Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» (использование корректурных таблиц)


Занятие по речевому развитию
«Звуковая культура речи:
знакомство со звуками [ж] и [ш]»
(использование корректурных таблиц)
Воспитатель ДУУ «Антошка» г. Ровеньки, Луганская обл.
Коростылева Н. А.
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;
Задачи:
Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;
расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
развивать артикуляционную моторику;
развивать тонкую моторику и кинетические навыки;
способствовать развитию координации речи с движением;
способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные: продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; кружки синие и зеленые; два домика на доске; корректурные таблицы; запись песни-игры Николая Шуть «Мы идем»
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети в кругу)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
О чем это стихотворение?
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
1. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь  [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук   [ж] — дрожит.
Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
2. - Сегодня на занятие я подобрала веселые чисто говорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
жа-жа-жа  - тут ежата у ежа;
ша – ша – ша – моет мама малыша;
жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;
ши-ши-ши -  любят песни малыши;
аж – аж – аж – летом все идут на пляж;
аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.
(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
А сейчас я вам предлагаю немного размяться.
3. Физ. минутка.
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
4. Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше
Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.
Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.
5. -Пальчиковая гимнастика "Дом".
Я хочу построить дом (руки над головой "домиком")
Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами, пальцы рук сомкнуты в окошко)
Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянутся вверх)
Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)
Пёс ворота охранял (собака лает)
Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шёл, (стряхивающие движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)
6.Работа с корректурными таблицами
- Сейчас, я вам предлагаю поработать с корректурной таблицей. Слушаем внимательно вопрос, а ответ ищем на картинках. Давайте определим место звука в словах :
(индивидуальная работа с детьми)
Ж в начале слова;
Ж в середине слова;
Ж в конце слова;
Ш в начале слова;
Ш в середине слова;
Ш в конце слова.
Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ш?
Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ж?
Дифференциация звуков «Ш» - «Ж».

7. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».
У вас на столах лежат картинки со словами , в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш, а в правом – звук Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
8. А сейчас послушайте сказку и найди слова со звуком Ж.
Сказка «Ёжик»
Телёнок увидел ежа и говорит ему:
— Я тебя съем!
Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:
— Попробуй! ...
Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.
Ой! Ой! Ой! — заревел маленький телёнок и побежал
жаловаться маме-корове:
Ёж меня за язык сильно укусил!
Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышленого сына и принялась дальше жевать траву ...
- Ребята, я предлагаю вам немного размяться.
9. песня-игра Николая Шуть «Мы идем»
 ИТОГ:- С какими звуками мы сейчас работали?
-Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.
-Чем они похожи, чем отличаются?
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.