Методический материал на тему Методы и приёмы формирования контрольно-оценочных умений учащихся начальных классов


Методы и приемы формирования контрольно-оценочных умений у учащихся начальных классов
Результативность и успешность работы по формированию контрольно-оценочных умений у младших школьников в значительной степени зависит от выбора методов и приёмов обучения. В понимании метода обучения мы разделяем позицию Ю. К. Бабанского, который трактует метод как «способ взаимодействия учителя и учащихся, направленный на достижение учебных целей» . Наряду с термином «метод» в педагогической литературе используется термин «прием», т.е. составная часть метода. Прием подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом, так как не имеет самостоятельной учебной задачи. В разных условиях, считает Ю. К. Бабанский, метод может стать приемом. Однако такое разграничение условно в зависимости от того, с какими понятиями соотносить понятия метода и приема.
В научно-методической литературе представлены различные методы и приемы формирования контрольно-оценочных умений у учащихся начальной школы. Так, М. В. Енжевская считает, что для формирования у школьников контрольно-оценочных умений «целесообразно создавать особые ситуации «недоопределённости» или давать им задания с недостающими данными» . В такой ситуации ученик сначала понимает границу между тем, что он знает, и тем, чего он ещё не знает; затем он, осознавая свое незнание, словесно формулирует его в виде учебной задачи, т.е. осмысливает цель. На этом этапе формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности. Кроме того, осознание способа действий позволяет ученику обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять и контроль, и оценку собственной деятельности. Кроме этого, М. В. Енжевская справедливо указывает на то, что успешное формирование контрольно-оценочных умений возможно лишь в форме сотрудничества. «Сотрудничество, – пишет автор, – должно быть представлено как в форме учебного сотрудничества со взрослым, так и в форме учебного сотрудничества со сверстниками, так как разные типы учебного сотрудничества оказывают качественно неодинаковое влияние на формирование различных действий. Учебное сотрудничество ребёнка со взрослым необходимо детям для освоения действий по образцу. Организация сотрудничества со сверстниками осуществляется через выведение взрослого как носителя рефлексии из структуры совместных действий ребёнка и взрослого и передачу рефлексивных функций ребёнку» . В связи с этим, по мнению М. В. Енжевской, после каждого задания необходимо предлагать детям вопрос, требующий осознания учениками цели изучения предмета и, следовательно, стимулирующий рефлексию. В схеме каждого урока должен быть выделен этап для постановки цели деятельности.
Г. А. Рубцова обосновывает мысль о том, что результативность формирования контрольно-оценочных умений учащихся зависит от степени сформированности у них адекватной самооценки. Для повышения самооценки учащихся автор рекомендует использовать следующие приемы:
1. Никогда не говорите ученику о его плохих результатах.
2. Сообщите ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.
3. Чтобы закрепить у ученика положительное впечатление о достигнутых результатах, предложите ему выполнить задания легкого для него уровня, но при этом не сообщайте ученику, что он выполняет легкое задание.
4. Постарайтесь, чтобы к каждому ребенку одноклассники относились доброжелательно, особенно к тем ребятам, о которых первоначально сложилось отрицательное мнение .Для овладения контрольно-оценочными умениями Г. А. Рубцова считает наиболее целесообразным использовать задания на сравнения, т.к. оценка – это и есть сравнение результата с эталоном. Для того чтобы учащиеся могли оценивать свои достижения, необходимо познакомить их с критериями оценивания и «инструментом» оценки. С этой целью учитель вводит знак сомнения (?) и знак уверенности (!). Для оценивания устной работы учащихся Г. А. Рубцова предлагает использовать цветовые сигналы: красный цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой; зеленый цвет – допущены неточности; синий цвет – надо постараться, и успех придет . Автор выделяет следующие этапы самостоятельного контролирования:
1. Предоценка. Оценивание работы с использованием знаков сомнения и уверенности.
2. Коллективная или самостоятельная проверка задания при помощи самопроверки или взаимопроверки.
3. Сравнение своего результата с правильным результатом.
4. Повторное оценивание своей работы (подтвердилась предварительная оценка или нет) .С точки зрения О. В. Браницкой, контрольно-оценочные умения младших школьников формируются наиболее успешно посредством следующих приемов: «Верно – неверно», «Затруднение», «Знание о незнании», «Гипотеза», «Таблица», «Отсроченный контроль», «Знаки», «Загадка», «Составление памятки (телеграммы)», «Письмо по кругу» и др. .Прием «Верно – неверно» чаще используют на стадии закрепления пройденного материала, но эффективность его на этапе актуализации, когда дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, многократно возрастает. Изучив материал, можно вернуться к подобным вопросам, чтобы выяснить, какие утверждения были изначально верны. Применяя этот прием, можно научить детей выделять ключевые моменты темы; кроме того, прием помогает удерживать внимание младших школьников .Прием «Затруднение». Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» на этапе изучения нового материала при самостоятельной записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л..сной, гр..бник и других есть слово на ветк.. и букву в окончании проверить привычным способом нельзя. Такой прием способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания. Применяя этот прием, можно научить школьников изменять привычный способ действия.
Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его. На этапе изучения нового, когда известны лишь направление или общая тема урока, попросите учащихся сформулировать свое незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?» .Общие и существенные свойства предметов и явлений поможет установить прием «Гипотеза». При изучении на уроках по предмету «окружающий мир» в I классе темы «Птицы», когда донаучные знания детей о птицах не согласуются с новым определением этого понятия, полезно выдвинуть предположение, что если птицы – это животные, которые летают, то муха – птица, а страус и курица – нет. В процессе доказательства первоклассники выявляют существенные признаки, которые делают птицу птицей. Такой прием учит не только точности формулировок и определений, но и помогает овладевать понятиями и осознанно применять их .
Связь между отдельными понятиями поможет установить прием «Таблица». Например, на уроке обобщения знаний о самостоятельных частях речи будет полезнее предложить учащимся самостоятельно составить таблицу «Части речи», а не использовать готовую, предложенную в учебнике. В процессе работы над таблицей учащиеся наглядно могут проследить и общее значение частей речи, и их морфологические признаки, и синтаксическую роль .Прием «Загадка» способствует развитию умения анализировать собственный опыт, умение дополнить его и, если это необходимо, грамотно и эмоционально изложить (устно и письменно). Прием «Составление памятки (телеграммы)» учит отбирать важную информацию, минимизировать ее, учит лаконичности и четкости формулировок. Такие приемы, как «Зигзаг» и «Ты – мне, я – тебе», не только учат детей работать в группе, но и приучают их согласовывать знания и мнения. Прием «Письмо по кругу» помогает научиться размышлять на заданную тему, согласовывать и сопоставлять собственный опыт с опытом другого .
Л. Н. Чипышева, рассматривая контрольно-оценочные умения как важнейший структурный компонент общеучебной компетентности, рекомендует использовать для их формирования следующие приемы: «Ситуация успеха», ретроспективная самооценка, комментирование устных ответов, взаимное рецензирование, взаимодиктанты, игра «Научи меня», работа с алгоритмами, работа с образцом, «Проверь себя», дневник достижений, гибкая система балльной оценки, портфолио, прогностическая самооценка, задания-ловушки трех видов, определение степени трудности задания, проблемное обучение, продуктивные задания на воспроизведение новых знаний, «Праздник успеха», составление проверочных заданий . Раскроем содержание некоторых приемов.
Ретроспективная самооценка. Формирование ретроспективной самооценки начинается с помощью «линеечек» – инструмента небаллированной оценки, разработанной Г. А. Цукерман на основе классического метода Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн .Взаимное рецензирование является разновидностью комментирования. Этот прием используется в 3–4-м классах при оценке творческих работ. После написания свободного диктанта, изложения или сочинения учащимся предлагается дать словесную оценку работы одноклассника. Каждый ученик сначала рассматривает и оценивает свою работу, затем работу одноклассника и вновь свою, в результате самооценка ученика становится более адекватной. Работа проводится индивидуально, каждый учащийся несколько раз выступает в роли рецензента .
В. Л. Королькова, осваивая на протяжении нескольких лет личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, пришла к выводу, что одним из средств развития у детей способности к самоорганизации, умения самоконтроля и самооценки является дневник, разработанный авторским коллективом «Школы 2100» специально для этой образовательной системы. При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Для этого на странице «Уровни твоих учебных достижений» есть характеристика трех уровней, которых может достигнуть ребенок: необходимого, программного, максимального. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, месяц. Для этого на листке «План моих дел» он отмечает, какие важные дела и в какие дни ему нужно сделать .
Е. В. Сергеева считает, что проблема формирования у младших школьников оценочной самостоятельности может быть успешно решена с помощью рабочей тетради с индивидуализированными заданиями, соответствующими разным уровням усвоения материала и направленными на формирование действий самоконтроля и самооценки. Особенность данной тетради – наличие дозированной помощи для учащихся, которая осуществляется путем «подсказок», где представлены пооперационные указания к ходу выполнения задания. При этом достигается та мера самостоятельности, которая в данный момент возможна для ученика. Ученик может выполнять задание полностью самостоятельно, если же он испытывает затруднения, ему предлагается помощь в виде подсказок, причем в некоторых заданиях они носят разноуровневый характер .
