Открытый урок Северная Америка


Открытый урок 7 класс Дата:_________
Тема: Обобщение по теме «Северная Америка»
Цели и задачи урока:
образовательные:
добиться прочного усвоения учащимися знаний по изученной теме,
систематизировать и обобщить изученный материал;
развивающие:
продолжить развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к учебному труду,
побудить учащихся к активности на уроке,
вызвать любознательность.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Нам сегодня предстоит большая и интересная работа. Проверьте, пожалуйста, у всех ли на партах есть необходимые принадлежности. 
II. Постановка целей урока.
– Обратите внимание на доску: тема нашего урока «Северная Америка». Об этом материке мы с вами уже многое узнали. Попробуйте ответить на вопрос, для чего нам нужны эти знания? (ответы учащихся). Далее учитель обобщает полученные ответы: «Мы с вами живем в большом, разнообразном и интересном мире. На уроках географии мы познаем этот мир, знакомимся с разными странами. На предыдущих уроках мы изучали Северную Америку, уникальную природу этого материка. И наша задача сегодня обобщить, закрепить полученные знания о Северной Америке: её географическом положении, рельефе, природе и населении. 
III. Организация восприятия и осмысления информации.
– Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с выступления Коптяковой Валентины, которая познакомит нас с самыми удивительными объектами природы Северной Америки.
(Далее учащаяся читает доклад на тему «Самое удивительное в природе Северной Америки»)
– Мы послушали сообщение Вали. Хотелось бы узнать ваше мнение об услышанном: что вам показалось самым интересным? Что нового вы узнали из этого сообщения?
IV. Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера.
1) Фронтальный опрос
А теперь давайте перейдем к основной части урока. И начнем мы с небольшого опроса, который поможет нам еще раз вспомнить об особенностях географического положения Северной Америки. Я буду задавать вам вопросы, а вы попытайтесь на них ответить.
По физической карте Северной Америки определите, в каких полушариях относительно экватора и начального меридиана расположен материк. (С.Америка по отношению к экватору расположена в северном полушарии, а по отношению к начальному меридиану – в западном)
Водами каких океанов омывается материк? (На западе материк омывается Тихим океаном, на востоке – Атлантическим, на севере – Северным Ледовитым океаном)
Какой канал соединяет Северную и Южную Америку? (Панамский)
Какой пролив отделяет Северную Америку от Евразии? (Берингов)
Как называется скопление островов в Северном Ледовитом океане к северу от материка? (Канадский Арктический архипелаг)
Назовите самый большой по площади остров Северной Америки. (Гренландия)
Назовите самый большой по площади полуостров Северной Америки. (Лабрадор)
Назовите самый залив, расположенный на юге Северной Америки. (Мексиканский)
Назовите остров, расположенный к востоку от материка. (Ньюфаундленд)
Назовите полуостров, расположенный на юго-западе Северной Америки. (Калифорния)
2) Работа с географической картой
(2 ученика отвечают у доски)
1 ученик
моря: Баффина, Беринговозалив: Аляска, Гудзоновпроливы: Берингов, Гудзонов, Датскийканал: Панамский.
острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия
полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан.
равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Великие Центральные равнины.
2 ученик
горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Скалистые горы
вершина: гора Мак-Кинли.
вулкан: Орисаба.
реки: Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо,Святого Лаврентия, Юкон.
озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри. водопад: Ниагарский.
V. Работа по группам
1. Рельеф и полезные ископаемые
1. Используя карту «Строение земной коры», определите, на какой литосферной плите лежит материк С.Америка? (на Северо-Американской).
2. Каково строение Северо-Американской литосферной плиты, из каких структур она состоит? (она состоит из древней Северо-Американской платформы и складчатых поясов древней, средней и новой складчатости).
3. Какие горы на материке самые молодые по возрасту Кордильеры или Аппалачи и почему? (Кордильеры, так как они относятся к области средней и новой складчатости, а значит, образовались позже Аппалач, которые появились в эпоху древней складчатости).
4. В каких горах до сих пор происходит процесс горообразования, чаще бывают землетрясения и почему? (В Кордильерах, так как они моложе по возрасту и находятся на границе двух литосферных плит - Северо-Американской и Тихоокеанской. В результате их столкновения происходит погружение океанической плиты под материковую, край континентальной плиты сминается в складки, поэтому здесь образуется складчатый пояс или горы, происходят землетрясения, извержения вулканов).Повлияло ли строение земной коры на размещение полезных ископаемых материка? Если повлияло, то как?
Вывод: Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические - в складчатых поясах.
Рефлексия: Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
2. Климат. Реки и озера
1. Характеристика климатической карты Северной Америки по учебнику
2. Нанесите на контурную карту Северной Америки, при помощи условных обозначений, климатические пояса, в которых расположен материк. Арктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный.
3. Расскажите о реках и озерах Северной Америки и покажите их на карте у доски
Рефлексия: Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
3. Природные зоны
1. Какие ученые изучали территорию Северной Америки?
2. Нанести природные зоны Северной Америки на контурную карту и подписать их
3. Какие климатические условия в арктических пустынях? Короткое и прохладное лето, холодно очень.
4. Кто обитает в зоне тундры? Олени карибу, северные олени
5. Какие растения растут в тайге? Голубая ель, бальзамическая пихта, лиственница, красная сосна
6. Какие деревья преобладают в смешанных широколиственных лесах? Дуб, каштан, бук, липа, береза
7. Какие почвы характерны лесостепям и степям? Черноземы, каштановые почвы
Рефлексия: Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
VI. Формулирование выводов по изученному материалу.
Итак, ребята, мы с вами закончили изучение материка Северная Америка. Какой же вывод можно сделать из ранее изученного? (Ответы учащихся)
Вывод:
Природа Северной Америки очень разнообразна и сильно отличается от природы ранее изученных материков (Африки, Австралии, Южной Америки).
В отличие от ранее изученных материков Северная Америка является материком, полностью расположенным в Северном полушарии.
С.Америка, в отличии от Африки, Австралии и Южной Америки, расположена во всех климатических поясах, кроме экваториального.
Рефлексия:
Материал какой группы вам больше всего показался информативным?
Поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке? (надпись на стикерах)
Все молодцы, хорошо поработали, домашнего задания у вас не будет.
Если останется время: Видео о Долине Смерти