Обобщающий урок по географии по теме Северная Америка



Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Комсомольская СОШ №2»






«Северная Америка»
урок-путешествие
(7 класс)







Разработка урока по географии
учителя МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
Красновой Светланы Васильевны,
классическая линия Коринская В.А.
«География материков и океанов»













с.Комсомольское - 2015


Обобщающий урок по теме «Северная Америка» 7 класс

Цели урока:
Обучающая: закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы “Северная Америка”; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
Развивающая: продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа;
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в группах; воспитать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Оборудование: атлас, физическая карта Северной Америки, компьютер, проектор.
Тип урока: обобщающий.
Перед началом урока класс делится на две команды, и выбирается капитан каждой из них. На настенной карте Северной Америки с помощью булавок и нитки изображается маршрут путешествия. Таким образом, у учащихся наглядно будет представлен весь путь следования.

Ход урока
I. Орг.момент
Приветствие учащихся, проверка оборудования на рабочем месте.

Энергизатор: «Передай энергию». Участники стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Учитель посылает серию импульсов, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «Энергетизируя» группу (упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт.)
- Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки ).
- Учащиеся распределяются на 2 группы.
2. Создание игровой проблемной ситуации.
Сегодня на уроке мы закрепим знания о Северной Америке. Для этого мы отправимся в путешествие по материку и вокруг него с двумя командами и отважными капитанами. Во время путешествия на нашем пути могут повстречаться разные неожиданности и трудности.
- А именно где, в каких местах хотели бы вы побывать? (выслушиваются ответы учеников: долина смерти, национальный парк йоллоустон, гранд коньон, мамонтова пещера, .
- Ребята, а что необходимо для путешествия? (желание, деньги, знания.)
- Наверное, все же в первую очередь нам понадобятся знания. Мы должны четко представить куда идем, как идем, зачем идем. Давай те проверим ваши знания по Северной Америке, если знания позволят, то начнем наше путешествие.

-По физической карте Северной Америки определите, в каких полушариях относительно экватора и начального меридиана расположен материк. (С.Америка по отношению к экватору расположена в северном полушарии, а по отношению к начальному меридиану – в западном)
- Водами каких океанов омывается материк? (На западе материк омывается Тихим океаном, на востоке – Атлантическим, на севере – Северным Ледовитым океаном)
- Какой канал соединяет Северную и Южную Америку? (Панамский)
- Какой пролив отделяет Северную Америку от Евразии? (Берингов)
- Как называется скопление островов в Северном Ледовитом океане к северу от материка? (Канадский Арктический архипелаг)
- Назовите самый большой по площади остров Северной Америки. (Гренландия)
- Назовите самый большой по площади полуостров Северной Америки. (Лабрадор)
- Назовите самый южный залив, расположенный на юге Северной Америки. (Мексиканский)
- Назовите остров, расположенный к востоку от материка. (Ньюфаундленд)
- Назовите полуостров, расположенный на юго-западе Северной Америки. (Калифорния)
-Молодцы, очень хорошо вы знаете про Северную Америку. А теперь послушайте, пожалуйста, о самых , самых( выступление отдельных учеников)
«Самое удивительное в природе Северной Америки»
Природа Северной Америки особенна, и не похожа на природу материков, которые мы изучали ранее. На этом материке встречается много уникальных природных объектов. О некоторых из них я хочу сейчас рассказать.

1. Самое своеобразное на земном шаре море, «море в океане» - Саргассово. Площадь этого моря, расположенного в Атлантическом океане к юго-востоку от Северной Америки, около 7 млн.км2. Название моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в эти воды и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. «Гроздь винограда» по-португальски – «саргассо»- так и стал называться этот район Атлантики Виноградным или Саргассовым морем.(слайд 3)

2. Только на тонкой полоске суши вдоль побережья Северной Калифорнии в горах Сьерра Невада, длиной примерно в несколько сотен миль, прорастают секвойи. Эти вечнозеленые хвойные деревья являются самыми гигантскими в мире.
Из семечки размером с семечко помидора вырастают эти самые большие живые организмы на Земле, деревья достигают в высоту до 112 м, что сравнимо с 30-этажным небоскребом. Диаметр в основании до 12 метров.
Возраст самых гигантских деревьев - более 3000 лет.
(слайд 4,5)


3. Самое крупное скопление озер в мире – Великие Американские озера. Их пять – Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио и Эри. По площади озеро Верхнее превосходит озеро Виктория в Африке, а озеро Онтарио превосходит Ладожское в России, величайшее из европейских озер. Озера Онтарио и Эри соединены между собой рекой Ниагара, на которой расположен самый большой водопад Северной Америки – Ниагарский. (слайд 6,7)

4. Самый мощный водопад Северной Америки – Ниагарский, расположенный на границе двух стран США и Канады. Высота водопада составляет 53 м. На языке индейцев племени ирокезов Ниагара означает «Гром Воды». Красота этого чуда природы привлекает множество туристов со всего света. Наиболее красочный вид на водопад открывается с канадского берега. В нескольких сотнях метров ниже по течению от водопада через Ниагару перекинут «Радужный мост», открытый для передвижения легкового автотранспорта и пешеходов между двумя странами.(слайд 8)











– Мы послушали сообщение. Хотелось бы узнать ваше мнение об услышанном: что вам показалось самым интересным? Что нового вы узнали из этого сообщения?

