Конспект занятия Птички клюют ягодки на веточке (пластилинография)


Приложение 2
Комбинированное урок для выездной работы в школах наслегов с начальными классами.
Разработала:
воспитатель ГКУ РС(Я) «ХСРЦН»
Байгильдина З.М.
Тема: «Птички клюют ягодки на веточке».
Цель занятия: воспитывать эстетически-нравственное отношение к птицам через нетрадиционную технику рисования; упражнять в получении более светлого оттенка путем смешения пластилина разных цветов; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.
Нетрадиционная техника: пластилинография.
Оборудование: тонированный лист формата А с изображением зимнего дерева, заготовки силуэтов птичек, клей - карандаш, клеенка, планшет «Красная рябина» (рябина весной, летом, осенью, зимой), рисунки зимующих птичек, тряпочки для вытирания рук.
Литературное оснащение занятия: «Сказка о Красной рябине», викторина о птицах, стихи «Кормушка» Ю. Кушак, «Слетайтесь, пичуги!» Р. Бухарев.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
2.Сообщение темы и цели занятия.
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем комбинированное открытое занятие по нетрадиционной технике рисования и по окружающему миру. Почему я так сказала «нетрадиционная техника рисования»?
- Правильно. Мы обычно рисуем карандашами и кисточками. А сегодня я научу вас рисовать необычным способом.. Мы сегодня не будем пользоваться ни карандашами, ни кисточками. С помощью наших пальчиков, пластилина можно получить красивые картинки.
–Еще сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
– Как называются эти птицы ? (Зимующие.)
– Для чего нужны птицы в природе ? (Создают красоту в природе, являются санитарами леса, способствуют размножению растений).
3.Показ презентации «Зимующие птицы нашего края».
Сказочно красив лес в зимний день, особенно, когда вдруг блестнет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих знаете- это снегири, синички, воробьи и многие .
-А теперь я хочу вам рассказать одну сказку. Вот послушайте про кого она?
Ты, рябинушкаРаскудрявая.
Ты когда взошла,
Когда выросла?
- Я весной взошла
Летом выросла.
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
- Итак, поняли о каком дереве будет сказка?
-Да, правильно, о рябине. Теперь послушайте, что же произошло с рябиной и с птицами?
3. Основная часть занятия.
а) Рассказ воспитателя «Сказку о Красной рябине» и показ происходящего на фланелеграфе:
« Жила- была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела красивыми белыми цветами. Когда отцвели цветы, появились ягодки. Все лето рябина пила водичку, грелась на солнышке, и ягодки созревали, становились все больше и краснее. Наконец ягодки созрели. Позвала рябина птичек: «Птички, летите есть мои ягодки, они уже созрели». Но птички сказали: «Еще не время. Рано».
Наступила осень. Листья у рябины пожелтели, покраснели и наконец, опали. Опечалилась рябина –никто ее ягодки не ест. Позвала рябина снова птичек, а они опять говорят, что рано.
Наступила зима. Всю землю покрыл снежок, спрятались все насекомые, мухи и муравьи, засыпало снегом все семена. Тут и прилетели птички клевать рябиновые ягодки: «Настало время! Больше нам нечего кушать. Спасибо тебе, рябина, что сохранила для нас свои ягодки».
б) Ответы на вопросы.
- Понравилась вам сказка?
- Почему птицы летом и осенью отказались клевать рябиновые ягодки?
-Правильно, летом для птиц еды много: семян, ягод разных много, насекомых много, а зимой они прячутся под снегом и птицам есть нечего.
- С приходом зимы вся земля покрывается снегом. Насекомые прячутся под снегом, в коре деревьев, ягоды тоже остаются под снегом. Зимой наступают сильные морозы, птичкам холодно и трудно находить им корм. Они все ближе побираются к жилищам людей. Здесь им конечно легче найти пищу. А в лесу именно ягодки , которые остались висеть на деревьях, являются главным кормом для птиц.
- А человек может помочь птицам пережить суровую зиму? Как? (ответы детей).
« Кормушка» Р. Бухарев.
Медленно-медленно падает снег
Тихо по снегу
Идет человек.
В шапке и шубе своей меховой
Красные санки везет за собой.
В санках желтеет
Кормушка для птиц;
Для корольков, снегирей и синиц.
Падает, падает снег…
Доброй дороги тебе, человек!
-Да, ребята, вот вы тоже со своими родителями сделали кормушки. После занятия
вам надо будет их развешать на участке и каждый день подкармливать. Если птички сразу не прилетят к вашим кормушкам, не печальтесь. Они обязательно найдут ваши кормушки и будут радовать вас. Если зимой они погибнут от морозов, то летом некому будет нас радовать своим пением и не спасутся деревья от вредных насекомых. Леса без птичек опустеют и высохнут. Они приносят людям огромную пользу.
«Слетайтесь, пичуги!» Ю. Кушак.
Где утром к опушке
Прошел человек,
Следы заметает
До вечера снег.
Но всюду-
У еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны
Зерна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
Мы помнить и думать
Должны друг о друге
г) Физкультминутка
1.Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем
Крылья мы сложим назад.
4 Практическая часть занятия. Пластилинография.
(Детям раздается тонированные листы с изображением ветки рябины и силуэты птичек, вырезанные их белого картона).
а) Показ этапов работы.
-Ребята, нам с вами нужно налепить птичек и посадить их к нашей веточке.
Мы с вами будем использовать черный, красный, желтый и белые цвета пластилина. Чтобы получить более светлые тона мы можем взять белый пластилин и немного, например, черного. Хорошенько разминаем и получится серый цвет и т.д. Чтобы пластилин стал мягким эластичным, нужно «согреть», хорошо пальцами разминаем.
- А теперь, ребята, мы с вами будем лепить синичек и снегирей, поэтому вам кроме черного цвета нужен желтый и красные цвета. Берем небольшие кусочки пластилина придавливаем, равномерно размазываем пластилин до краев контура, сглаживая поверхность пальцами. Красным или желтым пластилином вы можете делать грудки. Края чистим, а лишний пластилин убираем стекой.
- Далее приклеиваем птичку на рисунок к дереву. Скатываем небольшие шарики- это у нас будут ягодки рябины и украсим наше дерево.
- Вот у нас получилась зимняя картинка, где птички сидят на рябине и кушают ягодки. Теперь все птички радуются и говорят вам: «Спасибо!», за то, что вы для них налепили ягодки. Теперь они все сыты и не страшны им никакие морозы.
- А теперь вытираем руки сперва тряпочкой, а потом на перемене пойдем мыть с теплой водичкой и мылом.
5. Рефлексия. Итоги.
- На этом наш урок подошел к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие.
О чем мы говорили сегодня на занятий? Что нужно делать, чтобы беречь птиц от голода и холода? (ответы детей).
Теперь вы все будете делать кормушки и откроете «Птичью столовую», и будете их подкармливать. Удачи вам! Берегите птиц и природу!. Правила прикорма птиц.
1. Зимой нужно вешать кормушки и подкармливать птиц.
2. Нельзя сыпать в кормушки очень много корма.
3. Нельзя пугать птиц.
4. Нельзя бросать в птиц снежками.
5. Нельзя давать птицам сладости и жареные семечки.
6. Нельзя давать соленое сало.
7. Дынные и арбузные зерна следует раздавить.