Л. А. Фролова считает, что задачу формирования контрольно-оценочных умений можно решить с помощью тестов по русскому языку. «Обычно в учебниках, – отмечает автор, – нет инструментария, позволяющего ученику проверить правильность выполненного задания, сверить свой результат с эталоном. Так учебная деятельность лишается корректирующей и мотивирующей основы. Наличие ответов в рубрике «Проверяю себя» поможет ученику объективно оценить свои действия, увидеть допущенные ошибки. Прием сличения своего результата с эталоном становится инструментом анализа ошибки, ее причины, выявления уже возникших и потенциальных затруднений, сбоев в операциональном составе действия и т.д. Таким образом, тестовые задания являются для ученика не только тренировочной практической работой, требующей применения имеющихся знаний, но и объектом познания» . Мы разделяем точку зрения Л. А. Фроловой о том, что тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель – ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала. Важно, чтобы вопросы и задания в тестах развивали мыслительные операции, учили школьников обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определенных способов действий.
В тестах по русскому языку целесообразно использовать задания открытого и закрытого типа . Для выполнения заданий открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов. Эти задания не имеют вариантов правильных ответов. Например: Чтобы правильно обозначить на письме парные звонкие и глухие согласные на конце слова или перед парными согласными, нужно ... Задания, требующие альтернативных ответов, предусматривают два варианта ответов: да – нет. При выполнении задания с множественным выбором ученик выбирает один или несколько ответов из предложенных вариантов. В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков. Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами – краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов .
З. Ю. Нестерова, акцентируя внимание на необходимости поиска принципиально нового подхода к оцениванию, который не только позволит устранить негативные моменты в обучении, но и будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности, в качестве эффективных методов и приемов формирования контрольно-оценочных умений выделяет следующие: 1) «Цветовые сигналы»; 2) «Волшебная линеечка»; 3) «Оценивание при помощи знаковых символов, используя ранее известные способы проверки»; 4) «Оценивание по заданной инструкции»; 5) «Солнышко»; 6) «Мы – вместе»; 7) «Радуга»; 8) «Древо творчества» .Г. А. Жеребцова, исследуя проблему взаимосвязи рефлексии и усвоения языкового материала, выделяет в качестве эффективного средства формирования контрольно-оценочных умений особую тетрадь для самостоятельной работы, состоящую из трех разделов и приложения . Первый раздел «Проверь себя» состоит из четырёх подразделов. В первом из них «Что ты уже знаешь» ученику предлагается вспомнить необходимый минимум пройденного материала. Следующие три подраздела направлены на выявление пробелов в знаниях и умениях по изученному на уроках материалу. Второй раздел «Путь к успеху» содержит тренировочные упражнения, которые снабжены «ключиками» для самоконтроля. Если в разделе «Проверь себя» ученик выполняет все упражнения, то в разделе «Путь к успеху» он вправе выбрать необходимые, на его взгляд, упражнения.
Учитель сообщает ученику, что, не выполнив рекомендуемые тетрадью задания, он может допустить ошибки в следующем разделе «Проверь свои умения» и уровень его знаний и умений не повысится. Третий раздел «Проверь свои умения» включает тесты и ответы к ним, при этом не только указан правильный ответ, но и дана рекомендация к каждому заданию. Эти рекомендации направляют ученика к конкретному материалу из справочника и к определённым упражнениям, помогающим ликвидировать пробелы. Результаты первого тестирования ученик отмечает на «Шкале успеха». В случае недостаточного количества баллов учитель советует ученику самостоятельно отработать те задания, в которых он допустил ошибки, и через несколько дней выполнить тест ещё раз. Результаты второго и последующих тестирований ученик отмечает на шкале и, соединяя точки линией, может наглядно проследить успешность своей работы . Немаловажную роль в формировании контрольно-оценочных умений играют приложения:
– «Ключики», где даны верные ответы и образцы правильного выполнения упражнений, что позволяет выяснить свой уровень по изученному материалу и способствует формированию у младших школьников навыков самоконтроля (если ученик проверил себя и увидел, что допустил ошибку, он может выполнять это задание уже в обычной тетради до того момента, как перестанет эту ошибку допускать);– «Справочник» содержит конкретные теоретические сведения из учебника русского языка по теме .
