Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Декоративно — прикладное творчество.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа
МБОУ СОШ № 27
Муниципального образования Люберецкий район
Московской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 27
_______________ Долженко Т.Б.
«_______»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(тип программы: ориентир на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Декоративно-прикладное творчество»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-11 лет
(возраст обучающихся)
Составитель:
Емельянова Мария Владимировна
Учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Декоративно-прикладное творчество» разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Декоративно-прикладное творчество» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы по «Художественному творчеству» авт. Проснякова Т.Н.
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
научить детей основным техникам изготовления поделок;
развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
привить интерес к народному искусству;
обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
На изучение курса «Декоративно-прикладное творчество» в начальной школе выделяется в 1 классе –66 часов (2 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 - 4 классах по 68 часов (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ темы п/пКол-во часов Наименование темы/раздела Необходимые материалы Характеристика деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА
Раздел 1. Аппликация и моделирование
(по книгам серии «Любимый образ») – 22 часа
4 Аппликация из природныхматериалов на картоне Природный материал. Засушенные цветы,
листья, ракушки, камни,
стружка Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
4 Аппликация из геометрических фигур Цветная, журнальная,
тетрадная бумага,
картон 2 Аппликация из пуговиц Пуговицы, картон 2 Мозаика из бисера и пайетокКартон, бисер, блестки, бусины, пайетки2 Аппликация из круглыхсалфеток Салфетки для торта,
картон 2 Динамическая открытка
с аппликацией Картон, цветная бумага 2 Моделирование из бумаги
и проволоки Белая бумага,
гофрированная бумага,
проволока 4 Выпуклая аппликация.
Коллективная работа Калька, гофрированная
бумага, цветная бумага Раздел 2. Работа с пластическими материалами
(по книгам серии «Любимый образ») – 12 часов
2 Отпечатки на пластилине Пластилин, картон Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.
Овладение техникой рисования с помощью пластилина.
2 Рисование пластилином Пластилин, картон 2 Обратная мозаика
на прозрачной основе Пластилин, прозрачныекрышки 2 Моделирование из природныхматериалов на пластилиновойоснове Скорлупа фисташек,
пластилин, веточки 2 Разрезание смешанногопластилина проволокой Пластилин, тонкаяпроволока 2 Лепка из теста Соленое тесто Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами
(по рабочей тетради «Школа волшебников») – 16 часов
1 Складывание
из прямоугольника Цветная бумага Знакомство с техникой оригами.
Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.
Создание моделей по предложенным образцам.
Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.
Складывание моделей по схемам.
Умение составлять композиции из сложенных моделей.
1 Складывание из квадрата
динамических игрушек Цветная бумага 2 Складывание гармошкой Цветная бумага 2 Аппликация из одинаковыхдеталей оригами Цветная бумага 1 Оригами из фантиков и чайных
пакетиков Бросовый материал 2 Композиция из выпуклыхдеталей оригами Цветная и белая бумага 1 Сказочные образы в технике
оригами Цветная бумага 2 Оригами из кругов Цветная бумага 2 Архитектурные сооружения
в технике оригами Цветная бумага 2 Коллективные композиции
в технике оригами Цветная бумага Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 18 часов1 Треугольный модуль оригами Бумага цветная Знакомство с техникой модульного оригами.
Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.
Изготовление поделок в технике модульного оригами.
3 Соединение модулей
на плоскости Бумага цветная 2 Замыкание модулей в кольцо Бумага цветная 4 Объемные фигуры на основе
формы «чаша» Бумага цветная 5 Объемные игрушки Бумага цветная 3 Дополнительные материалы навыбор с сайта Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Бумага цветная
№ темы п/пКол-во часов Наименование темы/раздела Необходимые материалы Характеристика деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА
Раздел 1. Аппликация и моделирование
(по книгам серии «Любимый образ») – 24 часа
2 Аппликация и мозаика
из обрывных кусочков бумаги Журнальная бумага,
картон Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
1 Аппликация из птичьих перьев Перья, картон 1 Аппликация из кружев Кружева, картон 1 Аппликация из ткани Накрахмаленная ткань,
картон 2 Аппликация из деталей оригами Бумага, картон 2 Мозаика из ватных комочков Вата, бумага, картон 2 Прорезная аппликация Картон, различныематериалы 2 Гофрированные цепочки Гофрированная бумага,
картон 1 Складывание гармошкой Журнальная бумага 2 Выпуклая мозаика из плотнойбумаги Цветная бумага, картон 2 Моделирование из картона.
Рамочка Картон, цветная бумага 2 Моделирование объемногоизделия из гофрокартонаГофрированный картон 1 Моделирование
из гофрированной бумаги Гофрированная бумага 2 Моделирование
из гофрированной бумаги
и проволоки Гофрированная бумага,
цветная бумага,
проволока 1 Многослойное торцевание
на плоскости Гофрированная бумага,
картон Раздел 2. Работа с пластическими материалами
(по книгам серии «Любимый образ») – 10 часов
2 Раскатывание и обрубовкапластилина Пластилин Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.
