Доклад на тему:» «ЕГЭ и ГИА – новая форма оценки качества знаний учащихся»

Доклад на тему: «ЕГЭ и ГИА – новая форма оценки качества знаний учащихся»
За последние десять лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формате практически отошли в прошлое и им на смену пришли новые методики оценки знаний выпускников 9-х и 11-х классов в форматах ГИА9 и ЕГЭ. Они отличаются унифицированным подходом к оценке знаний и позволяют максимально исключить субъективное мнение учителя об уровне подготовки ученика. Помимо русского языка и математики, которые являются обязательными для всех, ученик самостоятельно определяет предметы для сдачи экзамена, что создает основу профильного обучения.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-ый класс по выбранному профилю дальнейшего обучения. Несмотря на то, что в текущем 2010-2011-ом учебном году все еще можно отказаться от ГИА и сдавать обычные выпускные экзамены, в будущем такая возможность будет исключена и ГИА будет обязательной.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - формат экзамена, ставший обязательным стандартом для всех выпускных экзаменов учащихся 11-х классов. ЕГЭ имеет строго установленный порядок проведения и оценивания результатов, в разработке материалов экзамена задействован федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Особую важность ЕГЭ придает тот факт, что по его результатам происходит зачисление абитуриентов в ВУЗы. Высокие баллы, набранные в результате ЕГЭ, открывают возможности поступления абитуриентов в самые престижные ВУЗы России.
ГИА и ЕГЭ проходят в конце учебного года и к этому времени ученик должен соответствующим образом подготовится по выбранным предметам. Цель настоящей работы - помочь ученикам и их родителям спланировать подготовку к экзаменам, обозначить приоритеты, указать на важные моменты при подготовке.
Особенности процесса подготовки
Подготовка к ГИА или ЕГЭ - ответственное мероприятие, к которому нужно отнестись со всей серьезностью, ведь на карту поставлено многое. В случае неудовлетворительных результатов ГИА не более чем по двум предметам имеется возможность однократной пересдачи экзамена; при повторной неудаче ученик либо остается на второй год, либо получает справку об обучении (данный вопрос остается на усмотрение родителей). В случае неудовлетворительных результатов ЕГЭ сразу по двум обязательным предметам (русский язык, математика) учащийся не допускается к пересдаче в резервные дни и может повторно сдавать ЕГЭ только в следующем году. При этом ученик не сможет поступить в ВУЗ и получит лишь справку об обучении в школе.
Сразу следует отметить, что в решении проблем с подготовкой к экзаменам не стоит уповать на школьного учителя, поскольку он вынужден одновременно заниматься с целым классом. Учебный материал по каждому предмету, будь то математика, русский язык или история имеет свои особенности, ученики усваивают его с разными скоростями и, не поняв чего-то сразу, часто не выясняют этого позже. В результате образуются «пробелы» в знаниях, не формируются необходимые умения и навыки по применению знаний и сдача будущих экзаменов может оказаться под угрозой.
На наш взгляд, залогом успеха на экзамене является именно комплексный подход к подготовке, в котором в качестве составляющих можно выделить три важных момента:
Организационный. Как правило, подготовка к ГИА или ЕГЭ занимает у учащихся достаточно много времени и требует, кроме умственных усилий еще и решения множества связанных вопросов, начиная от подачи заявлений на сдачу экзаменов по выбранным предметам в установленные сроки и заканчивая подбором литературы для подготовки, планированием занятий и/или поиском репетиторов. Для этого целесообразно составить план подготовки, в котором нужно отразить ее основные этапы и сроки их реализации.
Образовательный. Безусловно, самое главное в процессе подготовки к экзаменам - получить необходимые знания, умения и навыки по предмету. Школьная учебная литература достаточно полно раскрывает тематику предмета, но также нужно использовать и дополнительную литературу, раскрывающую специфику предстоящего экзамена. К ней относятся контрольно-измерительные материалы (КИМ-ы), методические разработки, учебные пособия, электронные учебные курсы и пр. КИМ-ы для ГИА и ЕГЭ включают, помимо самих вариантов заданий, так называемые кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся. В них содержится перечень элементов содержания (тем), на которые составлены экзаменационные задания, а также требования к уровню подготовки обучающихся по предмету. Это дает возможность согласовывать объем уже имеющихся и необходимых для экзамена знаний, умений и навыков.
