Статья на тему:ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Шатравка Н.П.
Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 38

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме изучения психолого-педагогических основ формирования здоровьесберегающих навыков в процессе школьного обучения.
Ключевые слова: здоровьесберегающая педагогика, формирование навыков сохранения здоровья.

Трудно поспорить с тем, что здоровье детей - один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, учителей, общества в целом.
Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка 6 - 17 лет такой средой является школа, поскольку здесь ребенок проводит 70% времени[1].
Трудно представить себе в числе активных и полноценных участников учебно-воспитательного процесса ребенка или учителя, которых постоянно беспокоят боли, которые находятся в постоянном нервном напряжении, всего боятся.
Цель статьи. Изучение психолого-педагогических основ формирования здоровьесберегающих навыков в процессе школьного обучения.
Анализ публикаций. Проблема укрепления здоровья и формирования здоровьесберегающих навыков у детей нашла отражение в исследованиях: В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, Т.А. Репиной, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
Изложение основного материала. Когда-то целью школы было: научить как можно больше людей читать и писать. Сейчас главная цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить во время учебы знания, которые понадобятся ему в будущей жизни.
Осуществление отмеченной цели возможно при условии использования здоровьесберегающей педагогики.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических изъянов .
“Иметь хорошее здоровье - это иметь чувство наивысшего блаженства, которое позволяет человеку говорить с удовольствием: “Я чувствую себя чудесно! Я живу чудесно!” - писал творец одной из популярных сегодня систем оздоровления Бречч. Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведет одна дорога - крепкое здоровье”[4].
Василий Александрович Сухомлинский писал в своей известной книге “Сердце отдаю детям”: “Я не боюсь еще и еще раз говорить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”[3]. По мнению великого педагога, школа и учитель в частности должны активно участвовать в сохранении здоровья учеников.
Исследованиями доказано, что во время учебы в школе прогрессируют отклонения в состоянии здоровья, растет количество хронических заболеваний, ухудшается психическое развитие детей. Все это требует от учителей поиска новых педагогических подходов, использования специальных методик, которые бы способствовали сохранению здоровья детей, формировали у них навыки здорового образа жизни.
В современном образовании формирование здоровья учеников осуществляется на основе разных подходов. Одним из главных подходов является компетентностный, согласно которому, результатом образования должно быть приобретение учеником здоровьесберегающих навыков, то есть свойств, направленных на сохранение здоровья своего и окружающих.
Основная роль в здоровьесберегающей деятельности любого образовательного заведения отводится грамотной организации учебного процесса. Каждый педагогический работник должен работать по модели здоровьесберегающей среды, наиболее значимыми компонентами которой являются:
-создание комфортных условий обучения (расписание уроков, перерывов, режимные моменты);
-использование оздоровительных методик, которые регулируют двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Модель комфортной образовательной среды с использованием реабилитации работоспособности школьников реализуется путем оптимизации и гуманизации учебного процесса, которые возможны с помощью:
- применения разноуровневого обучения;
- глубокой дифференциации и индивидуализации обучения;
- широкое использование современных педагогических технологий;
- интерактивного обучения;
- создания физического, физиологичного, психического комфорта для учеников;
- наставления учительского коллектива на создание отношений “учитель-ученик” по формуле “субъект-субъект”. Обеспечение позитивной мотивации учебы путем создания возможности успеха для каждого ученика;
- разумное уменьшение объема домашних заданий с целью предотвращения перегрузки учеников.
Важным условием проведения уроков является:
- учет периодов работоспособности учеников на уроках;
- учет возрастных и физиологических особенностей детей на уроках;
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- смену позы с учетом видов деятельности;
- использование оздоровительно-физкультурных пауз на уроках.
Практическая реализация заданий создания здоровьесберегающего жизненного пространства ребенка зависит, в первую очередь, от учителя, благодаря которому процесс обучению любой школьной дисциплине должен стать неотъемлемой частью сохранения ученика. Сам учитель должен служить образцом здорового образа жизни.
Особенно важная роль в организации сохранения и укрепления здоровья детей принадлежит учителю начальной школы, что предопределенно возрастными особенностями младших школьников. Ребенок этого возраста интенсивно развивается, формирующийся организм слишком чувствителен к любым неблагоприятным внешним факторам. Учитель начальных классов, как основной организатор учебно - воспитательного процесса может систематически и наиболее эффективно влиять на здоровое развитие своих воспитанников.
Важным условием в здоровьесберегающей работе также является сотрудничество с родителями учеников. На родительских собраниях следует рассматривать проблемы формирования у детей здоровьесберегающих навыков, а также проводить беседы и лекции с родителями. Например, на такие темы: “Условия успешного физического воспитания ребенка в семье”, Гигиеническое воспитание детей - основа здорового образа жизни и морали в семье”, “Проблема свободного времени и организации отдыха детей”. Проводить воспитательные мероприятия, на которых дети вместе с родителями соревнуются в спортивных конкурсах, играх, эстафета.
