Мотивационные значки как новая педагогическая технология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Кущевский район, станица Кущевская
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. С.Т. Куцева»









Педагогическая инноватика
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«СИСТЕМА МОТИВАЦИОННЫХ ЗНАЧКОВ»






Разработан: учителем английского языка
МАОУ СОШ №6 им. С.Т. Куцева
Садчиковой В.В.






СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема мотивации учащихся среднего этапа обучения на уроках иностранного языка
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация
1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка
1.3 Психолого–педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника
Глава 2. Апробация системы мотивационных значков как проекта инновационной педагогической технологии
2.1 Общая педагогическая характеристика 5 «в» класса
2.2 Составление системы мотивационных значков с учетом интересов учащихся
2.3 Реализация системы мотивационных значков на уроках иностранного языка и результаты.
Заключение
Приложение












ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Актуальность данной проблемы, обусловленная поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом.

Основную проблему исследования составляет то, что при том, что значение мотивации, а особенно познавательной при изучении иностранного языка не только не снижается на всех возрастных этапах обучения в школе, но наоборот, возрастает. В педагогической практике вопросы мотивирования учащихся к изучению языка на наш взгляд рассматриваются недостаточно. Особенно мало внимания уделено проблеме мотивации у школьников адаптационного периода на начальной ступени среднего этапа обучения.
Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в 5 классе
Предмет исследования: использование методов и технологий стимулирующих мотивацию обучения английскому языку учащихся среднего этапа обучения
Цель исследования: выявление эффективности использования системы мотивационных значков как средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка учащимися 5 класса.
Задача исследования:
1. Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение значения мотивации при изучении английского языка в школе.
3. Анализ эффективности повышения познавательной мотивации к изучению английского языка через работу с системой мотивационных значков.




ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для сельской школы. В связи с обострением социальных проблем на селе, низким уровнем педагогической грамотности родителей, слабой предшкольной подготовкой детей остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. [Маркова А.К. 1990; – с.192 ]
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!"
Можно выделить еще пять типов мотивации:
1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95]
Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.
Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить на следующие группы:
учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому "стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван "гедонической" составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,- организацией образовательного процесса;
в-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в-четвертых,- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
в-пятых, – спецификой учебного предмета. [Васильева М.М. 1988; – с.131]



1.2 Роль мотивации в изучении иностранного языка
Сознаём мы это или нет, но каждый момент своей жизни мы мотивированы что-то делать: удовлетворять ли физиологические потребности (кушать, спать) или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован удовлетворить свою потребность – он может свернуть горы. В драке победит не тот, кто сильнее по физическим параметрам, а тот, кто больше хочет победить. В спортивной команде могут быть талантливые игроки, но играть серо и блекло. Чтобы выиграть, нужна воля к победе, то есть, мотивация. История войн может дать много примеров, когда превосходящая по численности и лучше вооружённая армия проигрывала сражение, так как была менее мотивирована на победу.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то "приключенческое", проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: "Я – говорящий на родном языке", "Я – говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. [Зайцева М.В. 2003; – с. 23]
Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком. [Волокитина Н.М. 1995; – с.310]
Цели, поставленные перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся среднего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Как известно адаптационный период 5-6 класс для учащихся –сложное время. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней. [Комков И.Ф. 1979; – с. 97]

