Эссе «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!»


Гальцева Анна Юрьевна, учитель английского языка, МОАУ «СОШ № 43 г. Орска»
Эссе на тему: «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!»
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций
 Когда разговор заходит об учителе и профессии педагога, о нужности и значимости учительства, я вспоминаю притчу, которую читали с одноклассниками, готовя праздничное поздравление классному руководителю: «Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.
- Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети, - сказала первая фея.
- Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания дарить свое сердце детям, - пообещала вторая.
- Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках, - с восторгом проговорила третья.
- Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно, - торжествующе и мрачно грозила четвертая, злая фея.
К счастью, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».
Несколько лет назад я даже и не думала, что свяжу свою жизнь со школой, что переживания учеников станут и моими, что изо дня в день буду проверять тетради, набирать на клавиатуре (какое счастье, что компьютер облегчает работу) конспекты уроков, волноваться при входе в класс, думать о правильности своих решений, а порой ждать выходной как долгожданную передышку перед очередными уроками, собраниями, классными часами, контрольными… Поступая в университет на факультет иностранных языков, я воплощала мамину мечту, не особо сопротивляясь: почему бы и не изучать иностранные языки, тем более это так востребовано?
Но дорога к получению диплома шла через школу. Практика… Нас напутствовали: присутствуя на уроках, записывайте, как и что делает учитель, готовьте материал для характеристики учеников, проведите несколько уроков (большое количество уроков и показать не получится: не очень-то жалуют студентов в школе, слишком много приходится после их ухода переделывать). Но дорога оказалась «пряма, как школьный коридор», как поётся в песне одного из представителей советского андеграунда. Я открыла для себя совершенно другую жизнь. На первой практике директор школы предложил мне работать учителем английского языка в начальных классах и совмещать работу с учёбой. Было нелегко, но я рада этому опыту. По окончании университета вопрос о выборе профессиональной деятельности не стоял - все пути вели в школу.
Как стать интересной, как увлечь предметом ребят, как преодолеть собственные страхи, как понять детскую душу? Стара ли методика, которую нам преподавали в вузе? Как познать новое и возможно ли это воплотить в современной школе? Как много вопросов и не всегда имеются ответы. Я не боюсь ошибаться, ведь отрицательный опыт – это более значимый опыт, хотя я осознаю всю ответственность перед детьми на каждом уроке. Конечно, как молодому специалисту, мне хочется быть в ногу со временем, знать и применять инновационные методы, что, несомненно, поможет организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью, хотел учиться и знал, как это правильно делать, опираясь на чуткого наставника и верного помощника – учителя. И я понимаю, что необходимо непрерывно учиться самому, изучать и использовать современные технологии в ежедневной практике. Моим девизом стали слова В.А.Сухомлинского: «Уметь любить ребенка - значит много думать, много переживать, искать, отказываться от сковывающих шаблонов, привычек, предрассудков». Мне удалось достичь маленьких побед.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.  «Инноватика – это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер). Инновации в современной школе - это новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации - это и новый учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные технологии, методы, подходы и учиться вместе со своими учениками.
Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
1. Не развиваясь сам – вы не сможете дать должных знаний другим. Недаром ведь существует поговорка, что чем сосуд наполнен, то из него и выливается. Участие в различных семинарах и вебинарах (см.приложение1), открыло мне много границ для фантазии. А также пополняет мой багаж знаний, и по сей день. После одного из семинаров, где рассказывалось о школах – online, я решила применить это в своей практике. Создала личный кабинет, виртуальный класс, раздала ученикам их логины и пароли. Так началась наша внеурочная деятельность по английскому языку. Мое желание действовать привело к результату. Я увлеклась сама и увлекла за собой своих учеников. Мотивация к изучению английского лишь повысилась, ведь придя домой нынешнее поколение сразу же идёт к компьютеру, а тут виртуальный класс, интересные задания.
Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную деятельность.
Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде мультимедийной презентации, она стала еще привлекательнее для школьников.
Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.
Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания из разных источников. Это означает, что в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть "ничейными", "разрозненными", они органично присваиваются учащимся. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным.
"Эффективность использования метода проектов касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе" (Полат Е.С. 1999г.).
Многие по-разному понимают роль учителя. Для одних – это просто преподаватель своего предмета, для других – всего лишь образованный человек… Для меня это - педагог, воспитатель, друг, который влияет на становление личности ученика. На моих уроках царит дружеская атмосфера. Я люблю своих детей и свой предмет, мне интересно готовить для них что-то новое, радостно смотреть, с какими горящими глазами они готовятся к урокам, ко всем внеклассным мероприятиям. Я хочу не только научить своему предмету, я хочу привить им желание развиваться и совершенствоваться. Мои ребята многому учат меня. Они учат быть непосредственной, открытой, уметь воспринимать мир добрым и светлым. Все меняется очень быстро.
Я– учитель английского языка. Только наивный думает, что моя задача лишь в том, чтобы научить всех практическому общению на иностранном языке или разбираться во всех грамматических временах. Познавая себя, нужно стремиться стать лучше, интереснее, современнее. Из английского языка в русский язык перекочевало слово «креативность». Креативность – это способность творить, создавать что-то новое и привносить это в мир, в мир своих учеников. Ведь окружающие меня ребята – это как набор красок на столе у художника, наша воля – кисть, а жизнь – холст. И только в наших силах раскрасить этот мир яркими красками. На уроках английского языка, на переменах, в повседневном общении со своими учениками в качестве учителя английского языка и старшего друга, я стараюсь развивать это качество, учу их видеть вещи в новом ракурсе, искать необычное применение простых истин.
Мне удалось сплотить дружный коллектив и найти общий язык не только с детьми, но и с их родителями. Очень важно слушать и слышать друг друга, быть внимательным и терпимым по отношению к остальным. Дети умеют сопереживать, сочувствовать, искренне радоваться победам других ребят. Мы с ребятами очень любим различные внеклассные мероприятия, часто посещаем кинотеатр, драматический театр или устраиваем праздники, это позволяет узнать друг друга лучше.
В одном из интервью глава Минобрнауки России О.Васильева, говоря о современном образовательном процессе, утверждает: «Чего не должно быть сейчас – не должно быть размытости воспитания, добра и зла, черного и белого, "да" и "нет". Когда эта размытость есть, получается размытость всего остального: и чувств, и поступков, и наших воззрений, и наших действий. А когда есть определенная чёткость, целеполагание, то малыш … очень ответственен, ему очень хочется сделать хорошо, и не потому, чтобы его похвалили, хотя хвалить его тоже надо обязательно, но чтобы он тоже внес маленькую лепту в общее дело… Осознание того, что ты сделал добро, пусть и маленькое, делает тебя лучше, человек от этого действительно расцветает».
Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливой и успешной. Я люблю свое дело. Я знаю, что я могу и должна быть надежным путеводителем для моих учеников на пути к совершенству. Чтобы «зажигать», нужно не переставать гореть самой. Чтобы воспитать заинтересованных людей, которым можно будет доверить будущее страны, я сама должна быть заинтересованной личностью. Я верю, что вместе с детьми смогу сделать многое.
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: «Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?».
    Мастер рассмеялся: «Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ». Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.
    Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: «Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит».
    На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
    Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: «Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель». Стану ли я таким?