Овладение техникой рисования с помощью пластилина.
2 Выпуклая аппликация
из пластилина Пластилин 2 Торцевание на пластилине Пластилин,
гофрированная бумага 2 Разрезание слоеного пластилина Пластилин, проволока 2 Лепка из теста Соленое тесто Раздел 3. Секреты бумажного творчества
(по рабочей тетради «Волшебные секреты») – 18 часов
2 Обрывная аппликация Бумага различная Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
1 Скручивание в жгут.
Аппликации Бумага гофрированная 2 Скатывание в комок. Мозаика Бумага гофрированная
и цветная 1 Гофрированный конструктор Бумага цветная 1 Моделирование из полос Бумага цветная 2 Плетение из бумаги.
Аппликация Бумага цветная 1 Мозаика из объемных деталей
оригами. Коллективная работа Бумага белая и цветная 2 Мозаика из плоских деталей
оригами Фантики, цветная
бумага 2 Сюжетная композиция издеталей оригами на плоскости Картон, цветная бумага 1 Объемная композиция
из деталей оригами.
Коллективная работа Бумага различная 1 Оригами из кругов Бумага различная 2 Соединение различных техник
в одной работе Бумага цветная Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 16 часов2 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого
модуля по своему замыслу Бумага белая, цветная,
журнальнаяЗнакомство с техникой модульного оригами.
Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.
Изготовление рамок для фотографий в технике модульного оригами.
Изготовление объёмных игрушек на основе базовой формы «чаша».
2 Объемные цветы из модуля
«Трилистник» Бумага белая, цветная,
гофрированная3 Треугольный модуль оригами.
Сказочные образы на основе
формы «чаша» Бумага цветная 2 Игрушки объемной формы Бумага цветная 2 Художественные образы
объемной формы Бумага белая и цветная 3 Сборка изделия из модулей накаркасе. Коллективная работа Бумага цветная 2 Дополнительные материалы
по выбору с сайта
Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Бумага различная
№ темы п/пКол-во часов Наименование темы/раздела Необходимые материалы Характеристика деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.
(по книгам серии «Любимый образ») – 20 часов
1 Объемные изделия в технике
оригами Цветная бумага Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
1 Симметричное вырезание Цветная и белая бумага 1 Игрушки из картона
с подвижными деталями Картон, проволока 1 Рисование ватой по бархатной
бумаге Бархатная бумага, вата 1 Моделирование из конусов Цветная бумага 1 Моделирование
из гофрированной бумаги
на проволочном каркасе Гофрированная бумага,
проволока 1 Надрезание бахромой,
скручивание в жгут Гофрированная бумага 2 Объемное конструирование издеталей оригами Цветная бумага 5 Моделирование из бумажныхсалфеток Цветная бумага,
салфетки 2 Простое торцевание
на бумажной основе Гофрированная бумага,
картон 2 Многослойное торцевание Гофрированная бумага,
цветная бумага,
картон 1 Моделирование из фольги Фольга Фольга, проволока 1 Объемные украшения
для костюма из бумаги Гофрированная бумага,
цветная бумага Раздел 2. Текстильные материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа
1 Аппликация из резаных нитей Шерсть, картон Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка).
Умение работать с шаблоном при изготовлении деталей для аппликации.
Знакомство с видами швов.
Знакомство с видами вышивки.
Изготовление мягких игрушек, используя шаблоны.
2 Нитяная бахрома Шерсть, тесьма 3 Моделирование из помпонов Шерсть, картон, проволока 3 ИзонитьКартон, мулине 3 Аппликация из нитяныхваликов Шерсть, картон 1 Приклеивание ниток
по спирали Шерсть, картон 1 Аппликация из распущенноготрикотажа Трикотаж, картон 1 Вышивание по ткани Ткань, мулине 1 Аппликация из ткани,
приклеенной на бумагу Ткань, бумага, тесьма 1 Аппликация из жатой ткани Ткань, бумага, картон 1 Аппликация из ткани и ниток Ткань, шерсть, картон 5 Шитье по выкройкам Ткань, шерсть, тесьма Раздел 3. Пластические материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 8 часов
1 Раскатывание пластилина,
получение плоскихизображений Пластилин Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином и солёным тестом.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.
Овладение техникой рисования с помощью пластилина.
Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций.
2 Разрезание пластилина.
Мозаика из разрезных деталей Пластилин 1 Обратная аппликация
из пластилина на прозрачнойоснове Пластилин, прозрачныекрышки 2 Пластилиновые нити,
продавленные сквозь сито Пластилин,
металлическое сито,
картон 1 Разрезание пластилина,
аппликация Пластилин, картон 1 Лепка из теста на каркасе Соленое тесто, фольга Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов3 Модуль кусудамы «Супершар».
