Психолого-педагогические аспекты формирования культуры мышления школьников подросткового возраста (статья)


Психолого-педагогические аспекты формирования культуры мышления школьников подросткового возраста Статью подготовила:
Учитель ИЗО, Искусство
Лещенко Татьяна Александровна
На сегодняшний день в условиях современности подростковый период берет на себя возраст с 10-11 до 14-16 лет. Это совпадает с обучением детей в средней и старшей школе.
Психология подросткового возраста берет на себя разные аспекты: социальная, психологическая и телесная.
- в психологическом аспекте характеризуется формирование сознания.
- в социальном школьник имеет промежуточное положение между ребенком и взрослым
- в телесном аспекте происходят гормональные изменения
Каждый возраст является переходным, готовит маленького человека к взрослой жизни. Развитие всех сторон личности ребенка и интеллекта подразумевает подроста и взрослого к осуществлению общей деятельности. Это всевозможные игры, обучение, труд, общение. Все это попросту может отсутствовать в школе.
Ребенок в подростковом периоде имеет большие сложности в сознании, это видно в поведении и взаимоотношении с окружающими. В первую очередь играет физиология, связанная с прогрессивным ростом, созреванием организма. Ребенок ищет себя, пытается доказать свою правоту, имеет на сей счет свою точку зрения. Он может оспаривать это со взрослыми и здесь уже проявляется порой конфликт, не успешность. Все происходит на глазах у родителей, учителей, одноклассников и друзей. Ребенок может доверять, а может не доверять.
В реальной жизни, в семье подросток очень часто меняет свои интересы и мнение. Ребенок может показаться очень взрослым на размышление, но вскоре начинает капризничать как маленький ребенок. Готов принимать на себя серьезные решения и в тоже время оказывается безответственным. В быту это видно, например, уборка собственной комнаты. Меняются привычки, досуг, круг общения.
Более того, все это происходит в повседневной жизни, что порой приходится проблемы решать только родителям. Все эти противоречия вызывают порой плохую реакцию у взрослых, от сюда последствия конфликтов. Например, «Я могу уже многое делать сам и все сам решу, только дайте мне эту возможность!», читается так: «Я теперь главный! Будет все так как я скажу!» В итоге в семьях начинается разруха, борьба за власть. Для родителей – это, к примеру, забота о здоровье, благополучии и безопасности своих детей. Для подростка – убежденность в том, что он делает все правильно, и ничего плохого не происходит. Его не слышат родители и не хотят понимать.
Но любовь и уважение так просто не исчезают между детьми и родителями. Потребность участия и поддержка родителей очень важна со стороны, особенно когда ребенок формируется в подростка.
Отрочеством является период от 11-12 лет до 14-15 лет. В этом возрасте происходит много событий в жизни подрастающего человека. Внутренние конфликты с самим собой, с другими личностями так же.
В самом начале характеризуется черты, такие как стремление найти себя в общении со сверстниками, утверждение самостоятельности, независимости.
Подростковый возраст характеризуется как отчуждение от взрослых. Противостояние взрослым, отстаивания собственной независимости и права, в тоже время ожидания от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие, одобрение. Подрастающий ребенок начинает по-новому оценивать свое отношение к семье.
Важным атрибутом всего этого так же является общение со сверстниками, в психологическом плане. Общение с подростками, которые имеют такие же интересы, дает возможность посмотреть на себя, с другой стороны. Поделиться жизненным опытом, смотреть на себя по-новому. Дружба, общение позволит стать значимым среди ровесников. Дружеские отношения так же дадут возможность через доверительные отношения познать другого и самого себя.
Главное внимание в воспитании подростка следует учесть на развитии мотивации личности: Формирование мировоззрения, определения места в жизни, самосознание и познание.
Поэтому общение со сверстниками и взрослыми необходимо считать важным условием их личностного развития. Но часто все бывает наоборот, что ведет к тревожности, неуверенности в себе, связано с неадекватной точкой зрения. Все это больше и больше ухудшается если ребенок не получает нормального общения в кругу семьи.
При работе с подростками следует учесть его интересы и развить доверие к самому себе, по возможности воспринимать правильно свои способности, возможности.
Главное общение с окружающими для условия их развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту. Главная задача- переориентация общения с родителей на сверстников. Общение есть главный информационный канал.
Психология утверждает, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность принадлежности к группе и в обособленности (появление внутреннего мира подрастающего человека, хочется остаться наедине со своими мыслями и целями). Подросток думает, что он необычен, но в то же время выглядит, как и все остальные люди в его окружении. Желание потеряться в толпе.
Как развитие интеллектуальных способностей происходит развитие мышления на уровне теории и рефлексов. В этом возрасте появляется понимание что ты мужчина у мальчика или женщина у девочки. В тоже время подростки испытывают трудности в учебе, они забывают и переключаются на другие вещи, такие как влюбленность.
По словам многих экспертов, подростковый возраст самый трудный за всю историю жизни человека. Проявление негатива таким образом: Подросток отвергает все слова родителей, не только в теории, но и на практике. Если родители запрещают спиртное или курение, значит мне это интересно, это нужно попробовать. Не нужно что-то искать в детских вещах, такое поведение родителей позволит ребенку проявить недоверие со стороны. Это так же касается мобильных устройств, компьютера, если запрещать, то наладить отношения будет сложно в будущем.
Узнать о том, как подросток влюбился внимательные родители, смогут по некоторым признакам6
- Все меньше и меньше времени находится дома, если до этого его интересы были к примеру, в книгах или компьютере, то теперь этого нет. Необходимо поставить рамки в пределах разумного, все дозволенного.
- Больше сидит в чате или разговаривает по телефону. Если раньше это он делал при родителях, то теперь он скрывает все это
- Просит больше карманных денег. Это больше касается мальчиков. Необходимо платить расходы на свидания. Нужно постараться по мере возможности выделить ребенку сумму, иначе он сам начнет искать способ найти деньги.
- Меняется настроение, сегодня он или она летает в облаках, а завтра злиться.
- Появление контрацептивов, особенно это заметно у мальчиков. Не нужно поднимать панику, нужно понимать, что ребенок предохраняется и это лучше, чем он будет скрывать это. Необходимо провести разговор о методах контрацепции, какие бывают половые болезни и информацию о сексе.
- Изменение во внешнем виде, подросток проводит эксперименты во внешнем виде, обычно все это скоро заканчивается
Все эти признаки влюбленности условны, нужно открыто беседовать с детьми, о его чувствах, тогда можно найти понимание.