Урок истории на тему Восточные славяне

Технологическая карта урока истории
Ахметчанов Н.М
Класс 6
Тема "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".
Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.
Задачи урока:
Образовательная: усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян, давать определение понятиям: восточные славяне, вече, вервь народное ополчение
Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический(работа с картой, составление таблицы, схемы),самоконтроля.
Развивающая: сформировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации (учебник. атлас)
Воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе анализа текста и группировки языкового и картографического материала.
Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв", изображение скульптуры летописца Нестора, таблица "Земледелие у восточных славян", иллюстрация "Одежда восточных славян", раздаточный материал, вещественные источники к уроку.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2009 г.;
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.;
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: Просвещение, 2007 г.

ЭПИГРАФ "Оглянись на предков наших. На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом - Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!"
Н. Кончаловская.
Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные действия
Ресурсы и формы работы.

1.Самоопределение деятельности

Невербальное приветствие – улыбка – необходима для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала.
Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.
Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей.
Личностные: самоопределение, понимают необходимость учения










2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вопросы для беседы с учащимися:
1. Знакомо ли Вам понятие "восточные славяне?
(Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)
2. Имеет ли этот народ отношение к территории нашей страны?
(Восточные славяне – предки русского народа).

После беседы формируем учебные задачи.
Фронтальная работа класса. Аргументированно отвечают на вопросы.






Коммуникативные:
поиск информации, слушают друг друга.
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации


Учебник
Атлас





Устные ответы

3.Постановка учебной задачи

-основные занятия восточных славян;
-верования;
- управление у восточных славян

-территорию расселения восточных славян;

Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: постановка вопросов, формулирование цели.


4.Объяснение нового материала.
Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.
Поясняет задание, контролирует его выполнение
Определяют территории происхождение и расселение восточных славян
Индивидуальная работа по тексту учебника с .7, атлас.
Цель:
Задание: На основе текста учебника с.7 и карты определить
места расселения Восточных и составить таблицу.


Названия славянских
Географические ори-

племен
ентиры поселения

Поляне


р.Днепр

Дреговичи

Между реками При-


пять и Двина

Полочане
р.Полота, впадающая


в реку Двина

Славяне
Оз.Ильмень

Северяне
Р.Десна, р.Сейм и Сула


Радимичи
Р. Сож

Вятичи
Р. Ока




Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, практическая работа с картой.

1 ученик делает сообщение остальные проверяют, дополняют.
Самооценка.




Карта атласа
Учебник.

5.Первичное закрепление
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение, фронтальный опрос.
-Перечислить племена и показать места расселения.







Обучающиеся показывают на карте места расселения славян.

Регулятивные: закрепление изученного материала.
Познавательные; работа с картографическим материалом.
Общеучебные: формулируют ответы.

Работа с картой.

6.Самостоятельная работа с взаимо- проверкой.
Составить схему
Занятия славян

С.8-9 учебника
Регулятивные: взаимоконтроль,

Работа в парах по учебнику.

















































Вторичное
закрепление






















·




































































ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА











7.Рефлексия деятельности (итог урока)



Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса.






В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В VVII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства землю, рабочий скот, инвентарь и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Демонстрирую вещественные источники (школьный музей)

Физ.минутка

Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый, -
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.”






Славяне были язычниками.

Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.





Провожу словарную работу.






Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом с12 учебника составьте схему “Управление племенем восточных славян”




Словарная работа:






Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока.


















- 1Изучить параграф 1 вопросы ,использовать карту атласа.
2 нарисовать или смоделировать рабочий инвентарь.

Подведение итогов урока Цель этапа – подведение итогов всех этапов урока.
Учитель: - Что нового обнаружили в процессе изучения материка?
Выставляются оценки за урок.


Задание учащимся: По второму пункту учебника составить схему: "Занятия славян"
ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН



Земледелие Бортничество
Охота
Рыболовство

Скотоводство Ремесло

Лесная зона Подсечно-огневая система

Степная и лесо степная зоны Переложная система

Задание учащимся: Заполните таблицу "Хозяйство древних славян"

Присваивающее
Производящее

Охота
Земледелие

Рыболовство
Скотоводство

Бортничество
Ремесло


Занимаясь земледелием землю обрабатывали
сохой, оставлявшей в земле частые борозды.
Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб
серпами.





Демонстрация картины Славянский поселок.
репродукции в школьном музее.
















Ярило – бог Солнца
Перун – бог грома и молнии
Стрибог – бог ветра
Волос – покровитель скотоводства
Мокош – божество плодородия
Верование, идол, волхвы.
Верили в домовых, русалок, леших, водяных
Идол – статуя языческого бога
Волхвы – люди, умеющие общаться с богами /взаимопроверка/


ВЕЧЕ





С Т А Р Е Й Ш И Н Ы


Вече – народное собрание
Вервь -соседская община
Народное ополчение -военное формирование.





Продолжите предложения.
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись(Восточные славяне)
2. Основными занятиями этих племен были(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда(Соху, борону и серп)
4. По религиозным верованиям племена были(Язычниками)
5. Изображения славянских богов назывались(Идолы)
6. Высшим органом власти у славян было(Вече)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

Умение составлять схему.
Информационно-поисковая, частично-исследовательская.





































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование.



Умение организовать свою деятельность.
Частично исследовательская работа.
Умение составлять таблицу








Описание поселка
/школьный музей/













Регулятивные: учитывают ориентиры данные учителем при освоении материала;
Познавательные: поиск информации.
Коммуникативные: обмен информацией,
взаимодействие.






































Познавательные: поиск и обмен информацией.





2.Коммуникативные: обмен знаниями, мнениями.
3.Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
1.Познавательные: представление о восточных славянах




























Работа в парах по учебнику


























































15