Конспект урока окружающего мира на тему: Кто такие насекомые? (1 класс)

Конспект урока

по окружающему миру



Кто такие насекомые?











Учитель: Рябова Ольга Николаевна
Класс: 1
Программа: А.А.Плешаков
«Окружающий мир»
Тип урока: комбинированный






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Асмоловская средняя общеобразовательная школа»

Цели:
Познавательные
-формирование первичного понятия «насекомые» как группа животных;
-формирование представлений об отличительных признаках насекомых от других групп животных.
-расширение представлений о многообразии насекомых и их значении в жизни человека.

Развивающие:
-развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
-развитие умения извлекать информацию при работе с иллюстрациями;
-развитие логического мышления на основе отработки логических операций (развитие логических УУД):
а) анализ – при выявлении существенных признаков насекомых;
б) установление причинно-следственных связей между строением ротовых органов насекомых и видом пищи, которым они питаются;
в) сравнение - при установлении различий и сходства между группами животных;
г) обобщение при формулировке понятия о насекомых как группе животных.
- развитие умения работать в паре (коммуникативные УУД)
- развитие самоконтроля при выполнении заданий в тетради.

Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к насекомым и окружающей природе;
- воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира;
- воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Оборудование:
Для учителя - компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь на печатной основе, иллюстрации насекомых (коллекции насекомых), карточки «отличительные признаки насекомых».
Для обучающихся - учебник, тетрадь на печатной основе, атлас-определитель, карточки для проверки материала, изученного на предыдущем уроке (6 шт), цв. карандаши.

Ход урока

Организационный момент (2-3мин)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, цв. карандаши, тетрадь на печатной основе).
- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).
- Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.

II. Проверка домашнего задания по теме «Что такое хвоинки?»
1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам).

Карточка №1.
1.Данные растения разделите на две группы. Для этого, растения 1 группы обведите синим карандашом, а растения 2 группы - красным карандашом.








2. Подпишите названия каждой группы: __________________________________________
__________________________________________





Карточка №2.
1. Нарисуйте особенности расположения хвоинок каждого дерева.








_________________ ____________________

2. Подпишите названия хвойных деревьев.



Карточка №3.
1. Определите, каким деревьям принадлежат данные листья (укажи стрелками).











2. Найдите лишний рисунок. Подпишите название дерева.____________


Карточка №4.
1. К какой группе растений относятся данные деревья?








_________________________________________
2. Отметь знаком «+» деревья, которые зимуют с листьями (хвоинками).



Карточка №5.
Подпишите названия деревьев, которым принадлежат данные хвоинки.






___________________ ________________ ___________________

2. Отметь знаком «+» дерево, которое сбрасывает свои хвоинки на зиму.



Карточка №6.
1. Найди и исправь ошибки (укажите стрелками).

Лиственные Хвойные






2. Напишите их главный отличительный признак.

листья - ________________ листья-________________
2) Фронтально-устный опрос.

- Какую проблему мы решали на прошлом уроке? (Мы узнали, что такое хвоинки)
-Кто скажет, что такое хвоинки? (Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок).
-Как называются такие деревья? Приведите примеры. (Деревья с хвоинками называются хвойными. К ним относятся ель, сосна, лиственница)

3) Индивидуально-устный опрос.
-Чем похожи и чем отличаются ель и сосна? (Общее: это хвойные деревья.
Отличия: 1) ель имеет треугольную форму, а сосна овальную.
2) ветки ели растут от ствола вниз, а у сосны – в стороны.
3) хвоинки у ели растут по одной, а у сосны по парам.
4) у ели шишки овальные, длинные, гладкие, а у сосны - круглые, раскрытые.

Обобщение по домашнему заданию.
-Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Что такое хвоинки?» и узнали, как называются такие деревья и чем они отличаются от лиственных деревьев.

III. Изучение новой темы (20 мин).
1.Введение в тему (актуализация знаний)
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим. Мы отправляемся в лес.
- Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка вопросик. Здесь живут его друзья-животные.
- Но кто же они? Догадайтесь! (Бабочки, жуки, стрекозы,..)
* Определение цели урока. (Разгадывание загадок.)
- Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать, о ком идёт речь.
1. Прыгает пружинка -
зелёная спинка.
С травы - на былинку,
с ветки на тропинку. (кузнечик)


2. От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает. (бабочка)

3. Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят - у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я - .(оса)

4.Домовитые хозяйки
Пролетают над лужайкой.
Похлопочут над цветком -
Он поделится медком. (пчелы)

5. Не зверь, не птица
Нос, как спица.
Летит пищит,
Сядет молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (комар)

6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

7. Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт, ещё и кусаться начнёт.(муха)

Дети называют друзей Муравьишки. Учитель вывешивает на доске соответствующие картинки.
- Каким словом мы можем назвать этих животных? (Насекомые.)
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)
- Откройте учебники на с.32 и прочитайте тему нашего урока. (Кто такие насекомые?)
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: познакомимся..(с насекомыми как группой животных)
научимся определять.(насекомых)


3.Изучение нового материала.
План изучения темы по содержанию.
1.Понятие «насекомые».
а) строение насекомых (работа с иллюстрацией в учебнике на с.32 внизу)
б) выделение множества признаков:
- 6 «ног»
- тело состоит из головы, груди, брюшка;
- наличие усиков;
- 2 пары крыльев.
в) выделение существенных признаков насекомых:
- 6 «ног»
2. Питание насекомых (виды ротовых органов):
3. Охрана насекомых.


