Отчет по инновационному проекту: Учимся жить вместе (2 класс)


Отчет по инновационному проекту: «Учимся жить вместе»
Подготовила: учитель начальных классов Кальчук Л.Н.
2015-16 учебный год
Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.
Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Наблюдая на протяжении многих лет процесс общения младших школьников, я пришла к выводу, что у детей не достаточно хорошо сформированы коммуникативные навыки. В общеобразовательной школе всегда есть разные по эмоциональному уровню дети: умеющие общаться, уважающие товарищей, но есть и вспыльчивые, несдержанные, среди них зачастую возникают споры, некоторые дети выражают своё недовольство партнерами по игре или общению с помощью драк.
Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Задача взрослых – научить младших школьников навыкам общения.
Моя задача – вооружить младших школьников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.
В процессе реализации проекта учащиеся овладеют навыками творческого коммуникативного общения, мотивирующего их к совместной познавательной деятельности.
Идея проекта
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности детей в рамках проекта «Учимся жить вместе».
Участие в проекте позволяет обучающимся не только получать знания, необходимые для совершенствования коммуникативных компетенций, но и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, проект предполагает:
- понимать и осваивать новое;
- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;
- позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;
- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;
- осознавать целостность окружающего мира;
- уметь принимать решения и помогать друг другу;
- формулировать интересы и осознавать личные возможности.

Цель: Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности.
Задачи:
- Развивать связную речь и самостоятельность мышления;
- Формировать умение работать в коллективе;
-Формировать умение без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий, толерантности, эмпатию.
- Развивать уверенность в своих силах, умение и желание представить результат своей работы.
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
1.Положительная динамика участия обучающихся в проекте;
2.Повышение уровня развития личностных компетенций и образовательной инициативы у 100% обучающихся, участвующих в эксперименте;
3.Повышение уровня заинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей в совместной творческой деятельности.
Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор  для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»,  «природа», «семья», «мир», «настоящий друг» «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в проекте занимают следующие формы обучения:- беседа;
- чтение сказок и рассказов;

- творческая работа; 


- игра

За прошедший срок удалось сформировать у детей представление о коллективе, умение понимать друг друга, оказывать помощь и поддержку. Ребята посредствам игровой деятельности, групповых заданий старались научиться общаться, дружить.
Считаю, начальное звено инновационного проекта достигнутым. На следующий учебный год продолжить работу над проектом.