Художественные образы наоснове этого модуля Цветная, белая,
упаковочная бумага Продолжить знакомство с техникой модульного оригами.
Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.
Изготовление рамок для фотографий в технике модульного оригами.
Изготовление объёмных игрушек на основе базовой формы «чаша».
Создание композиций из сделанных поделок.
2 Соединение в изделии модуля
«Супершар» и треугольного
модуля Цветная и белая бумага 2 Изделие с использованием
модуля «Трилистник»
и треугольного модуля Цветная,
гофрированная бумага 2 Объемные изделия
из треугольных модулей Цветная бумага 6 Художественные образы
из треугольных модулей Цветная и белая бумага 2 Дополнительные материалы
по выбору с сайта Страна
Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Различные виды бумаги
№ темы п/пКол-во часов Наименование темы/раздела Необходимые материалы Характеристика деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА
Раздел 1. Работа с бумагой
(по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа
1 Аппликация с раздвижкой Журнальная бумага Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
Освоение способов разметки деталей.
Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.
Создание моделей по предложенным образцам.
2 Оригами из окрашенной бумагиБелая бумага, краски 2 Симметричное силуэтноевырезание Цветная бумага 2 Транспарантное вырезание Цветная бумага 1 Аппликация из рельефнойбумаги Цветная бумага 1 Коллаж из различныхматериалов Разные виды бумаги,
картон, тесьма 2 Объемное моделирование
из бумаги Цветная бумага 1 Объемные изделия в технике
многослойного торцевания Гофрированная бумага,
проволока 2 Моделирование
из гофрированной бумаги
на проволочном каркасе Гофрированная бумага,
проволока 2 Моделирование из фольги Фольга, проволока 2 Веерное гофрирование Цветная бумага, картон 2 Трубочки из гофрированной
бумаги Гофрированная бумага 1 Прорезание канцелярскимножом Плотная бумага 2 Конструирование игрушки
с подвижными деталями Бумага, картон Раздел 2. Текстильные материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 13 часов
2 Аппликация из ткани.
Петельный шов Ткань Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка).
Продолжить знакомство с видами швов.
Продолжить знакомство с видами вышивки.
Изготовление мягких игрушек, используя шаблоны.
1 Аппликация из синтепона сосдвижкой Синтепон, бумага,
картон 6 Вязание крючком Пряжа 4 Шитье мягкой игрушки Ткань, синтепонРаздел 3. Пластические материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 15 часов
3 Разрезание многослойнойпластилиновой заготовки
сложной формы Пластилин, картон,
проволока Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином и солёным тестом.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.
Овладение техникой рисования с помощью пластилина.
Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций.
2 Папье_маше на пластилиновой
форме Пластилин, бумага 4 Техника «пластилиновые нити»
в сочетании с другими
техниками Пластилин, картон,
сито 3 Лепка из пластилина
на проволочном каркасе Пластилин, проволока 2 Резьба по пластилину Пластилин, картон 1 Надрезание пластилина
проволокой Пластилин, проволока Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов4 Конструирование цветов Цветная бумага Продолжить знакомство с техникой модульного оригами.
Приём складывания треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.
Изготовление рамок для фотографий в технике модульного оригами.
Изготовление объёмных игрушек на основе базовой формы «чаша».
2 Конструирование птиц
сложной формы Цветная бумага 2 Изделия с деталями круглойформы Цветная бумага 2 Соединение модулей разногоразмера в одном изделии Белая и цветная бумага 2 Конструирование средств
транспорта Белая и цветная бумага 3 Конструирование
архитектурных сооружений Цветная и журнальная
бумага 2 Дополнительные материалы
по выбору
с сайта Страна Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании авторской программы «Художественное творчество» авт. Проснякова Т.Н. уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Декоративно-прикладное творчество» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, авторская программа «Художественное творчество» авт. Проснякова Т.Н. предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Работа с бумагой и картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
Работа с текстильными материалами. Теория – первоначальные сведения о тканях.
Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.
Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться, приходить к общему решению;
o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию (сериация. — согласно Ж. Пиаже, упорядочение предметов по некоему признаку — размеру, цвету и пр.), классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
№ НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. КОЛИЧЕСТВО.
Библиотечный фонд и печатные средства
Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н.Проснякова1
Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н.Проснякова1
Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н.Проснякова1
Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н.Проснякова1
«Забавные фигурки. Модульное оригами» авт.Проснякова Т.Н., Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011 1
Технические средства обучения.
Интерактивная доска. 1
Мультимедийный комплекс. 1
Принтер. 1
Сканер. 1
Документ-камера. Экранно-звуковые пособия.
Презентации к занятиям. Игры и игрушки.
Наборы цветной бумаги, картона. Пластилин. Ножницы, клей. Образцы готовых изделий. Оборудование класса.
Учительский стол, стул. 1
Ученические столы, стулья. Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок. 2
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. 2
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения:
от_________2016 года №____ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________________________
______________________2016 год