Урок истории Восточные славяне


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Осиковская основная общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области

Урок истории в 6 классе
Подготовила: Петренко Галина Николаевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Осиковской ООШ
2014
Тип урока: Комбинированный урок.
Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.
Методы: объяснение учителя, работа с картой, индивидуальная исследовательская работа.
Структура урока:
Мотивационная беседа.
Повторение предыдущей темы.
Изучение нового материала.
Закрепление учебного материала.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Планурока:
Происхождение и расселение восточных славян.
Занятия славян.
Быт и нравы.
Оборудование:
учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
презентация по теме
ТСО (проектор, компьютер)
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян.
Формировать умение работать с картой;
Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций
Развивать умение работать в группе;
Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Итогом его станет составление кроссворда дома по новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.
Слова в нем будут основными понятиями из вашего домашнего задания.
У вас на столах кроссворд, разгадайте его. А слово в выделенных клетках станет темой нашего урока. (Слайд 1) пустой
С к а з к А Л е т о пи с Ь к А рт и н А л и н г В и с т и к А
а рх е о л о г и Я с о в ре м е Н н и к И прЕ д к и 1.Произведение, создаваемое народом (сказка)
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)
3.Вещественный исторический источник (картина)
4. Наука о языке (лингвистика)
5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология)
6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)
7. Люди, которые жили перед нами (предки).
Итак, ребята! Проверим наш кроссворд (Слайд 2) (учитель читает, дети проверяют)
Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках. Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах. (Слайд 3)
Узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами.
Для того чтобы составить кроссворд дома вам нужно познакомиться с новыми словами, записать их определения. Информации у нас будет много, поэтому я предлагаю вам составить «Банк данных» и в течение урока пополнять его.
Учитель: В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – южная, западная и восточная (Показывает на карте). (Слайд4)
Восточные славяне  заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте)
Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы. (Запись терминов в банк данных) (Слайд 5)
Учитель: В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.
О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века (слайд 6)
Перед вами первый исторический источник: отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Прочитайте отрывок и подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте. (Тексты на столах у уч-ся) (Слайд 7)
«Повесть временных лет»
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Учитель:Названия каких племен вы встретили в тексте?
Ответы учеников( дреговичи, кривичи…)
Учитель: А теперь, ребята, материал учебника на стр. 16 заполните таблицу «Происхождение названий племен». (На столах карточка №1)
Карточка №1 (в графе «происхождение – пусто)
Название славянских племен Происхождение
Поляне Жили в поле
Дреговичи Дрягва - болото
ПолочанеР.Полота
Древляне Дерево, в лесах
Проверяем (Слайд 8)
Учитель: Ребята, а теперь поработаем с контурной картой. Перед вами на карточках даны название племен. Работаем в парах. Ищем месторасположение этого племени на карте и отмечаем его, подписываем.
Карточка №2


Учитель проверяет.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне. Я предлагаю вам прослушать, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на поставленный вопрос.
Много было в чаще бора и медведей, и волков,Много уток на озёрах, на болотах куликов.Коршун вился над лугами, и лосиною тропойЗверь с могучими рогами выходил на водопой.Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной.Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(места были водные, охотничьи, медвежьи)
Рассмотрите слайд презентации. (Слайд 9)
Задание: мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности. Девочки - какую работу выполняли женщины.
( Ответы учащихся)
(Слайд 10) Учитель: запишите в «банк данных» занятия славян.
Ребята, я предлагаю вам внести в свой «банк» новое слово - бортничество. Это тоже одно из занятий славян - собирание дикого меда.
Главным же занятием восточных славян было земледелие.
Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху. (Слайд 11)
Учитель рассказывает о двух системах земледелия. (Слайд 12)
Учитель: Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение.(Ответы учащихся)
(Слайд 13) Учитель: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов.Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце лета урожай убирали серпами .
Пополняем «банк данных» – серп, борона, соха – орудия труда восточных славян.
Учитель: О повседневной жизни славян, т.е. о быте известно немного.
Вам на дом были заданы проекты. Каждый получил свое задание (Слайд 14)
По различным материалам (иллюстрациям, историческим источникам) вы изучили предложенную тему и сейчас коротко изложите ее. (Время выступления 1 мин).
Физминутка 
Проекты учащихся:
Внешний вид, черты характера наших предков, обычаи.
Поселения, жилище. Образ жизни древних славян.
Верования.
Управление.
Из ваших проектов мы подробнее узнали о древних славянах и закрепили уже услышанное.
И в заключение нашего урока мы составим «Синквейн».
Примерный синквейн.
СЛАВЯНЕ
ВОСТОЧНЫЕ ДРЕВНИЕ
ОХОТИЛИСЬ РЫБАЧИЛИ ЗАНИМАЛИСЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ
БЫЛИ ХОРОШИМИ ВОИНАМИ
ПРЕДКИ
(Слайд 15)
Домашнее задание: п.2 стр. 14-21, составить кроссворд, используя слова из «Банка данных», оформить его красочно.
Оценки.
Используемые источники:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010
Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006
Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003
www.lesson-history.narod.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Приложение
«Повесть временных лет»
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
«Повесть временных лет»
«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»
Карточка №1
Название славянских племен Происхождение
Поляне Дреговичи Полочане Древляне Карточка №1
Название славянских племен Происхождение
Поляне Дреговичи Полочане Древляне Карточка №1
Название славянских племен Происхождение
Поляне Дреговичи Полочане Древляне 1 2 3 4 5 6 7 1.Произведение, создаваемое народом
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.
3.Вещественный исторический источник
4. Наука о языке
5. Наука, изучающая историческое прошлое
6. Люди, живущие с нами в одно время
7. Люди, которые жили перед нами