Статья Базовые принципы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы.


Ф.И.О. автора: Басалаева Марина Александровна
Должность, наименование места работы: педагог-психолог, муниципальное образовательное учреждение «Основная школа № 3»
e-mail: basalaeva_66@mail.ruномер телефона: +79108173493
Базовые принципы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы.
«Ребенок переживает не сам дефект, но "социальный вывих", к которому дефект приводит».
Л.С.ВыготскийАннотация.
Образовательное пространство школы представлено как значимый ресурс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий эффективно решать задачи формирования жизненной компетенции, в том числе социально-психологической адаптации ребенка в социуме. Раскрыты базовые принципы, определяющие профессиональную позицию специалистов сопровождения.
Abstract.
Educational space of school is presented as a significant resource for the support of children with disabilities to effectively solve the problem of formation of competence, including socio-psychological adaptation of the child in society. Disclosed the basic principles that define the professional position of professional assistance.
Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья; среда; сопровождение; интеграция; инклюзия.
Keywords: the child with disabilities, environment, support, integration, inclusion.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) в современной системе образования направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Наиболее естественными путями реализации этой задачи являются образовательная инклюзия и образовательная интеграция, которые рассматриваются, прежде всего, как средство социальной адаптации и реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.
На наш взгляд, школа сегодня – это чуть ли не единственное доступное для любого ребенка с ОВЗ пространство, где возможна организация и эффективное осуществление не узкоспециализированной (ориентированной только на медицинскую, социальную или психолого-педагогическую реабилитацию), а именно комплексной помощи.
Таким образом, введение ФГОС для детей с ОВЗ значительно повысило степень ответственности школы не только за качество обучения ребенка, но и за уровень сформированности его жизненной компетенции [1].
Эффективным социально-психологическим механизмом, способным обеспечить адекватную реализацию идеи успешной адаптации ребенка с ОВЗ в социуме, является сопровождение его в образовательном пространстве.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ОВЗ можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, оказание ей своевременной и эффективной помощи и поддержки, то есть создание тех необходимых условий, которые будут способствовать успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.
И здесь возникает ряд важных для практической деятельности вопросов. Первый из них касается профессиональной позиции «следующих рядом» - специалистов сопровождения. Если это позиция, ориентированная лишь на коррекцию дефекта, она не будет способствовать личностному росту и развитию ребенка.
Второй вопрос: насколько родители ориентированы на решение психологических аспектов проблемы ребенка? Практика показывает, что родители, как правило, больше обеспокоены коррекцией самого дефекта. К тому же, личностные ресурсы их самих также бывают истощены длительной стрессовой ситуацией, связанной с проблемами ребенка, и они также часто нуждаются в сопровождении. [2].
Указанные проблемы демонстрируют особую актуальность и необходимость изменения качества осознания специалистами и членами семей проблем ребенка с ОВЗ и путей их решения.
В нашей школе обучается более 110 детей с ОВЗ, что составляет четвертую часть всего состава обучающихся. Диапазон нарушений, вариантов их проявления очень разнообразен. В основном, все дети с ОВЗ частично, в том числе находящиеся в условиях обучения на дому, некоторые полностью интегрированы в образовательную среду. В школе есть общеобразовательные классы, классы для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития, умственную отсталость. Также в школе наряду с дошкольными группами общеразвивающей направленности работает дошкольная группа для детей с ОВЗ, имеющих сложный дефект. В службе сопровождения школы - 8 специалистов различного профиля (дефектологи, психологи, логопеды, социальный педагог).
Формирование общих представлений о принципах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является, на наш взгляд, очень важной задачей для специалистов школы.
Была проделана определенная работа в данном направлении, и в настоящий момент реализуемые программы сопровождения, в том числе индивидуальные, базируются на принципах, которые были приняты и взяты за основу всеми специалистами.
Принцип непрерывности сопровождения. Реализация этого принципа предполагает раннее выявление нарушений развития, непрерывное отслеживание его динамики, организация необходимой помощи и поддержки на протяжении всего периода обучения ребенка. Основные точки контроля: адаптация ребенка к детскому саду, психологическая, мотивационная готовность к обучению в школе, адаптация в 1 классе, психологическая готовность к переходу в среднее звено, адаптация в 5 классе, психологическая готовность к прохождению итоговой аттестации, готовность к профессиональному выбору. При выявлении неблагополучия разрабатывается программы коррекционной работы, в которую включаются необходимые специалисты и службы.
Реализация принципа интеграции представляется нам основным ресурсом развития ребенка с ОВЗ, поскольку предполагает взаимные изменения в системе «ребенок с ОВЗ – среда», а не просто приспособление среды под потребности ребенка. Профилактические, развивающие занятия специалистов, направленные на формирование межличностной толерантности, коммуникативных навыков, межличностных отношений в коллективах, коррекция внутрисемейных, детско-родительских отношений и другие способы изменения системы отношений ребенка и среды позволяют обеспечить ее развивающий характер.
Принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку предполагает максимальное развитие его индивидуальных психологических ресурсов, осуществление работы в соответствии с потребностями, возможностями, интересами ребенка. Очевидно, что при этом невозможно не сместить акцент с медицинского характера помощи на психологический и социально-педагогический.
Немаловажным принципом осуществления деятельности специалистов является командная работа. С одним ребенком работают 3-4 специалиста, что существенно повышает качество диагностики и коррекции, объективность оценивания результатов деятельности. Кроме этого работа в команде позволяет специалисту повысить собственную профессиональную компетентность, в том числе и за счет возможности получить профессиональную супервизию. При эффективной организации сопровождения родители ребенка также становятся участниками командной работы: присутствуют на занятиях, групповых, классных мероприятиях, получают консультации специалистов, выполняют развивающие упражнения дома, обучаются навыкам эффективной работы со своим ребенком, участвуют при составлении индивидуальных коррекционных программ, оценке результатов коррекционной работы, работают в составе психолого-медико-педагогического консилиума [3]. Кроме того, деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на включение в процесс сопровождения педагогов и, в первую очередь, через их психологическую подготовку для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям.
Таким образом, мы считаем, что эффективность сопровождения ребенка с ОВЗ, его социально-психологическая адаптированность напрямую зависит от того, насколько специалисты объединены идеей и философией инклюзивного или интегрированного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению такого ребенка, его семьи и других участников образовательного процесса.
Список литературы:
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Заборина Л.Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: монография. Чита, 2012, 180 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования (библиотека психолога-практика). – М.: АРКТИ, 2005, 336с.