II. Закрепление изученного материала – путешествие (слайд 9)
- Свое путешествие мы начинаем с южной точки материка Северной Америки – м. Марьято . На кораблях проплывем вокруг материка. Во время плавания вы должны описывать все географические объекты, встречающиеся у вас на пути.
Команды составляют список: морей, заливов, проливов, островов и полуостровов, крайних точек материка.

- Мы приплыли в Карибское море и на нас напали пираты .(слайд10)
Они плохо учили в школе географию и просят нас помочь отыскать географические объекты. Кто быстрее отыщет все объекты и правильно покажет на карте, та команда и выиграет.
Капитаны команд получают карточки с номенклатурой, быстро отыскивают все объекты на карте атласа и показывают их на настенной карте.
Кто быстрее отыщет все объекты и правильно покажет на карте
Географические объекты
Географические объекты

1.
Мыс Сент – Чарльз
1.
Мыс Марьято

2.
Полуостров Флорида
2.
Полуостров Лабрадор

3.
Мексиканский залив
3.
Гудзонов залив

4.
Большие Антильские острова
4.
Канадский Арктический архипелаг

5.
Великие равнины
5.
Центральные равнины

6.
Горы Аппалачи
6.
Горы Кордильеры

7.
Река Колорадо
7.
Река Миссури

8.
Озеро Виннипег
8.
Озеро Мичиган

9.
Вулкан Орисаба
9.
Вершина Мак – Кинли


- Но перед тем как нас отпустить, пираты просят нас отгадать загадку .. Ответом на загадку будет место, где пираты будут искать сокровища.
Загадка: Я в море островом лежу и на Америку гляжу(слайд 11) (Куба). (слайд12)

- Пираты нас отпустили и мы можем вступить на Землю!

Работа с географической картой
- Один из вас выходит к карте. Я называю главный объект, а ученик должен показать его на карте. Затем я называю другие объекты, а учащемуся необходимо по карте определить, в каком направлении расположены эти объекты от главного и показать их на карте.
Задание:
- В каком направлении от Гудзонова залива расположены: А) озеро Верхнее (южном); Б) полуостров Калифорния (юго-западном).
- В каком направлении от полуострова Лабрадор расположены: А) остров Куба (южном); Б) вулкан Орисаба (юго-западном).
- В каком направлении от горы Митчелл расположены: А) река Колумбия (северо-западном),
Б )полуостров Флорида (южном).

Игра «Географическая почта»
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Наша игра называется «Географическая почта». На доске перед вами 2 конверта с надписями «Рельеф» и «Внутренние воды», а на столе лежат письма. В каждом письме – одно понятие по определенной теме. Ваша задача – распределить письма по конвертам. Тот из вас, кто правильно отправит письмо, получит жетон.
На доске висят 2 конверта с надписями «Рельеф» и «Внутренние воды», а на столе лежат письма (22 штук). В каждом письме одно понятие по определенной теме. Учащиеся по очереди должны распределить письма по конвертам. За каждое правильно отправленное письмо ученик получает жетон.
Содержание писем: Сьерра-Невада, Виннипег, Митчелл, Мак-Кинли, Рио-Гранде, Миссури, Мичиган, Уитни, Аппалачи, Юкон, Элберт, Макензи, Кордильеры, Гурон, Примексиканская низменность, Атабаска, Великие равнины, Колорадо, Большой каньон, Колумбия, Скалистые горы, Онтарио.
- Просмотр видеофрагмента Большой каньон реки Колорадо.

Работа в парах:
а) Сгруппировать виды растений и животных по принадлежности к той или иной природной зоне и внести их в таблицу: типчак, скунс, овцебык, полынь, лишайники, черная ель, осоки, кактусы, койот, гризли, лиственница, олень, моржи, тюлени.

