Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Проверка безударных гласных в корне слова»




ХОД УРОКА
Орг. момент. (Слайды 1-2)
Минутка чистописания.
- Вспомните написание буквы, которая стоит в алфавите между буквами Б и Г.
- Какая это буква? (приложение 1)
- Какой звук обозначает буква в?
- Что вы о нём знаете?
-Запишите заглавную и строчную букву в. (Слайды 3-4) (приложение 2)
3. Актуализация знаний. (Слайд 5) (приложение 3)
-О каком времени года говорится в стихотворении?
Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поёт пичужек стая,- Значит, к нам пришла (весна)
- Какие услышали приметы весны?
- Какое «опасное» место в слове весна?
- Как его проверить?
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (весна – вёсны)
Сообщение темы урока.
- Чем будем заниматься на этом уроке? (ответы детей)
- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (таблица)
- Как их проверить? (Слайды 6-8) ( приложение 4, 5)
Способы проверки безударных гласных._________________
изменить форму слова подобрать родственное слово
трава - травы садовник – сад
Словарная работа.
(Звучит магнитофонная запись голосов птиц)
- Ребята, что вы слышите?
- Посмотрите, какие птицы прилетели к нам на урок?
(Слайды 9 -11) (приложение 6, 7, 8)
- Запишите название этих птиц. Сорока, ворона, воробей, скворец.
- Какое слово «лишнее»?
- Почему?
- Написание, какого слова можно проверить?
- Как? (скворец- скворушка)
Он прилетает каждый год. Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет.
- А какие птицы называются перелётные?
- Почему?
- В какое время года они к нам прилетают?
Работа по теме урока.
а) Вступительное слово учителя.
- Весна самое прекрасное время года. Вся природа пробуждается от долгой спячки. Начинаются распускаться первые листочки, появляются цветы на растениях. На Кубани весной воздух особенный, отличается своим ароматом. Он наполнен запахами цветущей черёмухи и сирени, как весенний снегопад летит повсюду тополиный пух, и всё вокруг пестреет разноцветными красками. И, конечно, слышны голоса перелётных птиц, которые вернулись из жарких стран. Весну воспевают музыканты, поэты, художники и простой народ.
б ) Работа с музыкальным произведением. (приложение 9)
Вот композитор П. И. Чайковский очень любил русскую природу. (Слайд 12) Сейчас вы услышите отрывок из его пьесы «Песня жаворонка». Постарайтесь услышать весну! (звучит музыка П.И.Чайковский «Песня жаворонка»)
- В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали лёгкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птицы.
- Составьте предложения о весне. (Выслушиваются ответы детей, записывается одно предложение и разбирается по членам предложения)
в) Работа по картине.
По народному поверью в день Герасима (17 марта) прилетают с зимовки грачи к своим родным гнёздам. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.
Посмотрите на картину А. Саврасов « Грачи прилетели». Это лучшая работа художника.
- Что вы видите на этой картина. (Слайд 13) (приложение 10)
- В старину говорили:
Коли грачи прилетели прямо на гнёзда - дружная весна.
Увидел грача – весну встречай.
(запись с комментированием и подбор проверочных слов)
-В каких словах безударную гласную в корне слова нужно проверить?
- Какое проверочное слово?

· - Как его правильно подобрать?
Физминутка (под музыку «Танец утят»)
- Назовите домашних птиц.
- Что весной происходит в их жизни? (появляются птенцы)
- Давайте покажем, как танцуют маленькие утята.
г) Работа с пословицей.
- Но не только художники и музыканты прославляли весну. В народе очень много пословиц о весне. Сейчас мы попробуем собрать пословицу, которую лёгкий весенний ветерок разбросал на доске. (самостоятельная работа учащихся) (слайд 14) (приложение 11)
Проверка: Грач на горе - весна на дворе.
( подбор проверочных слов)
д.) Звукобуквенный разбор слова ГРАЧ (Слайд 15) (приложение 12)

е) Работа в группах. (Слайды 16 -17) (приложение 13, 14)
- Для следующей работы мы разделимся на группы.
- Ребята, о каком времени года идёт речь на уроке?
- А сейчас посмотрите внимательно на схему и составьте по ней предложение.
- Каждая группа составляет своё предложение, а потом выберем лучшее.
Разбор: О чём будет говориться в предложении?
Что она сделала?
Назовите главные члены этого предложения.
( Запись и разбор в тетрадь лучшего предложения)
ж) Определение на слух и запись в тетрадь слов с безударными гласными в корне.
- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Многие поэты воспевали весну. Вот один из них Ф. И. Тютчев (приложение 15). (Слайд 18)
- Прослушайте стихотворение Тютчева «Весенние воды» и постарайтесь услышать слова с безударными гласными в корне. (Слайд 19)
(звучит магнитофонная запись стихотворения Ф.И. Тютчев «Весенние воды») (приложение 16)
Весенние воды.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят
Они гласят во все концы:
« Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
- О чём пишет поэт?
- Что он нам хочет сказать этими строками?
- Какими словами он описывает весну?
-Теперь я вам читаю это стихотворение, а вы в столбик записываете слова с безударной гласной в корне (при проверке записываем проверочные слова)
Проверка: полях - поле
белеет - белый
весной - вёсны
бегут - бег
гласят - глас
концы - кончик
весна-вёсны
гонцы – гонщик
з) Работа по учебнику.
Упражнение 317.
- Сколько предложений в тексте?
- Спишите текст, поделив его на предложения.
( Составление текста из отдельных предложений.)
Домашнее задание. ( Слайд 20) (приложение 17)
-Составить и разобрать предложение о приходе весны в ваш дом.
Итог урока. Рефлексия.
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Наше путешествие в мир природы не окончено. Вслушайтесь в песню весны, и вы очутитесь в мире прекрасного, который зовётся природой. Слушайте и смотрите весну! (Слайд 21)
(Картины весны, звучит музыка В.Алексеев «Песенка Капель»)





15