Перспективное планирование по ознакомлению с фольклорными произведениями в младшей группе


Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе младшего возраста
Цели:
Приобщать детей к устному народному творчеству.
Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.  
Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. 
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
Формировать понимание назначения и основного содержания  закличек, поговорок, потешек.
Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.
Задачи:
Потешки:
Познакомить детей с новыми потешками.
Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
.Привлекать детей к рассказыванию потешек.
Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.
Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
Совместная деятельность взрослого и детей
Использование потешки в режимных моментах.
Рисование водички по потешке «Дождик, дождик поливай…»
Физкультминутка.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
Беседа о потешках.
Создание мини -книжки по любой потешке всей семьёй.
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Курочка и цыплята»
Образовательная деятельность в режимных момента.
Исполнение потешек во время режимных моментов.
Игры по содержанию потешек.
Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра «Чьи детки».
Заклички:
Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Беседа о закличкахОбыгрывание закличек на музыкальных инструментах.
Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик..»Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
Использование дыхательной гимнастики «Ветерок» (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)
Игра «Солнечный зайчик».
Рисование дождика с использованием нетрадиционной техники рисования (на песке, на манке и т. д.).
Интеграция разных видов деятельности (аппликация+рисование, аппликация+лепка)
Загадки:
Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
Учить детей отгадывать загадки.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Использование загадок .Разгадывание загадок по описанию
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
Рассматривание домашних животных на «русском подворье»
Пальчиковые игры.
Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.
Обогащать словарный запас.
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
Совместная деятельность взрослого и детей.
.Выполнение действий согласно тексту.
Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
Подвижные игры «У медведя во бору…», «Щенок Митрошка».
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использование пальчиковых игр в повседневной деятельности детей, режимных моментах (одевание на улицу, умывание, прогулка)
Русские народные сказки.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок», «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух» с использованием театральных кукол бибабо, пальчикового театра, плоскостного театра на фланелеграфе.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Чтение сказок.
Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
Рассказывание сказок по картинкам.
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Слушание сказок перед сном.
Колыбельные:
Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
Беседа о колыбельной песне.
Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
Слушание колыбельных песен перед сном.
Поговорки:
Познакомить детей с поговорками.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
Осень.
Потешки:
«Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел-сидит, грызет.
Ай, кто-то идет!»,
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.», «Синичка, синичка, воробью сестричка.
Воробей – воришка залез в амбаришко.
Клевать просо- тупым носом.»,
«Чистая водичка умоет Саше личико,
Анечке – ладошки,А пальчики – Антошке.»,
«Зайке холодно сидеть,надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
А потом, прыг да скок».
«Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!»
«Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.»Русская народная игра «Щенок Митрошка»
Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,
(дети «кормят» щенка кашей с ложки)
Уронил Митрошка, ложку за окошко.
(дети «выбрасывают» ложку за плечо)
Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.
(дети бегут за ложками)
«Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет.»,« Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.»«Кисонька – Мурысенька,
- Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька – Мурысенька,
- Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька – мурысенька.
- Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька – мурысенька,
- С кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна! Не ешь одна!»
«Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть или Бореньке снесть,
Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.!»Пальчиковые игры:
«Осенние листья»
«За грибами…»
«ЭтЭтот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну а этот взял и съел, Потому и потолстел. Бабушка очки надела И внучонка разглядела.
« Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!»
Игра – песня «Курочка»
«Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы,
Полное корытце.»Загадки:
«Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.»(гриб)
«Много одежек, и все без застежек.»(капуста)
«Сладкая, красная на грядке растет.»(морковка)
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»(кошка)
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»(собака)
«Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.
А потом лежит у ног. Это маленький… щенок.»,«Ищет зернышки подружка
С хохолком на макушке
От крыльца недалеко
Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?»(курочка).
Заклички:
«Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти!»
«Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.»Колыбельные:
«Котя, котенька, коток, котя серенький лобок
Прийди котя ночевать, мою деточку качать,
Я тебе, тебе коту за работу заплачу:
Дам кусок пирога и кувшин молока»
Сказки:
«Репка»,
«Теремок»
Зима
Потешки:
«Как на горке - снег, снег.
И под горкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, - не шуметь. ««Ты, мороз, мороз, мороз.
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки Самокаточки.»
Ой ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
«Ой
Загадки:
«Зимой и летом – одним цветом»(елка)
«Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится»(заяц)
«Всю зиму лежал, а весной убежал» (снег)
«С неба звездой, а в руке водой» (снежинка)
«Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой» (сосулька)
Пальчиковые игры:
«Весело зимой»
«Снежок»
«Маленький Егорка»
Сказки:
«Рукавичка»
«Заяц, петухи лиса»
Колыбельные:
«Ай, люли-люленьки…»
Весна
Потешки.
«Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки. »«Пальчик-мальчик, где ты был…»
«Солнышко»
«Ласточка, ласточка,
Милая касаточка, Ты, где была?
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Погоду добывала,
Несу, несу
Весну-красну!»
«Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот так хорошо.» «Жаворонки»
Заклички:
«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик поливай…», «Радуга-дуга»,
«Иди, весна,
Иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
полной снопок,
Большой урожай
В наш край!»
«Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.»Пальчиковые игры:
«Сорока-ворона кашу варила»
«Моя семья»
Поговорки
«Труд человека кормит» «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».
Колыбельные.
«Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…»