1.3 Психолого–педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника
Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей. В процессах адаптации каждый человек в течение жизни участвует многократно: это начало жизни ребенка, затем – его вхождение в первый детский коллектив, обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз). Следующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, в рабочий коллектив, а также образование семьи. О значимости адаптационного периода, связанного с началом обучения в школе, за последние годы сказано уже многое. Сегодня мы обращаем свое внимание на психолого-педагогические особенности организации перехода детей из начального звена в среднее. Кто же он, объект наших педагогических приложений и исследований?
Учащийся 5-6 класса, возраст – 10-12 лет. Возраст, пограничный между детством и отрочеством, - вот пространство и время педагогических действий по организации перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, чтобы избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой - с некоторыми ошибками в организации процесса обучения (условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка "изнутри", а другой - "извне".
К моменту начала обучения в среднем звене, каждый ученик проучился в школе 4 года. Давайте обратим свое внимание на приоритетные цели и результаты образования в начальной школе. Для начального общего образования на современном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в среднем звене. Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования на этом этапе обучения. Общие учебные умения и навыки можно условно подразделить на три группы: умения, навыки, способы деятельности, связанные с речевой, коммуникативной деятельностью и умения организовывать свою деятельность. Особенно важны на этапе начального образования, следующие учебные умения, навыки и способы деятельности:
осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту; выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально и совместно (всем классом) ставить учебную задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
уметь наблюдать и описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
обращаться к взрослому с запросом недостающей информации или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное - умение искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.
Теперь охарактеризуем существенные психолого-педагогические особенности учащихся, начинающих обучение в средней школе. В связи с началом этапа полового созревания происходят существенные изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния, если педагог найдет целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия с ребенком.
В организации процесса обучения пятиклассников, прежде всего, следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит "рывком": вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много учителей-предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся, как правило, ситуативны и касаются в основном вопросов успешности или поведения на уроках. Вместо одного кабинета, появляется кабинетная система.
Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих и падение успеваемости при переходе учащихся из начальной в основную школу. Дело тут, прежде всего, в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в пятый класс, отчетливо видит, насколько вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для своего дальнейшего роста. Учитель начальных классов еще отчетливо помнит «планку отсчета» каждого своего выпускника. Принимая новый класс в средней школе, учитель-предметник приходит на урок, как правило, из более старших классов и новые ученики в его глазах выглядят маленькими, несмышлеными, не достаточно самостоятельными. Следствием этого зачастую бывает перенос методов обучения и форм взаимодействия со старшими школьниками на младшего подростка, который по многим своим психологическим особенностям еще не готов к таким способам обучения.
По мнению многих учителей-предметников с началом обучения в основном звене обнаруживается учебная несамостоятельность выпускников начальной школы, особенно в работе с текстами. Дело, на мой взгляд, в том, что в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с текстом учебника. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе "учитель - ученик".
Говоря о психологических особенностях школьника 10-12 лет, считаю нужным остановиться на тех возрастных особенностях, которые, в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для пятиклассников, а в худшем - служат почвой для возникновения сложных отношений между учителями и учениками.
"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью - вот особая форма самосознания, возникающая в этот переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.
Имеет место склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продукта" учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика-пятиклассника свою актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах над своей внешностью.
С пятиклассником важно работать в "зоне его ближайшего развития", что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. "Открытая" помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это будет обеспечивать развивающий эффект обучения. Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться, теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые научат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего, высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий.
Как мы видим успешность адаптации школьника к обучению в 5 - 6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
учитывать психологические особенности 10 - 12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
Именно поэтому педагогам необходимо:
иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе 4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 - 6-й классы);
знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
[Письмо Министерства Образования РФ от 21 мая 2004 г. № 14- 51-140/13]



ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИОННЫХ ЗНАЧКОВ КАК ПРОЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Общая педагогическая характеристика 5 «в» класса
Во II-ой подгруппе 5 «в» класса обучается на данный момент 12 учащихся: 8 мальчиков и 4 девочки. 1/3 подгруппы проживает вдали от школы- на отделениях.
Один мальчик находится на индивидуальном обучении. Одна девочка обучается по коррекционной программе и имеет справку ПМПк.
Только 40% учащихся воспитываются в полных семьях. 4 ребенка – из многодетных семей. 2 ребенка находятся под опекой. У 1 ребенка нет второго родителя. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Но не все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены необходимыми школьными принадлежностями. Зачастую учащиеся забывают тетради, в портфелях не находится канцтоваров, не носят полный комплект учебников и тетрадей. Некоторые родители не в состоянии приобрести тетрадь на печатной основе или относятся к ее приобретению безалаберно. Это позволяет сделать вывод, что родители не всегда заботятся о своих детях.Все учащиеся получают горячее питание в столовой, но не все родители оплачивают его вовремя. У некоторых долг накапливается за несколько месяцев. Все это свидетельствует о невысоком в среднем материальном положении в семьях учащихся.
В результате наблюдения за поведением обучающихся, индивидуальных бесед с детьми и родителями, анкетирования, можно сделать вывод, что у детей очень низкая мотивация к учению, не всегда адекватная самооценка, уровень воспитанности средний.(Приложение 1)
Поведение, в целом, в классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу, но не всегда готовы прийти на помощь. Поэтому сплоченного коллектива еще нет. Недостаточно развита самокритика, обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе. Постоянно делают замечания своим одноклассникам, могут это делать прямо на уроке.
У учащихся Ковалев Б, Гурин Д. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, но подготовленными бывают редко, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий творчество не проявляют. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, владеют навыками самостоятельного труда. Но на уроках не выкладываются на всю силу. Не всегда получается выполнить задания с первого раза.
Учащимся Емцеву А., Скоровой С., Прохоровой Д. свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать необходимых результатов.
Старостой подгруппы является Фищук К.- ответственная и сообразительная ученица. Выполняет ответственные поручения. Может организовать подгруппу на выполнение небольших и несложных заданий. Но на уроках себя не проявляет: не всегда выполняет поставленные на уроке задачи. Зачастую не выполняет домашние задания, как и основная масса подгруппы.


2.2 Составление системы мотивационных значков с учетом интересов учащихся
На основании полученных данных от проведенного теста на выявление мотивации учащихся мной был составлен опросник интересов учащихся на роках иностранного языка. (Приложение 2)
Оказалось, что учащимся больше нравится смотреть видеоматериалы, чем презентации. Больше половины опрошенных заявили, что хотели бы получать грамоты и участвовать в конкурсах.
Проанализировав все полученные результаты от двух тестирований, я решила составить буклет, где учащиеся могли бы коллекционировать мелкие значки получать за это учебные «бонусы».(Приложение 4)
Приступив к созданию макета буклета и разработке системы мотивационных значков мной была выдвинута следующая гипотеза: можно улучшить знания и умения учащихся 5 класса при помощи повышения мотивации к обучению через работу с системой мотивационных значков.Для выбора категорий значков я прибегнула к расставлению приоритетов результатов полученных за каждый урок.
Итого получилось 6 обязательных категорий результатов, это:
Качество выполнения домашнего задания;
Активная работа на уроке;
Развитие памяти и логического мышления;
Аккуратное ведение записей и выполнение письменных работ;
Правильность выполнения работы на уроке;
Быстрое и качественное выполнение письменных и устных работ на уроке.
Каждой из категорий следовал свой индивидуальный логотип-значок.
За урок учащийся мог получить неограниченное количество значков.
Далее я решила дифференцировать умения каждого учащегося не по уровню, а по направлению. Мной были придуманы герб-значки, которые выдавались учащимся за проявление их талантов.А также, я посчитала необходимым наделить такими значками тех учащихся, которые выполняли работы на 4 и 5, тем самым мотивируя остальных на более тщательную подготовку к письменным работам.
Последним этапом заполнения буклета было самоанализ проделанной работы и получение наградных сертификатов. На последней стороне каждого буклета имелось поле с обозначением каждого значка и «стоимости» сертификатов. Каждый буклет имеет поле именного заполнения.(Приложение 3)
2.3 Реализация системы мотивационных значков на уроках иностранного языка и результаты
Цель: выявление эффективности использования системы мотивационных значков как средства повышения познавательной мотивации изучения английского языка учащимися 5 класса
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
Составить буклет для значков;
Разработать план проведения уроков и скорректировать их согласно цели исследования;
Провести уроки и мероприятия, с использованием технологии мотивационных значков
Подвести итоги проведения эксперимента
Период проведения: II четверть 2015-2016 уч.гг.
Место проведения: МАОУ СОШ №6 им.С.Т. Куцева
Звено обучения: среднее, 5 класс.
Ожидаемые результаты: повышение учебной мотивации учащихся, и , как следствие, повышение качества знаний.
Для реализации первой задачи мной были проведены 2 анкетирования с целью выявить интересы учащихся и их отношение к учебной деятельности. Оказалось, что более 80% учащихся с нежеланием ходят в школу. Более того 90% не проявляют интерес к обучению. Исходя из этих фактов, мной были выбраны приоритетные зоны работы, а именно:
Качество выполнения домашнего задания;
Активная работа на уроке;
Развитие памяти и логического мышления;
Аккуратное ведение записей и выполнение письменных работ;
Правильность выполнения работы на уроке;
Быстрое и качественное выполнение письменных и устных работ на уроке.
Эти пункты и стали названиями категорий значков.
Также мной были введены и разработаны «редкие» значки которые способствовали не только повышению учебной мотивации, но и формированию самостоятельного саморазвития учащихся основанного на дифференцированном подходе. За поощрительную базу и итог коллекционирования значков мной были введены сертификаты.
Как показала практика, дети с первого дня заинтересовались ведением бланка и собиранием значков, что, несомненно, подстегивало их командный дух, учило терпению и подталкивало к саморазвитию.
За всю четверть не было ни одного невыполненного домашнего задания. Более 40% учащихся были активны на уроке. Многие подходили за дополнительными домашними заданиями.(Приложение 5)
Данные факты свидетельствуют о том, что независимо от численности учащихся, их социального обеспечения и материального положения, можно сформировать учебную мотивацию через работу с технологией мотивационных значков.(Приложение 6)