Психологический. ГИА и ЕГЭ отличаются непривычным для учащихся форматом проведения. Продолжительность экзамена по отдельным предметам может доходить до четырех часов, все бланки экзаменационных документов должны заполняться специальным образом, существуют определенные правила поведения на экзамене, при невыполнении которых организаторы могут удалить участника с экзамена. Всё это, в совокупности с большим значением результатов экзамена для выпускника, может обусловливать излишнее волнение на экзамене и, как следствие, потерю сосредоточенности, ослабление уверенности в своих силах из-за страха совершить ошибку и пр. Поэтому при подготовке к ГИА или ЕГЭ очень важно уделять внимание изучению процедуры проведения экзамена, правил заполнения бланков и периодически практиковаться на экзаменационных материалах прошлых лет в условиях, приближенных к реальному экзамену.
Таким образом, успех на экзамене во многом зависит от того как спланирован процесс подготовки и из каких этапов он состоит. При правильной организации этого процесса и достаточном количестве времени, подготовиться на самые высокие баллы по ГИА или ЕГЭ абсолютно реально даже для учащегося с низким или средним уровнем знаний. Но составить такой план под силу далеко не каждому ученику, и здесь на помощь может прийти репетитор, который сможет организовать процесс подготовки с учетом вышеназванных особенностей.
Формы подготовки и их характеристика
По существу можно выделить следующие формы подготовки к экзаменам:
Самоподготовка. Учащийся самостоятельно принимает все решения относительно количества занятий, их частоты и объема изучаемого материала. Данный способ имеет самый высокий риск недостижения экзаменационной цели. Действительно, большинство учащихся 9-х - 11-х классов сами не смогут правильно выстроить систему подготовки к экзаменам. Кроме этого, процесс самостоятельного устранения «пробелов» в знаниях или усвоения нового материала стоит больших моральных и умственных усилий. Электронные обучающие системы и видеокурсы подготовки к ГИА или ЕГЭ, методические пособия, онлайн-тесты, тематические группы в социальных сетях частично облегчают труд учащегося при самоподготовке. И если ученик добился высоких результатов на экзамене в результате самоподготовки, то это говорит о его хороших способностях к самостоятельному извлечению знаний, что является чрезвычайно важным навыком для современного человека.
Основными достоинствами самоподготовки являются незначительные финансовые затраты на подготовку к экзамену и приобретение по итогам самостоятельных занятий навыков самообразования. К недостаткам следует отнести высокий риск недостижения требуемого уровня подготовки и отсутствие внешней оценки собственных знаний по предмету.
Занятия на подготовительных курсах. Такие курсы могут организовываться: ВУЗами - для подготовки к ЕГЭ, школами и негосударственными образовательными учреждениями - для подготовки к ЕГЭ или ГИА. Занятия на подготовительных курсах при ВУЗах проводят преподаватели профильных кафедр, в школах и негосударственных образовательных учреждениях занятия проводят учителя или частные репетиторы.
К достоинствам занятий в группах подготовки к ЕГЭ следует отнести тот факт, что некоторые ВУЗы могут отдавать преимущество при поступлении тем, кто занимался у них на подготовительных курсах. Однако решающим фактором при поступлении всё же является количество набранных баллов, поэтому указанную возможность нельзя назвать существенной. Тем не менее, общую продолжительность занятий, объемы оказываемых образовательных услуг и высокую квалификацию преподавателей можно выделить как преимущество подобных курсов.
Серьезным недостатком занятий на подготовительных курсах является невозможность для ученика получить от преподавателя индивидуальный подход, чтобы ликвидировать собственные «пробелы» в знаниях. Численность групп подобных курсов, как правило, не менее 20 человек, что не позволяет преподавателю уделять достаточно внимания каждому ученику. Кроме этого, если говорить о вузовских курсах, то преподаватели высшей школы зачастую переносят специфику преподавания в ВУЗах на учащихся школ. Это усложняет процесс усвоения учащимися необходимой информации, что в совокупности с недостаточным контролем в процессе обучения может приводить к невысоким результатам ЕГЭ.