Творческий подход учителя, внедрение новейших технологий, проблемных ситуаций, задания развивающего характера, способствуют формированию у учеников здоровьесберегающих навыков, воспитание желания вести здоровый образ жизни и придерживаться правил безопасного поведения.
Следовательно, основными заданиями в процессе формирования здоровьесберегающих навыков у школьников в процессе учебы являются:
1.Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, которые обеспечивают психическое здоровье и комфорт учеников с помощью гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно - спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки объему информации, психофизическим возможностям ее усвоения; перевод традиционной информационно-объемной системы обучения в систему, которая учит учеников самостоятельно приобретать знания, свободно мыслить, применять полученную информацию на практике.
2. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха
учеников.
3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий.
4. Включение учеников в сознательную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни, обеспечения этого процесса.
5.Формирование культуры здорового образа жизни учеников как в учебное, так и внеурочное время.
Большая работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья осуществляется на уроках физкультуры. Важной составляющей в формировании у учащихся умений беречь свое здоровье являются спортивные секции и кружки.
С целью сохранения и стабилизации зрения школьников во время других учебных занятий следует выполнять зрительную гимнастику. Ее использование улучшает остроту зрения, снимает зрительное напряжение при письме и чтении, способствует психологической разгрузке, но одновременно и усталости. Две-три минуты таких упражнений вырабатывают у учащихся привычку постоянно заботиться о зрении, уделять внимание сохранению своего здоровья, формируют осознание необходимости ежедневной гимнастики.
Упражнения, сочетающие движения глазами, головой и туловищем, и выполняют стоя. Результатом таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, ориентация в пространстве, улучшение реакции на экстремальные ситуации (дорожно-транспортные и т.д.). Все эти упражнения занимают 2-3 минуты урока.
Развитие речи и интеллекта находится в прямой связи с развитием рук. К тому же хорошо координированной работы мелких мышц рук требует развитие письма. Можно помочь ребенку овладеть ею, используя пальчиковую гимнастику.
На занятиях по основам здоровья учащиеся знакомятся с физическими, духовными, эстетическими и социальными компонентами здоровья, приобретают навыки личной гигиены, учатся хранить и укреплять здоровье, оказывать первую помощь, осознают необходимость правильного поведения по отношению к себе и окружающей среде.
Важная роль в просветительской валеологической работе воспитания навыков здорового образа жизни принадлежит классному руководителю, его сотрудничеству с родителями учащихся. На родительских собраниях происходит обсуждение материалов медицинского обследования школьников, уровня физической подготовки учащихся, родители обмениваются опытом семейного физического воспитания детей.
Формируя здоровьесберегающие навыки, школа и семья учат детей жить без конфликтов. Учат укреплять, хранить свое и ценить чужое здоровье. С этими навыками детям прививаются принципы здорового образа жизни, усиливается мотивация к учебе.
Ключевыми, способствующими здоровью навыками, которыми должны владеть ученики для успешной социализации, являются:
- навыки рационального питания;
- навыки двигательной активности и закалки;
- санитарно-гигиенические навыки;
- навыки организации режима труда и отдыха;
- навыки самоконтроля;
- навыки мотивации успеха и тренировки воли;
- навыки управления стрессами;
- навыки эффективного общения;
- навыки предупреждения конфликтов;
- навыки сочувствия (эмпатии);
- навыки поведения в условиях давления;
- навыки сотрудничества;
- навыки самосознания и самооценки;
- определение жизненных целей и программ;
- анализ проблем принятия решений[2].
Заключение. Таким образом, основными заданиями в процессе формирования здоровьесберегающих навыков у школьников в процессе учебы являются: создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, которые обеспечивают психическое здоровье и комфорт учеников с помощью гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно - спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки объему информации, психофизическим возможностям ее усвоения; перевод традиционной информационно-объемной системы обучения в систему, которая учит учеников самостоятельно приобретать знания, свободно мыслить, применять полученную информацию на практике.

Литература

1.Жирова, Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников//Т.М. Жирова. - М.: Панорама, 2009. – 144 с.
2.Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков - М: Академия, 2009. - 340 с.
3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Минск:Народная асвета, 1982.-407с.
4.Харламов, И. Ф. Здоровый образ жизни в школе: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп//И.Ф. Харламов. М.: Высш. шк., 2011. – 576 с.




Довідка про автора

Шатравка Наталія Петрівна
Місце роботи: Харківська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 38 Харківської міської ради, Харківської області.
Посада: вчитель початкових класів
Контактний телефон: 099-371-16-31
Електронна скринька: shatravka.natalya@yandex.ru