Конспект урока по окружающему миру на тему:Растение — живой организм. Органы растения



Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения».
Предмет: Окружающий мир.
Программа: «Гармония».
Тип: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
сформировать представления о строении цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.
Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
- дать представление о растении как живом организме;
- развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока.
Организационный момент. (1мин.)
Психологический настрой
-Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что на уроке вы будите мне настоящими помощниками. Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.

Не спеша растут деревья
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят –
Им ведь нужно так немного –
Свет, Земля,
Вода и ветер –
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной.
Б. Заходер.

Объявление темы урока и постановка целей (4 мин)
Актуализация опорных знаний. Введение в тему.
- Что такое растение?
Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
Итог беседы – презентация, слайд №5.
Дополните схему, словами, доказывающими, что растение живёт.
Растение

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?
- Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

«Растение – живой организм?»
- Подумайте, почему растение – живой организм? Ваши предположения?
- А теперь, давайте докажем наши предположения.
Изучение нового материала. (15 мин)
- Что такое растение?
- Давайте назовём известные нам группы растений. (Сначала дети называют: деревья, кустарники, травы)
- Деревья, на какие 2 вида делятся. (Сначала дети называют: хвойные и лиственные)
- Ребята назовите признаки жизни растений. (Сначала дети называют: питается, дышит, растёт, размножается, умирает) (
Работа в парах.
- Поработайте в парах. Откройте рабочую тетрадь стр. . Подумайте , что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни?
(Сначала дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва).
Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза. Природа на Земле неодинакова. Различны условия для жизни растений на суше и в воде, в тундре и в пустыне, в долинах и на высоких горах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, парках и заповедниках.
- Как вы считаете, какие растения называют дикорастущими? Где растут дикорастущие растения. Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. - Где произрастают дикорастущие растения? ( В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)
- Какие растения называют культурными? Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.
- Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)
Работа с текстом учебника (c.81-82)
– Какие растения изображены на рисунке? (Одни учащиеся назовут конкретные растения – яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли; другие – группы: цветковые, хвойные, мхи, папоротники, водоросли.)
– Давайте подпишем группы растений. (Тетрадь на стр.24 №13.)
Подумайте, чем же отличается каждая группа растений?
Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми они размножаются.
Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.
Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник.
Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.
Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым, выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

- Давайте посмотрим, какие бывают цветущие растения.
Релаксация «Музыка цветов».

Практическая работа. (самостоятельная работа. Взаимопроверка.)
– Подумайте, из каких частей состоит травянистое растение.
Откройте рабочую тетрадь страница 26, № 17 попробуйте определить части растения, из чего состоит растение?
(У травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами.)
Большую роль в жизни человека играют растения. Немало среди них очень ценных полезных растений.
- Вспомните и назовите как можно больше названий лекарственных растений.

Ребята, а растения нужно беречь? Нуждаются ли растения в охране? Что создали люди, чтобы уберечь от гибели растений? (Красную книгу). Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!
Давайте поиграем в игру «Верно – неверно»
Если верно - вы встаёте, если неверно- вы хлопаете в ладоши.
- Деревья не ломайте, деревья не калечьте, ни трав, ни лист не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, цветов нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Наконец- то можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не мешать!
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Закрепление учебного материала. (5 мин)
Работа в группах.
- Чтобы закрепить нам изученный материал, я вам предлагаю поработать в группах.
Перед Вами карточки с заданиями. Выполните их, вспоминая всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.
Проверка. Каждая группа отвечает на свой вопрос.
VI. Итог. (4 мин)
-Чему учились на уроке?
VII. Домашнее задание (2 мин)
Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня.)
На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
VIII. Рефлексия ( 1мин)
Оцените себя. Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок  того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и как вы работали на уроке.
Всем спасибо за урок.












































1 задание.
Напишите признаки жизни растений
Растение



__________


_________________



______________


____________


________________










2 ЗАДАНИЕ
Напишите какие группы растений вы сегодня узнали?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415












3 задание
Напишите, что нужно растению для жизни?13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


4 ЗАДАНИЕ
Напишите названия лекарственных растений.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________




5 задание
-Напишите какие растения называют культурными?
______________________________________________
______________________________________________
Приведите примеры.
______________________________________________
_______________________________________________
6 задание


РАСТЕНИЯ

_______


__________________


________________


__________________


________________

Напишите, что нужно растению для жизни


____________


_____________

___________

___________

_________













15