Конспект занятия кружка «Поэтический» по теме «Обобщение по изученным темам. Обучение анализу текста. Стихи собственного сочинения» .

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
  «Средняя общеобразовательная школа № 28»













Конспект занятия кружка «Поэтический»
по теме «Обобщение по изученным темам. Обучение анализу текста. Стихи собственного сочинения» .




















П. Первомайский
2017

Конспект занятия кружка «Поэтический».

Тема: Обобщение по изученным темам. Обучение анализу стихотворения.
Стихи собственного сочинения.
Цель:
1.Закрепить знания ,полученные на занятиях: умение различать прозу от поэзии; определять тему и идею; находить и использовать художественно- выразительные средства.
2.Развивать умение выразительно читать стихотворение, употреблять термины.
3.Воспитывать любовь к природе, к Родине.

Оборудование:
Репродукции картин знаменитых художников: Н.Левитана «Золотая осень», Н.И. Осенева. «Осень» и др.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7класс», М.,Просвещение,2016г.


1.Тема Цель.

Ребята, сегодня мы проводим обобщающее занятие по темам, изученным в 1 четверти. Мы должны закрепить умение различать прозу от поэзии, определять тему и идею, находить и использовать художественно – выразительные средства, а также показать мастерство в чтении стихов. Несмотря на то, что на улице уже поздняя осень ,мы будем говорить о прекрасной поре – золотой осени.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил ,настроением радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекает своей простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Любить родную природу – это значит любить свою Родину.
Осень – особое время года. А.С. Пушкин говорил , что только осенью им овладевает «бес» стихотворчества. От природы он получал неизменный заряд бодрости, она давала творческие силы. Примером является «Болдинская осень» в биографии поэта. Это короткий, но самый плодотворный период в его творчестве. О своём вдохновение он писал:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

2.Повторение.

1.Словарная работа:
Пейзаж
Проза
Поэзия
Тема
Идея
Эпитет
Сравнение
Метафора
Рифма
Ритм

2.Прослушивание отрывка «Октябрь» из книги Д.Зуева «Времена года».

Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лист. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчёркивают лесную тишину.
Ветер – бессменный дворник леса. Разметал он по полям разноцветные листья , шумными коврами устилает тропинки чащ.
Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле.
Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке
В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьёт из грибной лунки. Всё лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.
Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель.

3.Прослушивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» в исполнении артиста В.Бохона.

Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде ,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух ,птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

4.Аназиз текстов:
- отличие текстов : проза - поэзия
- сходство: тема : описание осенней природы (пейзаж)
идея : восхищение осенней природой.
-художественно –выразительные средств:
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Олицетворения

3.Закрепление.
1.Вы правильно сказали, что текст, прочитанный артистом – стихотворение.
Докажите это.
- есть рифма
- есть ритм
Что такое ритм?
Что такое рифма?

2. Послушайте, что об этом думает Незнайка.
- Инсценировка фрагмента из произведения Н.Носова.

3. Проведём традиционные упражнения.


Подбор ритм - творческая зарядка для поэтического ума.
(5 минут)
5-7 классы 9 -10 классы
Крышка Скворец
Волосок Росинка

Буриме - рифмы к паре (четверостишие).
( 10 минут ).


5-7 классы 9-10 классы

-----------секрет --------драка
-----------ответ --------собака
-----------смотрю --------хотел
-----------говорю --------зазвенел

Стихотворение – экспромт.

(15 минут).
5 -10 классы.

Расцвело, щебечут птицы
Под окном моей светлицы

4.Итог занятия.
- Чтение стихов собственного сочинения об осени
- Ребята, я тоже хочу прочитать своё стихотворение об осени.

Вот и жизнь уж пролетает,
Осень тихо подкралась,
Лист календаря оторван,
Тихо падает, кружась.

Но душою – молодая,
Осень с радостью я жду,
Потому что в это время
в школу к детям я пойду.

Души детские - загадка,
Очень сложно их понять.
Надо проще относиться:
Подойти лишь и обнять.

5.Д/З повторить термины.
Автор: Р.Я. Аскарова
учитель русского языка и литературы , первая квалификационная категория




15