- Посмотрите на этих насекомых и скажите, что у них общего? (Предположения детей).
1. Работа по учебнику.(с.32)
Отгадайте загадку. О ком в ней говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
- Рассмотрим бабочку.
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

Беседа по иллюстрации.
- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)
- Сколько мы видим? (Два.) Почему? (бабочка сложила крылья)
- Сколько ног у бабочки? (Шесть)
- Так почему эта группа животных называется «насекомые»? (Предположения детей).
- Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки).



2. Физминутка «Кузнечики»
Звучит запись первого куплета песни «В траве сидел кузнечик», дети подпевают и выполняют ритмические и танцевальные движения.
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

3. Определение признаков насекомых.
По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.
- Ребята, давайте посмотрим, по каким признакам мы можем отличить насекомых от других животных.
1 признак
«6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания.
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (наличием 6 ног)
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, лапки)
Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»

- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено на части)
3 признак
«наличие усиков»
-А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
-А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).
-Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
-Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак
«наличие двух пар крыльев»
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных? (6 ног, две пары крыльев , есть усики, строение тела другое)
-Что помогает их передвижению? (крылья)
-У животных, какой группы тоже есть крылья? (у птиц) Сколько их? (пара)
-Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)
Появляется табличка «две пары»
- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

4.Питание насекомых
-А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
-У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые)
-Верно, попробуйте сами определить, каким насекомым соответствуют данные предметы.
(Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка)


5.Беседа по охране насекомых.
-Ребята, скажите, зачем нам нужны насекомые? (Они опыляют растения, ими можно любоваться)
- А что будет, если исчезнут все насекомые? (Погибнут растения, будут голодать другие животные – насекомых надо охранять))
-Верно, вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.
-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)
-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.
- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий, и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.
-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

IV. Закрепление.
1. Работа по учебнику (стр.32, 33)
а) работа по иллюстрации стр.32.(внизу)
- Кто прилетел к бабочке? (стрекоза и божья коровка)
Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку.
- Это насекомые? Докажите. (У них тоже есть голова, грудь, брюшко; 6 ног у каждого; у стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей).

б) работа по иллюстрации стр.33
1) работа с атласом-определителем. (иллюстрация вверху)
- Обратите внимание на правую страницу (с.33). Это насекомые? (Да, у них по 6 ног)
- Каких насекомых вы видите? (кузнечик, комар, шмель, оса, муха, жук)
-Все ли насекомые вам известны, если нет, то проверьте себя по атласу определителю.

Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

2) творческое задание по учебнику (работа с иллюстрацией внизу).
- Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.33)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)
- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки)
- Сколько туфелек принес Муравьишка Бабочке? Почему? (Бабочка –насекомое. У нее шесть ног.)
- Составьте сказочные истории по этим иллюстрациям.

в) работа по иллюстрации стр.32.(вверху)
- Найди рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)
- Почему? (У насекомых только 6 ног, а у них их больше)
- Кто знает, как называется это насекомое?
(Учитель показывает рисунок богомола в учебнике).
- Точно узнать название этого насекомого нам поможет Атлас- определитель «От земли до неба» (с.158)
- Найдите это насекомое в Атласе – определителе. Прочитайте название. (Богомол.)
Далее учитель читает информацию о богомоле.
- Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).
- Рассмотрите их внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что-то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела)

Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.
- А как же отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных? (Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног).
- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока? (Да)
- Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.33.

2. Работа в тетради на печатной основе (с.10)
- Откройте тетрадь на странице 10. Дорисуйте насекомым ножки. Сколько ножек нужно дорисовать?

3. Работа в парах.
Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:
Ла – ла – ла, на цветке сидит.. (пчела)
Са – са – са, не дает нам спать ..(оса)
Вей – вей – вей, травку тащит..(муравей)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



4. Индивидуальная работа по карточкам.
Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? (Никогда не ловить бабочек).



(Ответы: 1,3,4,2)












V.Рефлексия.
Продолжите предложение
«Я узнал», (новое о насекомых)
«Я повторил», (группы животных)
«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)
«Я запомнил», (чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)

VI. Итог урока. 
-Кто такие насекомые?
-Назовите основной признак насекомых.
-Приведите примеры насекомых.

VII. Домашнее задание.
Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить (из трех вариантов заданий)
1 вариант задания: Раскрась правильно бабочку или нарисуй свое насекомое.
2 вариант задания: Найди интересные сведения о любом насекомом и расскажи своим одноклассникам.
3 вариант задания: Сочини стих или придумай сказку о любом насекомом.








13PAGE 15


13PAGE 14215



сосна

дуб

берёза

ель

осина

Осина
Рябина
Клён
Берёза
Дуб
Ель


лиственница

ель

сосна

берёза

клён

лиственница

ель

сосна

дуб

липа

осина