«Осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся от традиционного статуса ученика и учителя к инновационному статусу педагога-консультанта и ученика-исследователя»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Волоконовка
Чернянского района Белгородской области»
«Осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся от традиционного статуса ученика и учителя к инновационному статусу педагога-консультанта и ученика-исследователя»
Выполнила:
учитель начальных классов
Исаева С.Н.
2015 год
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
Проектно-исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 3
Учебная проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом ее является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Слайд 4
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Слайд 5
Исследование –это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта.
Таким образом, исследование – бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Слайд 6
Проект – это замысел, план, т.е. творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Слайд 7
Умения, необходимые при организации исследовательской деятельности:
сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений;
развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»;
дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности;
умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
Слайд 8
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).Слайд 9
Уровни реализации «исследовательского обучения»
Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;
Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;
Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.
Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Роль учителя в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Консультирование, помощь в подборе проекта, исследовательской работе.
Наблюдение за ходом работы учащихся.
Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности.
Поддержание рабочей обстановки в классе.
Нормирование труда школьников.
Анализ и обобщение работы учащихся; оценка творческой проектной и исследовательской деятельности
Слайд 10
Первый этап (1 класс) · поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Формы и способы деятельности: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение - рассматривание, коллективное моделирование игры - занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. 
Конечно, без помощи родителей, обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами . С первого класса дети учатся делать творческие проекты. Пока они достаточно упрощённые.
Слайд 12
Проект «Живая азбука, когда закончили изучение азбуки.
Каждый ученик выбрал понравившуюся ему букву и попытался о ней рассказать всё, что узнал. Были созданы рисунки, подобраны, выучены и рассказаны стихи о буквах «Детская» цель проекта: представить выбранную букву в интересной и запоминающейся форме.По доминирующей деятельности это информационно-творческий проект.
Проект «Моя семья» Проект был индивидуальный, т.е. дети с помощью родителей, находили нужный материал в книгах, энциклопедиях и в сети Интернет. Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится рассказ о своей семье.
Слайд 13
Второй этап (2 класс) · развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Формы и способы деятельности: учебная дискуссия; наблюдения по плану; рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем; мини-доклады; ролевые игры; эксперименты.
Слайд 14
Результаты проектной деятельности (2 класс)
Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования.
Слайд 15
Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации.
Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей. 
Слайд16
Третий этап (3 – 4 класс) · дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
Формы и способы деятельности школьников:
мини-исследования; групповая работа; ролевые игры; самостоятельная работа; коллективное выполнение и защита исследовательских работ; составление энциклопедий; наблюдение; анкетирование; эксперимент Слайд 17
Результаты проектной деятельности (3 класс)
На основе сформированных навыков проектной деятельности быстрее и эффективнее формируются ключевые компетентности учащихся
Умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Слайд 18
Результатом является
участие в региональном этапе Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ
«Первые шаги в науке»
В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование
Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения»
Слайд 19
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Андрей Николаевич Колмогоров
Слайд 20
.