Сценарий мордовского национального обряда Вербные кушанья


Сценарий мордовского обряда
«Эрьбань салмат» («Вербные кушанья»).
Выходят Женщина и девушка в мордовских костюмах.
1-й: Даша Орлова
2-й: Карина Магловец1-й: Шумбрачи!
2-й: Шумбрачи, вечкевикс ялгат!
1-й: Здравствуйте!
2-й: Здравствуйте, дорогие друзья!
1-й: Много славных и добрых дел, много хороших традиций в округе нашей.
2-й: Вот и мы решили вспомнить одну из них, в старину отмечавшуюся шумно и весело, а сейчас позабытую.
1-й: Это почему же позабытую?
(бьёт вербой другого)
2-й: Ой-ой, что это такое?
1-й: Да-да, так праздновали в старину вербное воскресенье. Большим уважением пользовалась верба у мордвы. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и животным.
Накануне девушки и парни справляли «Эрьбань салмат», то есть «Вербные кушанья». Собирались в «аштем-кудо» (жилой дом).
С древних времён повелось у мордовского народа перед каждым важным делом, большим праздником зажигать родовую свечу и просить благословения у своего Бога Инешккипаза.
(Уходят)
Входят девушки и юноши в национальных костюмах Яковченко Д., Волошин Д., Наврузова М..
В руках Волошина Д. разнос с угощением
Входит женщина по-старше (Орлова Д.)
Зажигает родовую свечу и начинает читать молитву «Пазморо» перевод говорит Магловец КаринаИнешкипаз! Вере Чипаз!
Верев кепедьсыне кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок,
Тонеть тече ознотонакТонеть лемс – ознотанок. Саик!
Инешке паз! Всевышний наш!
Мы вознесём руки свои к небу,
Земле родной поклонимся низко.
Тебе сегодня молимся,
Прими нашу молитву.
Тундо,тундыне! Тундо мазыйне!
Мастор ланга тон! Лембе максыйне!
Баславан эйсэнк, эрзянь раськеть.
Тидидедень кизэстеньтьУлест маней чить, лембе пиземнеть.
Шачост паксянок, тусто сюросо.
Касост кудованок, шумбраэкакшкэть! Весна,весна! Весна красна!
Силу ты дай моей матушке-земле.
Благославляю тебя, родная земля,
Чтоб этим летом были дни хорошие
Да тёплые дожди!
Родила бы матушка-земля добрый урожай.
Да в домах ваших здоровых детей!
Эрьба, матушка,
Эрьба, кормилиця!
Вана таргинек столенек.
Панинек кишнек-салонокПутынек ведра пуринекПештинек норов плошканокКирвастинек валдо свечанок,
максынек теть сюкпрянокПаро мельсэ сюконятано.
Даша Орлова подходит к Яковченко Д. приглашают в гости Верба, матушка,
Верба, кормилица!
Вот накрыли мы стол.
Напекли пирогов,
Приготовили угощения,
Наполнили свои плошки,
Зажгли родовую свечу,
Кланяемся тебе.
Хозяин: Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас!
Хозяйка:
Щедростью, радушием
Славен наш мордовский уголок.
Для гостей пироги мордовские
И медовый киселек!
Хозяин: Наш уют домашний каждому виден.
В тесноте быть может, да не в обиде!
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чай горячий на столе, пышки да варенье!
Приглашаем вас отведать наше угощенье!
Денис передает разнос Диме ЯковченкоЯковченко Д. «Хозяин» начинает угощать сначала жюри, затем зрителей 1 –го ряда, приговаривая: Угощайтесь, гости дорогие!
И затем уходит
Даша О. : Рано утром в воскресенье, когда солнце только вставало и первые лучи золотили крыши домов, молодежь группами обходила дома и веточками вербы хлестала спящих детей. При этом пели:
Вербань хлыст,
Верба кра!
Шумбраши максоза
шкайнясь! Вербный хлыст,
Вербная почка!
Пусть здоровье даст
покровитель!
Хлестали вербой и скот, чтобы был здоров. Хлестали и приговаривали (стихи для импровизации):
Тракскяй, лофцта андыняй!
Ёлма идень касфтыняй!
Эрь тялоня вазыяк
Кафтонь, кафтонь скалнят! Коровушка, молоком кормящая!
Детей растить помощница!
В каждую зиму отелись по два
теленка!
Волошин Д. проводит игру, сначала проговаривает правила игры: А сейчас я приглашаю зрителей повеселиться, поиграть в игру «Вербань хлыст»
(вызывает человек 8 и Краков М., и Кракова О.), далее объясняет правила игры: я попрошу всех встать в круг, я буду ведущим. В руках у меня ветка вербы, я иду за кругом, до кого дотронусь, тот должен подпрыгнуть. Кто не успел, тот водит. Итак, начинаем.
Звучит музыка мордовская
Денис: Спасибо всем за игру, прошу занять свои места.
После игры все выстраиваются в два ряда: юноши напротив девушек, хлещут вербными ветками, проходящего сквозь строй, проговаривая пожелания.
Карина: Верба, верба, верба хлёст,
Вставай рано, бей до слёз.
Вставай рано, молись Богу:
За курицу, перьицо, за красное яйцо.
Дима: Будь таким же сильным, как верба
Таким же здоровым, как её корни,
И таким же богатым как земля.
Денис: Верба, верба, верба хлёст,
Бьёт до слёз.
Верба синя, бьёт не сильно,
Верба красна, бьёт напрасно,
Верба бела, бьёт за дело.
Даша: Вай, спите, спите.
Не бойтесь, что проснётесь!
Вербой мы вас побьём
Для хорошего урожая,
Для доброго здоровья.
Мадина: Как вербочка растёт, так и ты расти.
Заканчивается игра, все уходят за кулисы. Остаются Даша, Мадина, Карина .Карина: Песни и пляски продолжались до глубокой ночи, а утром молодёжь ходила с ветками вербы по селу и пела песни.
Ближе к обеду всё село собиралось на берегу реки.
Начинались соревнования, состязания в песне.
Даша: А теперь мои девоньки,
Запевайте-ка песню.
Звучит музыка и песня
(исполняют Наврузова М., подпевают Магловец К., Орлова Д.Карина: Шумбра чи тенк, вий, валдо превть течияк, вандыяк! Сюкпря ваномань кисе!
Даша: Здоровья Вам, сил, светлого ума сегодня и всегда! Спасибо за внимание!
Литература:
Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа: Методический сборник.-Ульяновск: Сибирская книга, 2000.
Составители: Будылёва С.П., Чекулаева Н.В.