Методическая разработка урока русского языка Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.1 класс. (Школа России)


Урок русского языка 1 класс(«Школа России»)
Тема урока : Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.
Целевые установки урока: развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орфографическим словарём» при проверке написании словарных слов; вводить в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием; оценивать правильность выполненной работы.Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, диск "Русский язык",карточки с буквами, лепестки цветов из бумаги,магниты,плакат "Буквы гласных звуков",орфографические словари.

Ход урока
1 Организационный момент
У нас необычный сегодня денёк.
Выяснить нужно, кто в классе знаток.
Мыслить, трудиться, активными быть,
Соседу помочь, о себе не забыть.
Готовы отправиться в путь?
Так вперёд!
Новый урок вас к знаниям зовёт.
2.Актуализация знаний
а) Пальчиковая гимнастика(музыкальная презентация)
б) Минутка чистописания
На слайде буквы: А,Я,И,Й,Ю,Ё,Е.
-Назовите лишнюю букву(Й- буква согласного звука, все остальные буквы гласных звуков)
- Среди букв гласных звуков найди лишнюю ( А-указывает на твёрдость предыдущего согласного, все остальные на мягкость предыдущего согласного)
-Давайте пропишем заглавную и строчную букву А-Назовите ещё буквы гласных звуков, которые указывают на твёрдость предыдущего согласного( О,У,Ы,Э)
-Сколько всего букв гласных звуков в русском языке?(10) Перечислите их.
- А сколько гласных звуков?(6) Перечислите их.
Работа со словами(картинки на экране)
- Что изображено на картинках?
-В каких словах спрятался звук а? (астры, гора, маски)
Запишите эти слова: астры,маски,гора.(на слайде)
-Поставьте ударение в словах.
-А теперь давайте посчитаем сколько букв а в этих словах ?(3)
-Сколько звуков а прячется в словах?(4)
- А почему так
Давайте сравним произношение и написание слов
-Что вы заметили?
- В каком слове произношение не совпадает с написанием?(гора)
- А почему в слове пишется буква о?
Буквы гласных звуков в ударном слоге всегда произносятся чётко,поэтому мы их пишем так как слышим.
Буквы, которые стоят в безударных слогах не всегда пишутся так как произносятся.
-Какое проверочное слово надо подобрать, чтобы проверить написание?
-надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.
Антон подготовил нам стихотворение. Послушайте внимательно и скажите чем же мы сегодня будем заниматься на уроке.
Ученик рассказывает стихотворение : Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
3.Работа по теме урока
1.Упражнение «Сорви яблоко»
А сейчас мы с вами будем собирать урожай яблок, яблоки непростые, а с буквами.
Яблоки с буквами будем переносить в слова, будьте внимательны!
(работа с диском «Русский язык» - электронное приложение к учебнику)
У вас на столах конверты с буквами, приготовьте их.
Вывод: Какие буквы вы вставляли, перечислите их( А,О,И,Е,Я.)
Эти буквы требуют проверки если стоят в безударных слогах.
спишите любые 6 слов,но такие чтобы пропущенные буквы были разные.
2.Работа в парах «Кто быстрее соберёт пирамиду(тетр. с.37 упр.28)
А сейчас вы будете работать в парах
Ученики выполняют, потом проверка.
3.Физминутка(музыкальная презентация)
4.Работа с учебником( с.69 упр.14)
- Прочитайте выразительно загадку.
-Кто стоит среди травы?
-По каким особым приметам можно узнать этого зверька?(зверь лесной, встал как столбик, уши больше головы)
- Почему надо проверять написание выделенных букв в словах?(чтобы правильно писать, потому что эти буквы обозначают безударные гласные)
- Давайте объясним написание этих букв.
лесной( лес), под сосной(сосны),стоит(стой), травы( травы).
-Как быть с последним словом?
-Что вы заметили ?(пропущены 2 буквы)
Как будем проверять?(надо подобрать 2 проверочных слова)
Головы-головы, головушка
-А теперь посмотрите на слово-отгадку к этой загадке
-Как мы произносим это слово?
- А как пишем?
- Назовите опасное место в слове
- Попробуйте к нему подобрать проверочное слово
- Написание таких слов надо запоминать.
-А если мы забудем как пишется это слово(посмотреть в словарь)
-Как называется словарь, в котором мы будем искать написание слова?
(орфографический)
- Откройте орфографический словарь в учебнике и найдите как пишется слово заяц.
В словаре учебника мало слов и написание не всех слов можно узнать .Тогда вам на помощь придёт вот такой словарь, откройте его и найдите написание слова заяц
- А сейчас мы это слово запишем и запомним как оно пишется
Словарь:заяцПослушайте четверостишье :Едет зайка на трамвае.
Едет зайка, рассуждает:
Если купил билет,
Кто заяц или нет?
В каком ещё значении употребляется слово заяц?
(Пассажир, не имеющий билета)
Давайте мы с вами составим предложение о зайце.
Запишите предложение: Заяц зимой белый,а летом серый.
(повторяют правила записи предложении)
4.Рефлексия
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живёт Петя, и передала записку.
- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.
В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
- Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
- А мяч есть?
- Есть! Сейчас Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Петя.
Вместо мяча в руках у Пети было оружие фехтования – длинный деревянный меч.
Почему так получилось?
-Ребята, а вы как думаете, почему так получилось?(Дима допустил ошибку в слове мяч. Вместо слова мячом написал -мечом)
-Наверное, Дима не выучил правило о том, как проверять буквы безударных гласных в словах. Давайте ему поможем. Расскажите это правило. (чтобы проверить букву безударного гласного в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)
-Давайте хором прочитаем стишок, который читал Антон.
-Запишите слова мячом и мечом и к каждому слову подберите проверочные слова.(Мячом-мяч, мечом-меч)
5.Подведение итогов урока
На доске записаны начало предложений, продолжите их
Я знаю...
Я запомнил...
Я смог...
У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепестки. выберите лепесток . .соответствующий вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок. Я благодарю вас за работу.
Урок окончен!