Название природных зон
Виды растений
Виды животных

 
 
 

Игра “Географическое лото”
Сравнительная характеристика климата материков Северная и Южная Америка.
У каждого учащегося плашка следующего образца:
Северная Америка
Южная Америка

1
1

2
2

3
3

4
4

5
5

- Если ответ касается Северной Америки, то фишка синего цвета кладется в строку соответствующего номеру вопроса, если Южной Америки- зеленого цвета, если ответы характерны для обоих материков, то кладут в одну и ту же строку фишки, но только разного цвета.
1) Климат какого материка более разнообразен? (СА)
2) На климат какого материка оказывает наибольшее влияние Атлантический океан? (СА, ЮА)
3) На каком материке горы закрывают материк от влияния Тихого океана? (СА, ЮА)
4) Климат какого материка более влажный? (ЮА)
5) Климат какого материка более холодный? (СА)
Проверка:
СА- 4 фишки под номерами 1,2,3,5
ЮА- 3 фишки под номерами 2,3,4
- На какой материк по своим климатическим особенностям похожа Северная Америка? Почему?
2. Двигаясь дальше, мы встречаем коренное население Северной Америки .(слайд 14) Они тоже приготовили вам задание - на этих свитках написано письмо, которое мы должны расшифровать.
На отдельных свитках для каждой команды пишется письмо индейцев.(слайд 15,16)
Задание
Р..ка Ми.пи б..р..т начало не(далеко) от самого большого на земле пресого оз..ра. У нее два крупных прка: правый-_______, а левый _________. Ми.и.пи т..ч..т на _____ и впт в ______. Ба.ейн Миипи находится в центре мака и относится к ________ океану.
Задание
О каких географических объектах идет речь?
1. “Отец вод! Я славлю твой могущий берег! Сердце замирает от радости, когда мне произносят имя твое”- восхищался Маин Рид (Миссисипи).
2. Одно из красивейших озер на языке индейцев означает “ вода” (Виннипег).
3. Так индейцы племени ирокезов называли водопад, что в переводе означает “большой шум” (Ниагара). Слайд 11.
О чем идет речь? (слайд 17)
Здесь растут колючие кустарники, полынь. Это родина кактусов и агав (тропическая пустыня).(слайд18)
Поистине в этих местах собралась прекрасная компания: дуб, орешник, бук, осина, береза, ель, пихта, сосна (смешанные леса).(слайд 19,20)
Последнее задание индейцев.
- Перед вами черный ящик. Вам необходимо отгадать, что же там находится.
1. Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что: “На полях росли какие-то странные растения высотой больше 1 метра, плоды из чистого золота, листья из серебра (кукуруза).(слайд 26,27)

«Найди ошибку» Северная Америка – второй по величине материк нашей планеты. На западе материка расположен крупный полуостров Лабрадор. На рельеф материка большое влияние оказало древнее оледенение, которое занимало всю Северную Америку. Самые высокие горы Северной Америки – Аппалачи, в них часто происходят землетрясения. Климат Северной Америки более тёплый, чем в Южной Америке. Большая часть озёр материка – мелкие, солёные. Коренные жители Северной Америки – англичане, которые принадлежат к монголоидной расе. Наиболее плотно заселены острова Канадского Арктического Архипелага и остров Гренландия, остальные территории заселены слабо. Самое крупное государство Северной Америки – США.
- Перед тем, как отправиться дальше нам необходимо отгадать загадку (слайд 28), чтобы узнать в какую страну мы отправимся.
Загадка.
Одна из богатейших стран Всем путь туда открыт Своей природой чистой Она всех удивит.
Они вед знают, не молчат Два языка подряд Французский раз, Английский два На них и говорят. (Канада)(слайд 29)

«Следствие ведут знатоки» 1. Как вам известно, природные зоны сменяются при движении с севера на юг. Но в Северной Америке они сменяют друг друга не только с севера на юг, но и с запада на восток. Чем это объяснить? 2. В рельефе Северной и Южной Америки много общего: западную их часть занимают горы, восточную – равнины. Чем вызвано такое сходство? 3. Реки бассейна Тихого океана короткие, стремительные, в отличие от рек бассейна Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Причина -? 4. Полуострова Калифорния и Флорида расположены в тропическом поясе, но имеют различное количество осадков. Почему?
Итак, ребята, мы с вами закончили изучение материка Северная Америка. Какой же вывод можно сделать из ранее изученного? (Ответы учащихся)
Вывод:
Природа Северной Америки очень разнообразна и сильно отличается от природы ранее изученных материков (Африки, Австралии, Южной Америки).
В отличие от ранее изученных материков Северная Америка является материком, полностью расположенным в Северном полушарии.
С.Америка, в отличии от Африки, Австралии и Южной Америки, расположена во всех климатических поясах, кроме экваториального. (слайд 30)
III. Итог урока
Вот наше путешествие подошло к концу. Спасибо за внимание!
За урок получают оценки следующие учащиеся
Домашнее задание:
Подготовить сочинение: «Как я путешествовал по Северной Америке».

Энергизатор «Подарок» участники стоят в кругу. Начинает один участник. У него есть возможность подарить своему соседу справа все, что угодно. Единственное условие – молчание, показать подарок можно только жестами, без слов. Если сосед догадался, что именно ему подарили, то он должен поблагодарить и показать свой подарок другому участнику игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит свой подарок (упражнение способствует разрядке, созданию доброй атмосферы, создает позитивный эмоциональный настрой)

Урок окончен.




15