Как отмечает Г. А. Жеребцова, практика использования тетради показала, что учащиеся стали чаще осуществлять контроль и давать оценку выполненным действиям, овладели умением не только определять успешность выполнения своей работы, но и самостоятельно выбирать объём и содержание необходимого материала для ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
Е. Г. Кузьмина, подробно изучив все виды и формы содержательной оценки, выделяет следующие средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности: 1) рейтинговая контрольная работа; 2) «Подиум» (место для презентации детских работ); 3) «Карта успеха» + методика «диагностика самоконтроля»; 4) «Рефлексивная карта ученика»; 5) «Портфолио ученика»; 6) презентация исследовательских проектов. Кратко охарактеризуем названные средства .Рейтинговая контрольная работа. Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и
определение рейтинга (кто на каком месте). Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг должен быть анонимным .«Подиум». Место для презентации детских работ. Это место для представления детьми выполненных работ. Так, попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги .«Карта успеха» работает на ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует его самостоятельность и ответственность. На начальном этапе в 1-м классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, умный вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливается учебный опыт, определённые знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учитель во 2-м классе вводит разбор ошибок, допущенных учениками, выписывает их на доску и предлагает создать игровую ситуацию. Затем ученик ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, например какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике, объясняет свою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе». Методика «диагностика самоконтроля» подразумевает отслеживание развития навыков самоконтроля. Методика эта трудоёмка, так как применяется индивидуально. Используемый материал – карточки с заданиями .
«Рефлексивная карта ученика». Для учителя – это средство оценивания
интеллектуальных проявлений учащегося, уровня овладения им предметными знаниями, умениями, навыками. Для младшего школьника эта карта помогает дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы. «Рефлексивная карта» представляет собой листы бумаги – они вклеиваются в дневник ученика, где отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения. Набор рубрик, вносимый в карту, составляется учителем. В конце каждой четверти ученик (ему эту работу помогает выполнить «Карта успеха») и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки. Например: ! – знаю или умею очень хорошо; * – иногда ошибаюсь; ? – пока самостоятельно не выполняю. Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит свои коррективы .«Портфолио ученика». Цель составления портфеля учебных достижений для ученика – выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Материал собирают сами школьники, обсуждая его с учителем и родителями. Элементы портфолио переходят вместе с учеником из класса в класс. Это оглавление, работы учащихся по русскому языку и математике (итоговые контрольные работы, тестовые и зачётные работы, лучшие тетради), творческие работы (лучшие сочинения, изложения, рассказы и стихи собственного сочинения), образцы художественного и технического творчества (лучшие рисунки, поделки), исследовательские проекты, «Карта успеха», достижения (различные грамоты, дипломы, наградные листы). Весь материал ученики собирают в папку с прозрачными файлами. Работа по технологии портфолио позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании их самооценки, определить преобладающую мотивацию ребёнка .Презентация исследовательских проектов. Оформление результатов проектов происходит в виде газет, рефератов, сборников задач, сценариев праздников и т.д. .Е. В. Ишмаметьева выделяет целый комплекс психолого-педагогических условий, способствующих формированию контрольно-оценочных умений: а) культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком; б) формирование учебной самостоятельности младшего школьника; в) создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности; г) использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности; д) обучение младших школьников приемам самоконтроля; е) обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата; ж) осуществление целенаправленной работы с родителями . Для реализации этих условий Е. В. Ишмаметьева рекомендует использовать разнообразные формы работы: работа в парах; работа в творческих группах; индивидуальная работа учителя с учеником; индивидуальная работа родителя с учеником; самостоятельная работа учащегося . Для формирования у младших школьников контрольно-оценочных умений, по мнению автора, целесообразно использовать такие формы оценивания:
1. Папки индивидуальных достижений (контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по основным предметам).
2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов («круг» – тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» – тема в целом усвоена; «треугольник» – тема усвоена не до конца; «отрезок» – тема не усвоена).
3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника .Таким образом, теоретическое осмысление дидактико-методических основ формирования контрольно-оценочных умений у учащихся начальной школы позволило нам выделить три этапа экспериментальной методики: этап самоконтроля, этап взаимоконтроля и оценочный этап. Цель первого этапа – сформировать у учащихся умения сравнивать результат своей деятельности с эталоном, образцом; осуществлять самопроверку по алгоритмам, памяткам. Основные методы и приёмы обучения: карточки самоконтроля (карточка-задание, карточка-ответ, информационная карточка); «Знаки»; тетрадь с индивидуализированными заданиями. Цель второго этапа – сформировать у учащихся умение проверять и анализировать результат деятельности одноклассников. Основные методы и приёмы обучения: «Научи меня», «Веер», «Взаимопроверка». Цель третьего этапа – сформировать у учащихся умения оценивать свою работу и работу одноклассников, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника). Основные методы и приёмы обучения: «Цветовые сигналы», «Волшебная линеечка», рабочая тетрадь с индивидуализированными заданиями. Перечисленные этапы, будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, образуют целостную систему, выступая как звенья единого процесса обучения. Границы между этапами условны, но каждый из них сохраняет свою специфику и характеризуется особой деятельностью учителя и учащихся.