Занятия с репетитором. Могут проводиться в двух режимах: индивидуальные занятия и в мини-группах. Индивидуальные занятия проходят либо в домашних условиях (у репетитора или ученика), а занятия в мини-группах - в учебных классах специальных центров подготовки. Основное отличие занятия в мини-группе от занятия на подготовительных курсах состоит в том, что в мини-группе при небольшом количестве участников удается сохранить индивидуальный подход к ученику. Максимальное количество участников мини-группы, на наш взгляд, не должно превышать трех человек. Одновременные занятия в мини-группах большего объема не дают возможности репетитору уделять достаточное внимание каждому ученику и эффект индивидуального занятия пропадает.
Занятия в мини-группах больше всего подходят ученикам, хорошо знакомым друг с другом, так как в этом случае они чувствуют себя увереннее на занятии, могут помогать друг другу. Задача репетитора в этом случае заключается не только в том, чтобы дать ученикам знания, но и создать рабочую атмосферу, постоянно переключаясь между учениками. Такое под силу только опытному педагогу, имеющему за плечами опыт преподавательской деятельности в школе или ВУЗе.
Этапы разработки программы подготовки к ГИА или ЕГЭ
Охарактеризуем основные этапы разработки программы подготовки к ГИА или ЕГЭ с учетом особенностей из трех вышеназванных аспектов: организационного, образовательного и психологического. После того как учащийся определил для себя перечень экзаменационных предметов, необходимо определиться с целями подготовки, но не в формате, например, «научиться решать такие-то задачи» или «выучить такой-то предмет или темы», а сформулировать их в виде желаемого результата экзамена. Так можно говорить о целях сдать ЕГЭ «обязательно на 100 баллов», «не меньше чем на 80 баллов», «хотя бы на 60 баллов» и пр. Данный подход позволяет сразу сориентироваться на круг рассматриваемых вопросов по предмету и представить себе за счет каких типов заданий будут набираться желаемые баллы.
На следующем шаге нужно собрать максимум информации о предстоящем экзамене: структура, порядок и сроки проведения, важные особенности, методика оценивания. По результатам изучения собранной информации учащийся должен ясно представлять себе как проходит экзамен, какие виды заданий используются, каковы критерии оценивания результатов экзамена. Сюда же относится и подбор методической литературы - это могут быть разнообразные учебные пособия, электронные курсы, подборки контрольно-измерительных материалов экзаменов прошлых лет и пр. Большое количество подобной литературы для ознакомительных целей представлена в Интернете и доступна для свободного скачивания.
После этого можно приступать к выбору формы подготовки. Наиболее распространенной формой являются занятия на подготовительных курсах, но не менее популярны и занятия с репетитором. Самоподготовка, при всем ее положительном влиянии на развитие личности ученика, зачастую невыгодна вследствие больших трудозатрат и относительно высокой неопределенности результатов. При выборе формы подготовки обязательно следует учитывать объем доступных временных и финансовых ресурсов.
Следующий момент, на который нужно обратить внимание, сколько времени имеет учащийся на подготовку к экзаменам. Вся первая половина дня у учеников проходит в школе, а после нее многие посещают еще и различные спортивные секции, музыкальные школы и прочие подобные заведения. Кроме того, нужно еще выполнять домашнее задание и уделять время полноценному отдыху. Таким образом, при ближайшем рассмотрении получается, что времени на подготовку не так уж и много, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее, слишком частые занятия тоже не приведут к цели, так как очень быстро может наступить эмоциональная и умственная «перегрузка» ученика.
Наконец, очень важно контролировать ход процесса подготовки к экзаменам. Здесь на первый план выходит не контроль за прохождением занятий, а контроль продвижения вперед, освоения предмета. Конечно, выполняя задания КИМ-ов по ГИА или ЕГЭ, ученик может сам контролировать свою успеваемость, но репетитор здесь может сыграть ключевую роль: увидеть системные ошибки, указать на пробелы в знаниях, мешающие эффективному усвоению материала и пр.
Таким образом, еще раз подчеркнем необходимость комплексного подхода при организации подготовки учащегося к ГИА или ЕГЭ. При этом желательно не оставаться «один на один» с предметом, а воспользоваться помощью квалифицированного репетитора, который сможет выстроить процесс подготовки с учетом вышеназванных особенностей.

15