минуты прозвучит звуковой сигнал и участник своей группы, в порядке очереди, согласно жеребьевки должен дать ответ.
3. Викторина
Обучающиеся отвечают на вопросы викторины по блокам (применение ИКТ). (Приложение 1)
4. Игра капитанов
(отгадывают ребус) (Приложение 2)
5. Слово учителя
В химической лаборатории М.В.Ломоносов обосновал в 1748-м году закон сохранения массы вещества, который в современной формулировке звучит так: “Вес всех веществ, вступающих в реакцию, равен весу всех продуктов реакции”. Этот закон был им экспериментально подтверждён в 1756-м году на примере обжигания металлов в запаянных сосудах.
Я предлагаю вам решить задачу на этот закон с применением металлов. Но мы этого не можем сделать без такой науки как математика.
Про связь химии и математики М. В. Ломоносов говорил:
Успехи в химической науке, по мысли Ломоносова, возможны только с применением математики. В «Слове о пользе химии» он прямо говорит об этом, указывая на необходимость превратить химию из искусства, которым она считалась в его время, в точную науку. По словам Ломоносова, «к сему требуется весьма искусный Химик и глубокий Математик в одном человеке … Не такой требуется Математик, который только в трудных выкладках искусен, но который в изобретениях и в доказательствах привыкнув к математической строгости, в натуре сокровенную правду точным и непоползновенным порядком вывесть умеет».
Рассуждая о химии, Ломоносов фактически излагает свои взгляды на необходимость математики для успешного развития естественно-научного знания: наука должна строиться на прочном аксиоматическом основании, выводы должны быть в духе математических рассуждений, а проверяться всё должно опытом, экспериментом, то есть привычка математика строго рассуждать должна приводить к развитию теории на основе экспериментальных фактов.
Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании».
Вернемся к задаче.
Той команде, которая первая решит и правильно оформит задачу, жюри присудит дополнительные 200 баллов.
Решение задачи командами (приложение 3)
6. Конкурс капитанов
Капитаны команд решают логические задачи. Баллы присуждаются в размере 100 баллов без участия команды и 50 баллов при участии команды.
6. Слово учителя.
Теперь ребята дадим возможность нашему жюри подсчитать результаты викторины.
7. Подведение итогов викторины.
8. Награждение победителей и участников
9. Слово учителя.
Ребята, мы очень рады, что в преддверии дня рождения М. В. Ломоносова мы с вами провели этот урок. Мы надеемся, что вам понравилось.
Вы сегодня работали в малых группах, поставьте пожалуйста оценку своего участия работы в вашей группе в специальном листе самооценки. (приложение 4)
Приложение 1
Жизнь в Москве

Н.И.Кисляков. Заведение, где учился М. Ломоносов
Юный Ломоносов на пути в Москву.
Викторина
В каком году М.В. Ломоносов добрался до Москвы? (100 б)
В какое заведение поступил Михаил? (300 б)
Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? (200 б)
Какой язык он лучше изучил? Почему? (400 б)
Какие науки, кроме обязательного богословия изучал Михаил? (500 б)
ОТВЕТЫ
В 1731 году.
В Славяно-греко-латинскую академию.
Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.
Особенно хорошо он изучил латинский, на котором писались в те дни научные труды.
Риторику - наука об ораторском искусстве, пиитику – учение о стихосложение, философию.
М. Ломоносов за границей
Викторина
1.В каком году М. Ломоносов прибыл в Германию и был принят в
число студентов Марбургского университета? (100 б)
2. Какую первую свою работу М.Ломоносов отправляет из Марбурга в Петербург? (400 б)
3. Сколько лет учился М.Ломоносов в Марбурге?(300 б)
4. Сколько лет М. Ломоносов провел в Германии, изучая физику, химию, горное дело? (200 б)
5. В каком году М.Ломоносов возвращается в Петербург из за границы? (500 б)
ОТВЕТЫ
М. Ломоносов за границей
В 1736 году
«О превращении твердого тела в жидкое».
3 года.
Под руководством опытного педагога Иоганна Генкеля.
В 1741 году.
Картины М. Ломоносова
Вспомните названия картин.
1. 2.

3. 4.

ОТВЕТЫ
Картины Ломоносова
1. Петр I; 2.Полтавская баталия; 3. Икона Нерукотворного Спаса;
4. Портрет П.И. Шувалова.
Ломоносов и наука «Химия»
Какие химические производства создал М. Ломоносов в России? (500 б)
Какое древнее искусство возродил М. Ломоносов благодаря своим занятиям химии? (200 б)
Что М. Ломоносов называл корпускулами?
Какую профессию М. Ломоносов считал своей главной, несмотря на присущую ему энциклопедичность? (100 б)
Какое научное звание было присвоено М. Ломоносову в 1745 году?
Что хотел показать Ломоносов, когда обжигал металлы в запаянных сосудах? (400 б)
Как называлась работа в которой М. Ломоносов рассмотрел свойства различных металлов?
В каком году по чертежам М. Ломоносова была построена химическая лаборатория? (300 б)
С какими материалами М. Ломоносов провел более трех тысяч опытов?
ОТВЕТЫ
Неорганических пергаментов, глазурей, стекла и фарфора.
Мозаика
Химия
Профессор химии
Вес металлов после нагревания не изменялся
в 1748 году
Приложение 2
Ребус
М.Ломоносов изобрел прибор для определения вязкости жидкостей. Как он называется, вы узнаете, разгадав ребус.
1143006731000 А И 4, 2
Ответ
вискозиметр
Приложение 3
Пример 1. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси.
Медь не реагирует с соляной кислотой, то есть водород выделяется при реакции кислоты с железом. Таким образом, зная объём водорода, мы сразу сможем найти количество и массу железа. И, соответственно, массовые доли веществ в смеси.
Решение
Находим количество водорода: моль.
По уравнению реакции:

Количество железа тоже 0,25 моль. Можно найти его массу:
 г.
Теперь можно рассчитать массовые доли металлов в смеси:
Ответ:  железа,  меди.
Приложение 4
Оценочный лист
Критерии оценки Оцениваю себя сам Оценка товарища
1. Активно работал в группе    
2. Выполнял свои обязанности    
3. Соблюдал культуру общения    
  ++ у меня всё получилось
-+ были затруднения, но я справился
- у меня не получилось работать в группе ++ у тебя всё получилось
-+ у тебя возникли затруднения,
но ты справился
- у тебя не получилось работать в группе
4.Оценка работы группы (поставить знак +)
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя