Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Звездное небо весной».


Окружающий мир.
Тема:
«Звездное небо весной»
Подготовила урок по окружающему миру во 2 классе
учитель начальных классов
МБОУ «Юхмачинская общеобразовательная школа»
первой квалификационной категории:
Кузнецова Зоя Брониславовна.
Тема урока: Звездное небо весной.
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
- определять положение созвездий Большой Медведицы, Малой Медведицы весной;
- находить созвездия Кассиопеи и Льва на звездном небе;
- определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды;
- наблюдать звездное небо по заданиям рабочей тетради;
- применять на практике освоенные на уроках способы поиска звезд и созвездий;
- фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради.
Метапредметные результаты.
- сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия;
- освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи;
- соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком;
- соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком;
- достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради;
- использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий;
- придумывать сказку о созвездиях весеннего неба.
Личностные результаты.
- воспринимать красоту звездного неба.
Оборудование: У учителя – магнитофон, запись «Звездного вальса» И.о, Дунаевского, слайды для интерактивной доски или мультимедийной проекции, I часть учебника, атлас-определитель. У обучающихся – I часть учебника, атлас-определитель, цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока.
Актуализация знаний и умений.
В начале урока повторяется материал предыдущего урока.
Целеполагание.
Прослушивание музыкального произведения, посвященного звездному небу, «Звездный вальс» И.О.Дунаевского.
- Догадались ли вы какой материал будет изучаться на уроке?
Аналитический этап.
1.Повторение материала о созвездиях, изученных ранее.
2.Беседа.
- Остались ли на прежнем месте звезды ковша Большой Медведицы? (Нет, зимой «ручка» ковша была направлена вниз, а летом вправо).
Сопоставление расположения ковша Большой Медведицы весной с расположением ковша осенью. (Рассматривается иллюстрация на с. 66, где показано расположение на небе ковша Большой Медведицы осенью.Работа с атласом-определителем на с. 210-211, на рисунках которого наглядно видно круговое движение звезд созвездия Большой Медведицы в зависимости от времени года.
- Остались ли на месте звезды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда)?
(Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили такое же круговое движение, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы).
- Почему так происходит?
Оказывается, во Вселенной все движется, все изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звезд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам.
- От чего зависит изменение сезонов, когда за летом следует осень, за осенью – зима, за зимой – весна, за весной – лето? (От вращения Земли вокруг Солнца).
Мы, жители Земли, путешествуем во Вселенной вместе с планетой, и у нас меняется точка обзора.
3.Изучение созвездия Кассиопея.
Рассматривание фрагмента карты звездного неба (на с. 71 учебника).
Использовать интерактивную доску.
Весной созвездие Кассиопеи похоже на перевернутую букву «W».
Тренировочные упражнения.
1.Выполняются задания в рабочей тетради (на с. 38, № 1).
2.Чтение текста о созвездии Кассиопея (на с. 71 учебника).
Аналитический этап.
Слово учителя.
Древние греки создали миф о том, что когда-то в незапамятные времена у эфиопского царя Цефея была красавица-жена, царица Кассиопея, которая хвасталась своей красотой в присутствии дочерей бога моря Посейдона. Они пожаловались отцу, и тот напустил на Эфиопию морское чудовище. Чтобы откупиться, Цефею пришлось отдать на растерзание чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Девушку приковали к прибрежной скале, и она ожидала гибели. В это время мимо пролетал на крылатом коне Пегасе греческий герой Персей. Он возвращался после одного из своих подвигов. На краю света жили три страшные женщины – Горгоны, вместо волос у них были шевелящиеся змеи, взгляд которых превращал все живое в камень. Персей изловчился и отсек голову одной из них, по имени Медуза. Из разрубленной шеи Медузы вылетел крылатый конь Пегас. Персей вскочил на него и улетел от оставшихся двух Горгон. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале Андромеду, на которую уже надвигалось чудовище. Персей направил на него леденящий взгляд мертвой головы Медузы, и чудовище превратилось в остров, а Персей освободил девушку, привел ее к отцу и женился на ней. После смерти (герои не были бессмертными, как боги) все они превратилися в созвездия. Так появились на небе созвездие Цефея рядом с созвездием Кассиопеи и невдалеке созвездия Андромеды, Персея и Пегаса.
Тренировочные упражнения.
Работа с атласом-определителем.
Выясняется с помощью рисунков, что созвездие Кассиопеи совершает круг в течении года и вокруг своей оси, и вокруг Полярной звезды.
Аналитический этап.
Сообщение сведений о созвездии Льва.
Чтение текста «Царь зверей на звездном небе» (на с. 72 учебника).
На рисунке этого созвездия дети находят фигуру серпа, которая составляет голову и грудь Льва. Самая яркая звезда созвездия Льва – Регул – находится в нижней части серпа.
Тренировочные упражнения.
Выполняются задания №1 и №2 в рабочей тетради.
Выводы и обобщения.
Ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» (на с. 73 учебника).
Домашнее задание.
Теоретический материал на с. 70-72 учебника, задания №2, №3, №4 на с. 38-39 рабочей тетради.