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, было выявлено, что формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Оказалось, что проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация.
Согласно изученному психолого-педагогическому материалу, пятиклассником важно работать в "зоне его ближайшего развития", что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. "Открытая" помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это будет обеспечивать развивающий эффект обучения.
Подведя итоги проведенного эксперимента внедрения мотивационных значков как способа формирования учебной мотивации, можно сказать, что данная система работает и положительно сказывается не только на мотивации учащихся, но и на их успеваемости.






















ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

Тест на определение школьной мотивации
(Н.Г. Лусканова)
 
Текст анкеты состоит из 10 вопросов:
1.Тебе нравится в школе?
Да. Не очень. Нет.
2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома.
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома.
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?
Не хотел бы. Не знаю. Хотел бы.
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Нет. Не знаю. Хотел бы.
7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
Часто. Редко. Не рассказываю.
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
Мне нравится наш учитель. Точно не знаю . Хотел бы..
9.У тебя в классе много друзей?
Много. Мало. Нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся. Не очень. Не нравятся.

Анализ результатов анкетирования:
За каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный -1 балл, последний - 0 баллов.
Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Максимальное число баллов - 30.
25 -30 баллов
Высокая школьная мотивация, учебная активность

20 - 24 балла
Хорошая школьная мотивация

15 -19
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

10 -14
Низкая школьная мотивация

Меньше 10
Негативное отношение к школе














ФИО ________________________________________________________________
Класс_____________________
Дата__________________________

Ответь на вопросы теста, выбрав один вариант ответа. Обведи свой ответ.

1.Тебе нравится в школе?
Да. Не очень. Нет.
2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома.
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома.
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?
Не хотел бы. Не знаю. Хотел бы.
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Нет. Не знаю. Хотел бы.
7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
Часто. Редко. Не рассказываю.
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
Мне нравится наш учитель. Точно не знаю . Хотел бы..
9.У тебя в классе много друзей?
Много. Мало. Нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся. Не очень. Не нравятся.









Приложение 2

Опросник приоритетов обучения на уроках английского языка
1)На уроках английского языка я хотел(а) бы____________________
__________________________________________________________
2) Я не хотел(а) бы, чтобы на уроках английского языка___________________________________________________________________________________________________________________________3) На уроке английского языка я безусловно получу 5, если я_______________________________________________________________
4) Лучше всего у меня получается_______________________________________________________________________________________________________________________
5)Если бы я был(а) учителем английского языка, то на уроке я_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Приложение 3
Буклет для значков




























Приложение 4
Определение школьной мотивации (диаграмма)















Приложение 5
Влияние повышения мотивации учащихся на успеваемость по предмету














Приложение 6
Работы учащихся