Урок познания мира Растение — живой организм (2 класс)


Тема: Растение – живой организм.
Цель:
доказать, что растения - живые организмы, познакомить с необходимыми условиями для их существования.
Задачи:
дать представление о видах растений, почему растения относятся к живым организмам;
уметь логически мыслить, анализировать, доказывать;
проявлять бережное отношение к природе.
развивать: умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений; умения логически мыслить, анализировать, доказывать;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Методы: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоролик.
Ход урока.
1.Орг.момент. Психологический настрой.
-Давайте представим, что мы семена, которые садовник посадил в своем саду.(дети садятся на корточки) Садовник ухаживает за своими семенами, поливает их, а солнышко греет их своими теплыми лучами. Семена начинают прорастать, появились первые расточки,(поднимаются) дальше наш цветок становится все выше и выше, и наконец на нем распускаются цветочки. (садятся за парты). (слайд 2)
-Зарядились той эненргией, которую получал ваш цветочек, настроились на урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора. (слайд 3)
Кроссворд «Растения»
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.) Ответ: Растения
- Сформулируйте тему нашего урока. (Растения) -А именно сегодня мы поговорим о том, что растение – это живой организм. (слайд 4)-Сформулируйте цель? (доказать, что растение живой организм) - Какие критерии успеха мы поставим перед собой? (на доске) • Понимаю, какие организмы относятся к растениям; • Знаю, почему растения относятся к живым организмам; • Могу, определять виды растений (слайд 5)
3.Актуализация знаний.
- Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
- На земле насчитывают 500 тыс. видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и национальных заповедниках и парках.
- А какие условия необходимы растениям для жизни?(проблемный вопрос)
4.Изучение нового материала.
- Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Они растут и в лесах, и в степях, и в горах, и в воде. Все растения дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются. Они живые организмы.Растения, как животные и человек, постоянно дышат. Им нужен воздух.
- Но если человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, то растения, наоборот: поглощают углекислый газ, а выдыхают кислород. Поэтому их называют «легкими города», они очищают воздух.-Растениям нужна вода. Но растение из почвы корнями берет не одну воду, а вместе с растворенными в ней минеральными солями.
- Для роста им необходим свет, который улавливают они в основном листьями. На свету листья зелёного цвета образуют крахмал и сахар, необходимые для роста и развития растения.
- Значит, какие условия необходимы растению для жизни ( учебник с.61)
- Деревья — растения с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, многочисленные ветви, листья, цветы, плоды. Имеет один ствол растущий прямо. Это дуб, береза, клен, вишня.
- Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это облепиха, сирень, смородина, крыжовник, лещина, орешник.
- Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Ствол у них отсутствует. Это ландыш, герань, галантус, медуница, подорожник. 
- Какой мы можем сделать вывод?
- Все растения на нашей планете мы можем разделить на три основные группы.
- Давайте, мы составим схему “Группы растений” (приложение 1)
Наводящие вопросы:
-как называется группа растений, у которых один ствол и они растут прямо?
- группа растений, с несколькими тонкими стволами?
- растения, у которых ствол отсутствует, а вместо него есть стебель? (слайд 6)
- Молодцы, ребята, а кто мне может сказать , какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю? 
- Я думаю, что вы немного устали, поэтому я предлагаю вам отдохнуть.
*Физминутка. (слайд 7)
Игра на внимание.
Учитель говорит название растения, а дети определяют к чему оно относится. Если это дерево – руки вверх, если кустарник – руки перед собой, если трава – хлопок. (Груша, ромашка, василёк, смородина, яблоня, крыжовник, пшеница, сирень, дуб, лён, вишня).- Отдохнули, теперь приготовились работать дальше.
- Ребята, ответьте мне на вопрос: а сразу ли растение выглядит так, как мы его представляем при названии? (на примере подсолнуха)
-Нет, т.е пока растение вырастит оно пройдет несколько этапов.
- Изменения в жизни растений происходят постепенно. С чего мы начинаем выращивать растение? (дети заполняют схему) (просмотр видеоролика )- Сначала мы садим семена, это первое звено нашей цепочки.( вывешиваю на доске)
- Далее появляются всходы (вывешиваю на доске) – это первый период в их развитии. За ними следует наращивание зеленой массы – побегов и листьев (вывешиваю).
-Далее цветение, образование плодов и семян – этот период называют периодом созревания. (вывешиваю)
- последний период – увядания (засыхания) всех органов – это смерть.
- А теперь давайте прочитаем, что же у нас получилось?
Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается. Растение живое существо. (слайд 8)
5.Закрепление темы урока
- Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
-Сейчас я предлагаю вам заполнить кластер, на доске, и мы проверим то, как вы усвоили материал.
-Что нужно растению для жизни
вода
питание
свет
тепло
воздух
Что нужно растению для жизни
вода
питание
свет
тепло
воздух

(после проверка по слайду)
6.Итог урока. Рефлексия.
- С какой темой мы работали на уроке
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
-А сейчас я предлагаю вам цветовое оценивание нашего урока. Если на мой вопрос ответ «да. То вы поднимаете розовую карточку, если нет – зеленую.
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от урока?
Оценивание
7.Домашнее задание: с.60-61 читать, с. 62 вопросы.
Приложение 1.
Растения
деревья
кустарники
травы
Несколько тонких стволов
Ствол отсутствует, имеется стебель
Один ствол, растущий прямо
хвойные
лиственные
деревья
кустарники
травы
Несколько тонких стволов
Ствол отсутствует, имеется стебель
Один ствол, растущий прямо
хвойные
лиственные