Прием создания маски как игровой прием развития творческих способностей личности на уроках литературы


Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 г. Смоленска
Прием создания маски как игровой прием развития творческих способностей личности на уроках литературы
Козлова Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
Смоленск, 2017 г.
Научно-технический прогресс требует развития творческого потенциала каждой личности и сам же препятствует его развитию. Страдает природа, страдает и человек. Именно в этом смысле можно говорить об экологии творческой личности, т.е. о сохранении условий, в которых творческий потенциал личности получает максимальное развитие. Значительное место здесь занимает педагогическое общение и психологический климат в учебном коллективе.
Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда, применял новые методы и способы в профессиональной сфере. Психологический климат является существенным фактором продуктивного труда, особенно в коллективах, где люди заняты творческой деятельностью. Поэтому необходимо постоянно помнить, что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном фоне. Как писал Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие.
Педагогика творчества – это, прежде всего, педагогика отношений. Диалог личности с личностью выстраивается только в благоприятном психологическом климате – атмосфере доверия, совместного поиска истины, восприимчивости к новым проблемам и новым способам их решения. Обретенный опыт все время обновляется и используется избирательно в соответствии с новыми творческими задачами. Поэтому очень актуальными в наше время становятся интерактивные игровые технологии и технологии развития креативности.
Можно заразить ученика собственным творчеством, создав на уроке атмосферу игры и импровизации, неразрывно связанной с игрой. В этом смысле мастерство педагога сродни актерскому мастерству.
Если говорить об особенностях психологии учащихся-подростков, то следует отметить что в этот период подросток как бы находится на границе мира детства и мира взрослых. Поэтому игровые методики находят такое широкое применение на уроках. Однако игра, столь близкая по своим психологическим механизмам творчеству, может эффективно применяться и в более взрослом возрасте. Дж. Морено подчеркивал, что игра и творчество родственны по внутреннему раскрепощению, высокой степени концентрации непроизвольного и постпроизвольного внимания.

В данном контексте интересной формой урока литературы является урок-спектакль. Инсценирование произведений художественной литературы помогает развитию воображения, эмоциональности учащихся. Соучастие и сопереживание лежат в основе театрального искусства и свидетельствуют о его игровой природе. Театральность свойственна природе человека и уходит корнями в глубокую древность. Хорошо известна психотерапевтическая функция театра. С инсценированием тесно связана импровизация. В психологии художественного творчества импровизация остается малоизученным явлением. Она характеризуется азартным увлечением задачей, моментом инсайта, или озарения, поиском верного решения задачи в ситуации дефицита времени, импровизационным самочувствием и, несомненно, таит в себе ответы на многие вопросы, связанные с творчеством.

Интересен прием развития творческих способностей личности с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира.
На уроках можно использовать элементы работы с маской в качестве стимуляции творческой активности учащихся.
В начале обучения учащиеся получают первоначальные сведения о маске, ее роли в жизни общества. Маска в игровом коммуникативном акте древних народов, полагал этнограф А.Д.Авдеев, автор книги «Происхождение театра» (МАЭ. 1957.), - это необходимый элемент хорошо известного этнографам явления маскировки. Многообразные формы маскировки (социальные маски, амплуа, имиджи, роли, штампы, клише, маски театра и кино, маски в живописи и скульптуре, маски рекламного производства и т.д.) выполняют определенные служебные функции. Маскировка в современной культуре играет роль активного носителя новой информации, отчетливо выраженной системы ценностей. Маска, отражая явление, представляет собою его модель, служит его экраном, кодирует смысл. Маски различных типов, функционирующих в обществе, выполняют свои политические, военные, профессиональные, эстетические, духовные и прочие задачи, которые формируются идеологией. Маскировка – разнообразно применяемое средство воздействия на психику ребенка и взрослого, средство общения и самоактуализации, инструмент воспитания способности дистанцировать себя от объекта и в то же время ему сочувствовать. Маска в театральной педагогике применяется и используется как средство развития творческих способностей актера, помогает решить разнообразные педагогические задачи. Маскировка или игровое преображение посредством маски – особый вид деятельности. В нем отождествляются эстетическое и этическое начала, игровое сознание и моральное, соединяются биологические и культурные функции. С помощью маски человечество попыталось создать типологию личности и тем самым внести порядок в хаос индивидуального. Маска отражала изначальные образы, архетипы. Как миф, распадаясь на образы-двойники, проникает в художественные литературные тексты, так отдельная маска как мифологический знак, образ, распадается на многомасочность (трагические или божественные герои и их комические или демонические двойники) с персонифицированным содержанием. При изучении художественного произведения учащиеся обращают внимание на «лица» и «маски» действующих лиц, тем самым производя их типологию. Кроме того, создание маски того или иного персонажа создает игровую ситуацию на уроке, стимулирует творческую активность учащихся.
Таким образом, самые разные игровые формы проведения уроков способствуют не только усвоению знаний, но и развивают творческий потенциал формирующейся личности. Все это немало способствует и нашей основной задаче – привитию интереса к чтению, внимания к художественному слову.
Как показывает опыт, детская душа тоскует по чистоте и возвышенной творческой реализации в духовном пространстве в противовес все усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости. Противостоять этому беспределу может, должна настоящая, высокая культура – национальная идея вырастает из недр культурных традиций.
Человек создан для творчества, чтение художественной литературы помогает ему в этом. Главное – не пропустить нужное слово, которое, быть может, подтолкнет к созданию шедевра. Но даже если этого не случится, то внимание к художественному слову не пропадет даром. Ибо, как сказал Д.С. Лихачев, «Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, <…> ауру добра вокруг себя. <…> Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно».
В ПриложенииДля 6-го класса предлагается подробное методическое обеспечение: акцентируется внимание на эмоциональном восприятии текста, личностном переживании учащегося, трансформации образа в маску, сценическом восприятии художественного текста. Важная роль отводится словесному рисованию на этапе коммуникативной и посткоммуникативной фазы восприятия текста. В качестве стимуляции личностного переживания текста, активизации творческой деятельности используется методика творческих мастерских.
Тематическое планирование для 6-го класса предлагается в виде технологической карты, отображающей темы, основное содержание уроков, методические приемы работы с учащимися, оборудование. Особое внимание уделяется лексической работе, работе со словарем, с художественным словом с точки зрения ценностного подхода. В качестве итогового контроля наряду с сочинениями предлагаются тесты и викторины.
Данные методические материалы могут быть использованы учителями, работающими по программе литературного образования под ред. В.Я. Коровиной, а так же по программе Т.Ф. Курдюмовой. Педагог может заимствовать из материалов пособия полные сценарии уроков либо использовать их частично, встраивая в собственные планы.
Список литературы
Авдеев А.Д. Маска. Сборник. МАЭ. 1957.
Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей. // Литература в школе: 2006, N 7. С.38.
3.Лихачев Д.С. Раздумья / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. – М.: Дет. Лит., 1991. – 318 С.: фотоил.
4.Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320 С.
5. Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992
6.Эльконин Д. Психология игры. М., 1978.